Как всё начиналось
Как ты заразился коронавирусом?
Я заразился, скорее всего, от мамы, потому что сначала у нее начались симптомы. 28 июня она заболела, и 1 июля у меня появились симптомы, хотя мы предохранялись — носили маски, перчатки. Я понимаю, что не всегда можно соблюсти все тонкости, помню, что иногда на улице все равно задевали руками маску, очки поправляли.
Какие были симптомы?
У мамы началось всё с высокой температуры — 38,5, сильный озноб. Потом то же самое началось у меня, плюс диарея. Почему-то я сразу подумал, что это коронавирус, не знаю почему, так почувствовал. Мы вызывали врача по месту жительства, потому что мы живем не там, где прописаны. Приходила терапевт, но ничего не сказала, только «это всё временно, всё пройдет».
Можешь рассказать подробнее, как был одет терапевт? Были ли у него специальные средства защиты, когда он к вам приходил?
Терапевт была очень легко одета, у нее была тоненькая полупрозрачная масочка, накидка и всё. На ней даже перчаток не было, точно помню, молоденькая девушка.
Мы с мамой хроники, у нас есть хронические легочные заболевания, я долго лежал в больнице с легкими. В принципе мы с мамой в группе риска из-за этого.
Состояние ухудшалось, но в больницу было попасть невозможно
А что за болезнь, если не секрет?
Это аутоиммунное заболевание, которое поражает легкие, то есть мы обследуемся у пульмонолога, и у нас в принципе такая же ситуация, как и у людей с коронавирусом, фиброз легочный идет. Это было вызвано нашим иммунитетом, у нас такая реакция.
Когда у нас поднялась температура, мы очень испугались, потому что находимся в группе риска. Я сразу подумал, что, наверно, это коронавирус, надо вызывать врача. Так как мы приняли жаропонижающие средства, она сказала «вот вам же лучше стало, принимайте противовирусные три дня, и вам на третий день станет лучше». На третий день нам лучше не стало, мы вызвали опять врача, пришла другая.
Состояние ухудшалось? Можешь описать, температура продолжала расти? Что было?
Просто было стабильно плохое состояние. Было так тяжело, что даже невозможно было просто встать с кровати и дойти до туалета, не было сил.
Какая-то ломота в мышцах, слабость….
Да, очень сильные были мышечные боли. У мамы были очень сильные суставные, мышечные боли. Даже вены болели очень сильно, как будто их выдергивают из тела, вот такие боли были. Или как будто кусачками откусывают суставы. Очень сильно болели глаза, их невозможно было открыть, все время хотелось лежать с закрытыми глазами и ничего не делать. Аппетита не было, очень сильная слабость.
Где-то на пятый день появился сухой кашель. Мы вызвали снова врача, пришел другой терапевт. Она уже была более экипирована.
«Нам надо было срочно найти основание для госпитализации»
Когда вы вызывали врача, вы говорили, что у вас есть подозрение на Covid или какие-то симптомы? Как они реагировали?
Нам на самом деле помог совет моей двоюродной сестры, которая тоже переболела коронавирусом. Она сказала «скажи им, что у тебя был контакт с больным коронавирусом, потому что если так не сказать, то они не обращают внимание». Я потом вспомнил, что мама ездила на старую квартиру, где в этом же доме живут наши больные родственники. И она по сути дела пользуется с ними одним лифтом. Я подумал, что наверняка мы через них могли заразиться.
Мы подумали, что в принципе мы можем позвонить и сказать, что у нас был контакт с больным Covid. И когда мы так сказали, к нам тут же пришел терапевт. Она уже была более экипирована. Она посмотрела, назначила какое-то стандартное лечение — противовирусные, еще что-то. Хотя было понятно, что это уже не поможет, был уже 5-6-й день заболевания. Она дала направление на рентген. Конечно, он ничего особого не показал.
Не показал поражение легких?
Нет, потому что такое не увидишь на рентгене, надо делать именно РКТ. Мы обзвонили все клиники в Казани, нигде невозможно сделать РКТ, даже по полису ОМС. Либо делать за деньги. Мы, отчаявшись, записались на ближайшее число, это было 10 июля. Почти 7 тыс. рублей на одного человека стоит РКТ, клиника на Мавлютова, 2, хотя там можно по полису ОМС сделать. Но мы решили это дело не тянуть, тем более учитывая, что у нас есть хронические заболевания.
У нас и раньше РКТ были не очень хорошие, нам надо было срочно найти основание для госпитализации.
Мы просто лежали с мамой дома, болели, и тут пришла терапевт сама, мы ее не вызывали. Говорит: «Я хочу вас посмотреть». У нее был в руках пульт пульсоксиметр, которым они измеряют содержание кислорода в крови. Она посмотрела у мамы, у нее было очень низкое — 92, а все, что ниже 94, — это признак для беспокойства.
Она сказала: «Я дам вам направление на госпитализацию, вы должны вызвать «Скорую», и просто говорите мою фамилию». Этим она нас спасла, потому что она пришла и решила нам выписать направление в Республиканскую инфекционную больницу.
