Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Я понял, что будет переворот, и решил покинуть страну»: история афганского журналиста, бежавшего от режима талибов*

«Я понял, что будет переворот, и решил покинуть страну»: история афганского журналиста, бежавшего от режима талибов*
Три месяца назад весь мир с ужасом наблюдал за событиями в Афганистане. Вывод американских войск, захват территорий талибами, падение Кабула и, наконец, страшный хаос в столичном аэропорту. «Снег» поговорил с очевидцем тех событий - афганским журналистом, работавшим в информационном агентстве «Middle East Press» Исааком Данишем.

 «Правительство приказало не сопротивляться, сдавать посты и уходить»

- Удалось ли вам «переварить» августовские события?

- В голове до сих пор не укладывается, что вот так молниеносно можно поменять в стране абсолютно все. Сменилась власть, была разрушена полиция, армия, система экономики. И все это - за два дня.

Каждый из нас надеялся на дохийское соглашение между США и «Талибаном», которое остановило бы войну, позволило сформировать временное правительство, а затем провести выборы. Планировалось, что в новом правительстве будет и «Талибан», и мирные жители, и другие нации.

Но произошло то, чего люди абсолютно не ожидали. Это настоящая трагедия.

- Когда вы поняли, что точка невозврата пройдена и обратного пути нет, надо спасаться?

- За пару дней до взятия Кабула, боевики захватили район Сайган в провинции Бамиан. Я оказался там и разговаривал с правительственными военными, которые вернулись со службы домой. На мои вопросы, почему армия так быстро сдалась, они говорили, что им было приказано не сопротивляться талибам, сдавать посты и уходить. Вот тогда я понял, что все – будет переворот, и решил покинуть Афганистан.

- Как вы выбирались из страны?

- Я находился в провинции Бамиан, которая к тому моменту уже была окружена боевиками. Оттуда мне нужно было добраться до Кабула, чтобы улететь в Россию. По дороге в столицу меня остановили боевики и провели полный досмотр. К счастью, я смог хорошо спрятать документы, среди которых были и пресс-карта, и российский паспорт. Документы не нашли и меня отпустили.

Добравшись до Кабула, я встретился со знакомым генералом, который подтвердил, что ситуация действительно плохая, и скоро в стране произойдут серьезные изменения. После этого я купил билет в Россию, где меня ждала жена, и без проблем долетел до Москвы.

«В первую очередь виноваты Штаты»

- Значит, вам повезло не застать тот ужасный хаос в аэропорту Кабула. А как вы считаете, кто должен понести за него ответственность?

- Ответственность за этот бардак, за эту трагедию должен нести Запад, особенно США. А также правительство Афганистана и президент Ашраф Гани - за то, что так просто сдались и не защитили свой народ. Но, в первую очередь виноваты Штаты.

- Как вы лично оцениваете решение США по выводу войск?

- Это было сделано совершенно непродуманно и поспешно. Хотя, отчасти я рад тому, что они наконец покинули нашу страну. Не могу сказать, что они сделали что-то хорошее за эти 20 лет: бесконечная война, взрывы, смерть. Ничего не менялось.

Проблему можно было решить другим подходом. Власть в Афганистане - не одна: у нас много племен, в которых есть свои лидеры. Однако американский дипломат Залмай Халилзад поддерживал только президента Ашрафа Гани, игнорируя других важных руководителей. За то время, что американцы находились в стране, они могли найти поддержку у местного населения, объединиться и, возможно, решить все мирно.

«Вчера - террористы, сегодня - друзья»

- Что вы думаете о постепенном превращении талибов из членов запрещенной в России террористической организации в «адекватных мужиков» и «вменяемых людей»?

- Вчера - террористы, сегодня - друзья. У каждой страны свои интересы, которые необходимо отстаивать в первую очередь. Но Москва глубоко ошибается насчет «Талибана», веря в то, что они изменились.

