Людмила Шевчук родилась в 1924 году в селе Акимовка Запорожской области Украинской ССР. Жизнь ее полна удивительных событий, и, несмотря на сложности, в свои 94 года она остается светлым и позитивным человеком.
«Биография моя, конечно, сложная, но интересная. Я прожила без злобы, без зависти, без жалости, и ко мне везде относились очень хорошо», – начала свой рассказ Людмила Николаевна.
Окончив семь классов, Людмила поступила в авиационный техникум.
«Когда приехала учиться на второй курс, “Киев бомбили, нам объявили, что началася война…” Тогда никто себе даже представить не мог, что такое на самом деле война», – вспоминает она.
За Родину, за Сталина!
К сентябрю немцы уже приблизились к Крымскому перешейку и все ближе подбирались к Акимовке.
«Войска стали отступать, ведь советские солдаты были практически безоружны – ну что там винтовка и семь патронов в кармане», – вспоминает Людмила Николаевна.
Те мирные жители, кто не хотел попасть в плен или быть убитыми, начали уходить. Поцеловав мать на прощание, ушла и Людмила.
«Молва прошла про немцев, что они жестокие, забирают в плен, убивают, насилуют, и когда наши войска стали отступать, мы – молодежь – за ними плелись, не зная, где восток, а где запад», – делится ветеран.
Сколько шла за солдатами, Людмила Николаевна уже и не помнит, но говорит, что остановились, когда на пути им попался полевой военкомат. Солдат и сельских жителей начали опрашивать, кто кем является.
«Дошла очередь и до меня. Спросили: “Ты кто?” А я один курс техникума только к тому моменту окончила, говорю: “Да никто”. Мне дали санитарную сумку и сказали – будешь раненых перевязывать. А я бинт ни разу в руках не держала, в селе у нас, если что-то случится, просто возьмешь тряпочку и перевяжешь. Мне сказали – научишься. Так с 41-го года меня стали называть медсестрой», – вспоминает Людмила Николаевна.
Войсковая часть, в которой служила Людмила Шевчук, отступала от Ростова до Белгорода. В 1943-м оказались на Орловско-Курской дуге, где вступили в сражение с врагом в Курской битве.
«Танки собрали со всего Советского Союза! И оружие, и солдат… Вспоминать тяжело… немцы на нас бегом наступают, у них автоматы, пулеметы, минометы, а у нас – винтовки. Наши на эти пули, на эту смерть бегут с криками: “За Родину! За Сталина!” Это просто видеть надо», – рассказывает Людмила Николаевна и неожиданно останавливается...
«Вот я говорю, а мне кажется, что я в холодной комнате, кожа дыбом встает», – говорит она и словно сжимается, будто замерзла.
Вспоминая те страшные дни, красивая женщина меняется в лице. Ее взгляд становится печальным, понимаешь, что в своих воспоминаниях она далеко отсюда – в тех суровых годах войны.
«Был бой, и не один! Стрельба и взрывы, танки и немцы. И я забывала, что я живая: у меня не было ни страха, ни усталости. Я не старалась где-то присесть, в окопчик какой-нибудь спрятаться. Ползала по полю, как по квартире. Верьте или не верьте – сама до сих пор удивляюсь, как я никогда не думала ни об отце, ни о матери, ни о себе», – говорит она.
Пулеметчик, медсестра и «Максим»
Один бой Людмила Николаевна запомнила в мельчайших деталях.
«Во время боя позвал меня голос: “Сестричка, сестричка”. Я поползла к нему под пулями. Оказалось, что это наш пулеметчик. А пулемет у нас тогда был станковый, “Максим” назывался. Обслуживали его два человека – один заряжает ленту, а другой стреляет по немцам. И вот одного из пулеметчиков ранило, и я поползла его перевязывать. Ну а немцы-то не дураки, запеленговали точку пулеметную и решили уничтожить ее», – вспоминает Людмила Николаевна.
Попав под обстрел, девушка была ранена в ногу. К этому времени второго пулеметчика уже унесли, и они с другим бойцом остались вдвоем.
«Он говорит мне: “Подавай патроны!” А как их подавать-то? Ну я и начала из этой ленты их вытаскивать. А он кричит: “Что ты делаешь?!” Тогда я предложила ему самому ленту подавать, а сама стала стрелять. Целиться меня еще в школе научили, даже значок есть БГТО («Будь готов к труду и обороне»). И вот он заряжает пулемет, а я палю по немецким шеренгам, которые бежали на нашу позицию», – рассказывает Людмила Николаевна.
Сколько времени юная медсестра и пулеметчик провели в бою, сказать сложно даже ей самой – часов не было, но помнит, что продержались они дотемна.
«После боя кто-то пришел и забрал меня, говорит: “Забирайся мне на спину, я тебя вынесу”. И как мешок понес меня. И тут мы слышим, сзади нас танк урчит, а сзади может быть только немецкий танк. И все ближе и ближе к нам. И солдат со мной на спине побежал. Бежит, прямо задыхается, я ему кричу: брось меня в окопчик, а он бежит и молчит. Так и вынес меня», – рассказывает Людмила Николаевна.
Утром раненных в бою повезли в госпиталь, и кто-то крикнул Людмиле вслед: «Сестричка! А ты представлена к награде – к ордену Красной Звезды.