«Тест на коронавирус делали ватными палочками, а результат так и остался тайной»
Когда к вам первый раз терапевт приходила, она делала тест на коронавирус?
Маме брали тест на Covid, приходили на дом, но мазок брали немножко неправильно. Вот этот зонд на палочке они должны засовывать до конца, так, чтобы эта палочка уперлась в заднюю стенку носоглотки, а они обычными ушными короткими палочками делали. По сути, они взяли мазок только по крыльям носа, вглубь они даже не залазили. Ей сказали, что результат будет готов только через четыре дня, это очень долго.
Почему у тебя не брали?
Они сказали, что от Роспотребнадзора не пришло разрешение. Я в принципе, когда смотрел в интернете, там писали, что все анализы проходят через Роспотребнадзор, и они в итоге решают, какой диагноз ставить и вообще нужно ли выдавать человеку разрешение на тест. Поэтому у них был с собой только один тест. Они взяли у мамы, в итоге мы его результат так и не узнали.
Провести несколько часов в очереди, на жаре, чтобы сделать тест на Covid-19 и получить направление на госпитализацию
Как вас в итоге госпитализировали?
Нас спасло то, что пришла терапевт и по своей воле выписала направление. Она забеспокоилась о нас. Она — молодая девушка.
Она выписала направление, мы позвонили в "Скорую" и ждали ее около 9 часов. Они хотели забрать только маму, но она уговорила взять и меня на обследование. Кстати, врач скорой помощи был без маски и перчаток, фельдшер была полностью экипирована. Может быть, у них закончилась экипировка, но ему будто было уже все равно, заболеет он или нет.
"Скорая" быстро оформила и забрала меня и маму. Сказали, что сначала повезут в клинику РЖД. Нам повезло, там не было очереди. Когда мы приехал, РКТ сделали быстро.
Как там делали тест на Covid-19?
В инфекционке нам сделали мазок как положено, но ради этого пришлось несколько часов простоять в очереди. Все больные сидят в машинах "Скорой", жарко, выходить из машин нельзя, хочется лечь, но не получается, приходится в неудобных креслах сидеть и терпеть несколько часов.
Нас завели в приемный покой инфекционной больницы, мы немного подождали и зашли к врачу-инфекционисту. Там нам измерили пульс, содержание кислорода в крови.
Около 2 часов ночи у нас взяли мазок на Covid-19 и сказали, что можно поехать домой или остаться в больнице, дождаться результатов, которые будут в 7 часов вечера. Мы решили не сидеть с другими больными и поехали домой на такси.
«Мы обрадовались, что наши мучения заканчиваются»
Как вы узнали результаты теста?
В 7 вечера мы дозвонились с 20-го раза в инфекционку, где нам сказали, что результат положительный и нужно приехать в больницу за результатами мазка и на "Скорой" ехать в 7-ю городскую больницу.
Мы обрадовались, что наши мучения заканчиваются.
Получается, нужно сначала ехать в инфекционку, потом домой, потом на «Скорой» в больницу?
Да, как минимум двое суток уйдет на то, чтобы попасть в больницу. Больных очень много на самом деле — подозрения на респираторные заболевания. Это очень пугает. Люди прям на своих ногах приходят к инфекционке со словами «пожалуйста, примите нас». А их не принимают, потому что на "Скорой" стоят очереди. В общем, там творится ад.
В итоге мы получили на руки свои анализы, вызвали "Скорую", она приехала очень быстро. Сначала хотели забрать только маму, но она настояла на том, чтобы меня тоже забрали. Когда они померили мой кислород, он тоже оказался низким, 92 или 93. У мамы было еще ниже.
Нас забрали в 7-ю горбольницу, но там тоже были очереди, и мы еще, наверное, до рассвета сидели в машине скорой помощи.
В приемном покое было не так много людей, но некоторые сидели там сутки, те, которые приехали либо сами, либо те, кого отправили сюда из инфекционки. Я попал в приемный покой в 2 часа ночи, а люди сидели с 6 утра предыдущего дня и до сих пор сидят в приемном покое и не могут получить помощь. Могут, но там всё делается медленно.
У них есть протокол обеззараживания, где после каждого пациента надо обеззаразить, проветрить и подождать какое-то время. Прием каждого больного — очень медленный процесс. И, наверное, больше половины тех, которые сидели в приемном покое, были отправлены домой. Потому что берут только очень тяжелых людей с хроническими заболеваниями или которые в возрасте.
«У моей мамы 71% поражения легких. Она меня успокаивает, говорит, что все нормально»
Как вас приняли? Расскажи о процессе госпитализации. В больнице стало легче?
Меня приняли в 7 утра только. Маму приняли быстро, потому что у нее были плохие показатели — некогда было ждать. Ее оформили быстро и вне очереди. А мне сказали, что я молодой и подожду. И я попал самым последним. После меня не было больных.
Тут же мне дали капельницу, это был гормон, как я и предполагал. А он как раз таки снимает воспаление и помогает успокоить иммунную систему. После него мне стало легче. По сути дела, меня этим и лечат. А маму еще и антибиотиками.
