Йолдыз Миннуллина – бренд татар в XXI веке. Ее творчество может быть в разных форматах, но это всегда – атмосфера.
В последнее время Йолдыз занимается переводом в современный формат творчества другого бренда татарской литературы – поэта Мударриса Аглямова. Ранее в рамках творческой лаборатории TAT CULT LAB в формате литературного театра было представлено стихотворение поэта «Э аннары…» («А затем…»). В этот раз поэтесса выбрала стихотворение «После тихого часа».
Стихотворение Аглямова повествует о совместном начале пути, о совместном поиске и о сомнениях в себе, о своей правде. Ключевая фраза в стихотворении – «рожденный строить и создавать не может уйти, разрушив». Она освобождает от страха разрушения, и герои спектакля размышляют на это тему, ведь невозможно отпустить мысль о том, что можешь все разрушить одним неверным шагом.
Еще год назад Йолдыз Миннуллина в своем интервью «Татар-информу» поделилась, что видит себя больше даже не поэтом, а неким менеджером, агентом, который продвигает творчество других поэтов. «Доводить творчество до других людей – это тоже творческая работа, какой-то поиск. Это мне интересно. Я смотрю, как это делают в других народах, как раньше делали, какими путями продвигали. Допустим, какой должна быть поэзия, чтобы она собирала стадионы», – сказала она тогда.
Наконец, мы можем наблюдать работы Йолдыз Миннуллиной в этом направлении.
Актер, похожий на Мударриса Аглямова
В свою постановку Йолдыз Миннуллина привлекла как профессиональных, так и непрофессиональных актеров – артисток Кариевского театра Рузанну Хабибуллину и Альбину Нугманову, Айдара Ахмадеева, который работает корреспондентом в ИА «Татар-информ», а также артиста фольклорного ансамбля «Сорнай» Дмитрия Глухова.
Йолдыз нравится работать с Евгением Скрипачевым. Вдвоем они создали образы татарского писателя Кави Наджми и ее жены Сарвар Адгамовой на эскизе спектакля «Дом», посвященного судьбе Мергасовского дома в Казани. И для постановки по стихотворению Мударриса Аглямова «Э аннары…» в рамках творческой лаборатории TAT CULT Йолдыз также выбрала Евгения Скрипачева.
Евгений небольшого роста, худощавый, с обритой головой – этим он напоминает самого Мударриса Аглямова. А второй актер – светловолосый – мог быть выбран по схожести с поэтом Зульфатом – творческим другом и единомышленником Мударриса Аглямова. Тогда третий актер на сцене мог олицетворять поэта Роберта Ахметзянова. А одна из девушек – жену поэта Зульфата Фираю Маликову, которая была настоящей опорой и надеждой талантов того времени и самым гениальным «менеджером».
Действие происходило на площадке в центре зала творческой лаборатории «Угол». Зрители, рассаженные в несколько рядов по сторонам площадки, в течение довольно долгого времени наблюдали, как актеры играют в игру «Кто лишний?». Кульминационной точкой спектакля стало само стихотворение Мударриса Аглямова, озвученное голосом Йолдыз Миннуллиной.
Влияние Нурбека Батуллы
В постановке Йолдыз Миннуллиной ощущается влияние Нурбека Батуллы. Главный хореограф Кариевского театра, обладатель «Золотой маски» Нурбек продвигает идеи свободы, неограниченности, «расширения», избавления от рамок и ограничений в татарском искусстве. Значит, у Батуллы уже выработался свой почерк, и он становится примером для других творцов.
Ранее на круглом столе в «Татар-информе» Нурбек Батулла призывал тех, кто создает татарское искусство, смелее переходить границы «непонятного» и неизведанного.
«Я бы дал один совет: надо ставить непонятные спектакли. Если произведение искусства мне полностью понятно, если я строю в своей голове критические схемы, значит, это мне знакомо. Значит, это не рождает в моей голове новых нейронных связей. По мне, у искусства и цель такая – создавать новые нейронные связи. А это не совсем просто. И для зрителя, и для режиссера, писателя и художника… Нам не надо бояться… Понимать в искусстве необязательно. Если у тебя не работает аппарат восприятия, ты можешь войти через понимание. Понимание – это логос, это лишь одна часть нашего бытия. Не понимаешь – есть другие инструменты. Ты расслабляешься, соединяешь свое тело с актером на сцене – это один инструмент. Во-вторых, ты смотришь, как он двигается в пространстве. Что рождает его движения – треугольник, круг или хаос – в этом случае современный театр, пожалуй, ближе к изобразительному искусству. Если здесь композиционное мышление, то приходит и какое-то восприятие. Мне кажется, не нужно бояться непонимания. Надо входить в непонятные области».
Тимур Бекмамбетов – поклонник Йолдыз?
Среди зрителей поэтического спектакля «После тихого часа» были помощник Президента РТ Наталия Фишман, известный российский режиссер Тимур Бекмамбетов, театральный режиссер Ильгиз Зайниев, поэтесса Ильсояр Ихсанова, литературовед Миляуша Хабутдинова и другие.
Корреспондент «Татар-информа» уже во второй раз встречает Тимура Бекмамбетова на постановках с участием Йолдыз Миннуллиной. В прошлом году режиссер посмотрел в Казани эскиз спектакля «Дом» о Мергасовском доме в рамках театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка», где автором эскиза и одним из главных артистов была Йолдыз Миннуллина.
Успел ли Тимур Бекмамбетов стать поклонником творчества Йолдыз Миңнуллиной? Сама поэтесса это предположение не подтвердила. Тимур Бекмамбетов и Наталия Фишман после спектакля быстро ушли. Но присутствие Тимура Бекмамбетова в двух из трех подготовленных Йолдыз Миннуллиной спектаклей, пожалуй, можно рассматривать как интерес режиссера к творчеству Йолдыз.
– Постановку Йолдыз посмотрели два видных режиссера – Бекмамбетов и Зайниев, – сказала я после спектакля Ильгизу Зайниеву.
– Только есть одно отличие: второй первого знает, а первый второго – нет, – сказал Ильгиз Зайниев.
– Ты был знаком с Мударрисом Аглямовым?
– У меня в саду растут посаженные им две яблони, – ответил Ильгиз Зайниев, который построил дом возле Лебяжьего озера, где проживают татарские поэты.
Йолдыз Миннуллина будет работать в Доме татарской книги
Есть надежда, что Йолдыз Миннуллина и в дальнейшем будет пропагандировать творчество татарских поэтов. Сейчас она занята в команде, недавно назначенной директором Дома татарской книги поэтессы Луизы Янсуар. Концепцию типографии в Доме татарской книги тоже разрабатывает Йолдыз. Возможно, в атмосфере этой типографии у поэтессы появится желание опубликовать свой сборник. У Йолдыз Миннуллиной к данному моменту вышла всего одна книга, которая давно уже разошлась. Готовит ли поэтесса новый сборник – об этом пока ничего не известно.
Нет комментариев-