После того боя юную медсестру ждало долгое путешествие по госпиталям, довезли ее аж до Баку.
«Пока моя очередь дошла, чтобы врачи осмотрели рану, нога уже вся опухла, начала чернеть, и они предложили ее ампутировать. Я говорю: “Не дам!”, а они: ”Умрешь!” Я говорю: ”Умру, но ногу не дам ампутировать!” Они меня на каталку положили, чтобы в операционную отвезти, а я с каталки кувырком на пол. Сказали: ”Хочешь умирать? Умирай, только не у нас!”» – вспоминает Людмила Николаевна.
Письмо Сталину
Раненую девушку решили отправить домой, однако дом ее на тот момент находился на оккупированной немцами территории. Единственным вариантом оставалось ехать к маминой сестре в Москву.
«В сопровождении медсестры меня отправили на поезде в Москву. Дядю отправили на фронт, тетя с утра до вечера была на работе, и я целый день сидела дома одна. А нога-то болит – необработанная, даже не промытая как следует. А там же не только осколки от снарядов и мин, грязи сколько! И я по своей сельской глупости написала письмо Сталину», – вспоминает с улыбкой Людмила Шевчук.
Сейчас поражается – как ей только тогда в голову пришла эта мысль?
«Война, фронт, где-то отступают, где-то наступают, не хватает оружия. Мы были вшивые, грязные, вонючие, просто передать невозможно – и тут я со своим письмом! Письмо, конечно, коротенькое было. Написала, что была на Курской битве, была ранена, предлагают ампутировать ногу. А в конце фраза: “Лучше умереть на фронте, чем жить в тылу калекой!”», – вспоминает ветеран.
Отправить письмо помогли соседи. Людмила Николаевна предполагает, что лично Сталин ее письма, конечно, не читал, но ответ пришел быстро. Через несколько дней на пороге появились двое военных и предложили девушке проехать с ними. Она без лишних вопросов согласилась.
«Они отвезли меня в один госпиталь, потом в другой – везде предлагали ампутацию. И только один из врачей решил попробовать сделать операцию», – делится Людмила Шевчук.
Нога начала потихоньку заживать. Девушку в госпитале навестил двоюродный брат, она уговорила его забрать ее домой. Ехать пришлось под бомбежками, больная нога сильно осложняла дорогу. Тем не менее добрались до дома они живыми.
В родном селе Людмила пошла на поправку, костыли потихоньку сменила на трость. Девушку вновь призвали – сначала отправили учиться на зенитчицу в Запорожье.
«Утром с общежития идем на поле, где учат нас зенитчицами быть. Девочки-то идут нормально, а я с палкой. Пока доковыляю, пропускаю, что они там изучают, и ничего не понимаю. Тогда комиссия решила отправить меня в запасной радиополк. Так я оказалась в городе Горьком в 62-м отдельном учебном радиополку», – вспоминает фронтовик.
Проучившись полгода на радиста-телеграфиста, она попала в стрелковую дивизию. Вместе с разведчиками ходила по полям и передавала в штаб данные о местах дислокации немцев.
Людмилу Николаевну демобилизовали из армии уже после войны, в сентябре 45-го. Она поехала в Ленинград, где ее взяли сразу на третий курс энергетического техникума. После защиты диплома Людмилу Николаевну отправили работать в Заполярье.
Встреча с Фиделем Кастро
Проработав десять лет на гидростанции, Людмила Николаевна поехала работать на строящуюся Братскую ГЭС. Сначала трудилась на подстанции, потом диспетчером, со временем выросла до старшего инженера.
«В один прекрасный день к нам приехал Фидель Кастро. Всех рабочих распустили. Но мне повезло – я попала в небольшую группу, которая его сопровождала. Мало того, что я оказалась близко, так еще и осмелилась сказать: “За таким мужчиной пешком через океан можно пройти”. Ему эти слова перевели, он обернулся, внимательно так на меня посмотрел, и в этот момент меня потихоньку так сзади схватили и увели», – улыбаясь, вспоминает Людмила Николаевна.
До пенсии женщина проработала в сфере энергетики. Вышла на заслуженный отдых и уехала к сыну в Казань. Людмила Николаевна рассказывает, что сегодня самая большая радость ее жизни – это внуки и правнуки.
Мы разговаривали больше двух часов. Людмила Николаевна рассказала, что к ней часто приходят школьники, чтобы послушать ее воспоминания о годах войны. По словам Людмилы Шевчук, рассказывать детям об этом нужно и важно – чтобы знали, как это было.
Орден Красной Звезды
Награда, о которой Людмиле Шевчук сообщили сразу после Курской битвы, нашла ее лишь спустя 65 лет. Из-за постоянных переездов ее следы затерялись. Позаботились о возвращении награды внуки Людмилы Николаевны, которые отправили запрос в военкомат. Изучив архивные документы, спустя долгие годы ей вручили заслуженную награду.
Людмила Николаевна Шевчук награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Красивая женщина накануне своего 95-летнего юбилея очень любит жизнь, своих близких и верит, что те ужасы, которые выпали на долю ее поколения, не повторятся никогда.
9 мая вместе с внуками и правнуками, несмотря на свой солидный возраст, Людмила Николаевна будет в строю Бессмертного полка... Вспомнит.. Чтобы помнили...
Нет комментариев-