Еще нам дают Плаквенил. Утром и вечером в таблетках. Это антималярийное средство, которое вроде бы оказалось эффективным в борьбе с коронавирусом.
Новых препаратов не используют?
Пока нет, только эти препараты.
Еще нам колют в живот уколы, чтобы у нас не образовывались тромбы. Потому что при коронавирусе образуются тромбы. Я заметил разницу, как лечат амбулаторно и в больницах. Лекарств типа Гриппферона, Арбидола вообще не назначают. Тут совершенно другое лечение.
Сейчас в 7-й горбольнице много людей? Там действительно не хватает мест?
Я когда проходил мимо палат — двери были открыты, и все они были заполнены. У нас в палате четыре человека. Но ощущение, что палата рассчитана на меньшее число человек. Скорее, на троих. У нас было четыре человека, сейчас трое. Одного забрали в реанимацию. Мы ничего не знаем о его судьбе.
У моей мамы 71% поражения легких. Ей сделали повторную РКТ, и у нее пока даже не назвали цифру поражения в последний раз. Сказали: «Пока все не очень хорошо. И готовьтесь к длительному лечению». В принципе, мы себя неплохо чувствуем. Видимо, организм адаптируется, несмотря на низкий кислород.
У нее сейчас какое самочувствие?
Может, она меня так успокаивает, но говорит, что нормальное. У нас есть кислородная маска с трубочкой внутри. Мы стараемся ею постоянно дышать. Когда я спрашиваю: «Как твое состояние?», она говорит: «Нормально, неплохо себя чувствую». Это хорошо. Потому что у нее большой процент поражения легких, плюс еще и предыдущие заболевания. Она пока справляется без реанимации. Я думаю, это хороший знак. Но врач сказала, что радоваться рано, потому что никаких клинических улучшений нет.
Сколько лет твоей маме?
Ей 56. Пока клиническая картина сложная, но радует, что организм справляется.
«Эта жара очень сильно мешает выздоровлению, потому что нам не хватает свежего воздуха»
Какие условия в больнице?
Здесь на самом деле очень сложно психологически: нельзя выходить из палаты. Палаты очень маленькие.
Есть кондиционеры, вентиляторы?
Кондиционеров нет, вентиляторов нет, просто открыта дверь, чтобы был какой-то сквозняк. Закупорена вентиляционная система, это сделано в целях безопасности, чтобы болезнь не проходила дальше. Хорошо, что есть душ в палате.
Вот у меня содержание кислорода в крови падает после душа. Когда я в первый раз пошел в душ, у меня содержание кислорода упало до 82, мне прям стало страшно. Я задыхался, как будто меня в воду окунули, я сразу же побежал за кислородной маской, стало полегче. Во второй раз у меня содержание кислорода еще ниже упало, но тогда я уже не задыхался, такое ощущение, что мой организм как-то адаптировался.
Что врачи по этому поводу говорят? Запрещают ходить в душ? Какие указания дают?
Я думаю, врачи уже привыкли к такому, потому что это обычное явление при таком заболевании.
В нашей палате мы не боимся открывать дверь, мы не боимся сквозняков, а у мамы в палате достаточно пожилые женщины лежат, они боятся открывать дверь, а так воздуха вообще нет. Поэтому я маме советую чаще дышать кислородом через маску, протираться мокрым полотенцем. Эта жара очень сильно мешает выздоровлению, потому что нам не хватает свежего воздуха и просто тяжело. Ты просто сутками прикован к своей кушетке, ты можешь от одного угла пройти в другой — вот и вся прогулка.
Как долго вы находитесь в больнице?
У меня все дни в один свелись, мне кажется, мы сюда либо 9-го, либо 10-го июля попали. Где-то пятый день лежим (интервью состоялось 14 июля, — прим. Т-и).
Чем занимаетесь пока в больнице, как разбавляете свой досуг?
Вообще нет никаких сил, жара плюс большие дозы лекарств, хочется все время спать. Я стараюсь иногда читать книжки, описываю свое состояние в соцсетях, пытаюсь предупредить людей, чтобы они не расслаблялись. Очень много людей без масок ходит, хочу, чтобы моя история стала уроком. Потому что, когда меня поднимали из приемного покоя наверх в палату, санитарка сказала: «У нас есть люди, которые заразились, просто сходив в магазин за продуктами». Больных очень много, мне сказали обязательно очки носить, маски, перчатки. Нужна бдительность.
«Я очень хочу на море»: о чем мечтаешь, когда заболел коронавирусом
Много знакомых заразилось коронавирусом?
У меня многие родственники переболели ковидом, у мамы на работе половина персонала заболело, даже есть смертельные случаи. Даже молодых вирус не щадит. Я понимаю, что это длительный процесс. Я думаю, мы с мамой еще полгода на выздоровление потратим.
Чего бы ты сейчас больше всего хотел? Съесть мороженое, искупаться в речке?
Ой, я бы хотел быть на море, я очень хочу на море. Даже просто на озеро поехал бы, полежал, отдохнул в тишине, прогулялся бы по лесу — это уже было бы счастье большое. Сложно сидеть в запертом маленьком помещении, психологически сложно.
Нет комментариев-