Лидеры талибов заявили, что не будут преследовать журналистов, бывших военных, а также членов различных меньшинств. Но мы каждый день наблюдаем за тем, как без причины арестовывают всех, кого обещали не трогать. Недавно в Мазари-Шарифе убили двух женщин, которые работали в полиции при бывшем правительстве. Просто расстреляли на месте. 

Более того, в Афганистане сейчас набирает силу ИГИЛ**. Москва думает, что талибы смогут уничтожить ИГ, но это не так. Основываясь на своих данных, я полагаю, они, наоборот, сотрудничают между собой.

Мы брали интервью у одного генерала, который поделился с нами информацией о том, что на севере Афганистана «Талибан» и ИГИЛ вместе воюют против правительства. Нам предоставили снятые боевиками видеоматериалы, на которых было видно развевающиеся рядом друг с другом флаги талибов и игиловцев. Рано или поздно, это может стать угрозой для Москвы.

- Как журналист, какую оценку вы можете дать освещению афганского конфликта в российской и мировой прессе?

- Знаете, власть и политика очень сильно влияют на журналистику. Я не думаю, что мы услышим стопроцентной правды от российских или мировых СМИ о том, что на самом деле происходит в Афганистане. Сначала российские журналисты называли «Талибан» террористами, потом – «боевиками», «движением», а сейчас они чуть ли не друзья. Откровенно говоря, я уже не знаю, чего еще ожидать от местных СМИ - хоть государственных, хоть независимых.    

«У татар есть Татарстан и они могут вернуться на родину»

- Что сейчас происходит с вашими коллегами – афганскими журналистами?

- Все журналисты, с которыми я работал, закрыли редакции и покинули страну. Оставшихся очень мало и они редко выходят на связь, прячутся, потому что для них там не безопасно. Плюс, в провинциях постоянные проблемы со связью. Я уже месяц не могу связаться со своей семьей – родителями, братьями, сестрами.

Преследованию подвергается не только пресса, но и национальные меньшинства, которые не говорят на языке пушту. В Афганистане очень много персоязычных народов, к которым можно причислить татар, узбеков и всех, относящихся к хазарейцам. 

- К слову о татарах Афганистана: каким вы видите их нынешнее положение?

- Думаю, им живется не лучше других. Но хорошо, что у татар есть Татарстан и они могут вернуться на родину. А мы - хазары, не знаем куда себя деть.

«Люди в Афганистане умирают от голода, а СМИ об этом молчат»

- Что вы думаете об истории с «Панджшерским львенком» и его соратниками? Был ли у сопротивления хотя бы малейший шанс?

- У них был бы шанс, если бы не помешали другие страны (особенно соседние, как, например, Пакистан). У них был бы шанс, если бы им оказали хоть какую-то внешнюю поддержку. Народ не помогает им, потому что он абсолютно истощен войной. Более того, огромное количество людей в Афганистане умирают от голода… И все это при тотальном молчании со стороны СМИ .

На мой взгляд, если мировое сообщество признает правительство «Талибана», у сопротивления не останется никаких шансов.

- Какой вы видите дальнейшую судьбу Афганистана?

- Если мировое сообщество признает «Талибан», то внутри Афганистана произойдет полная дестабилизация. «Талибан» вообще не знает, как управлять страной. Они не признают прав женщин, хотя это половина общества. Не признают других наций и религий. По их закону шииты и другие нации не могут занимать государственные должности. Если они продолжат этот вектор управления, то скоро снова разгорится гражданская война. В Афганистане не будет стабильности, а ИГИЛ воспользуется этим, и наберет силы для возрождения.

*«Талибан» - организация признана террористической, деятельность запрещена на территории РФ с 2003 года.

**ИГИЛ - террористическая группировка, запрещена в РФ.

СПРАВКА

Исаак Даниш - афганский журналист, работал в информационном агентстве «Middle East Press». Его агентство работало 10 лет, публикуясь на пяти языках: русском, арабском, английском, пушту и персидском. С приходом к власти «Талибана» «Middle East Press» закрылось, а Исаак был вынужден бежать из страны.

Амруллаева Наргиза

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям