Церемония прощания проходила во дворе дома, где проживала, на улице Рихарда Зорге. Корреспондент ИА «Татар-информ» побывала на панихиде и пообщалась с родными и близкими покойной.
«Вторая мама для студентов»
«Сегодня татарский мир, и тюркский мир переживают огромную утрату. От нас ушла наш любимый учитель, известный языковед, доктор филологических наук профессор Фагима Хисамова. Ее роль в нашем становлении как специалистов в сфере татарского языка неоценима – она дала нам знания, была нашим наставником в науке, жизни, работе, - сказала в своем прощальном слове директор Высшей школы татаристики и тюркологии КФУ имени Г.Тукая Альфия Юсупова. – Светлая память о ней останется в наших сердцах навсегда. Каждый студент татфака запомнил ее такой – открытой, улыбчивой, доброй, отзывчивой, всегда готовой помочь. Мы ее всегда будем любить.
По словам Альфии Юсуповой, Фагимой Хисамовой она была знакома с 1983 года.
«На первом курсе она была куратором нашей группы, преподавала у нас фонетику, введение в языковедение. Мы с ней побывали в экспедициях в рамках «Музейной практики» - помню, ездили в страны Балтии. Для приехавших в Казань студентов она становилась близким человеком, как вторая мама. Ее мудрые советы, обоснованное мнение всегда помогали нам – в науке, работе над диссертациями, научными трудами. Мы ее очень любим.
Я общалась в Фагимой Миргалимовной в студенческие годы, затем мы работали на одной кафедре. В прошлом году она ушла на пенсию, и до этого времени мы тесно общались – обсуждали многие вещи, обменивались мнениями.
Фагима апа вместе с Нурмухаммат абый воспитали троих сыновей. Сыновья все с высшим образованием, воспитаны с чувством любови и уважения к родному татарскому народу. Таких интеллигентных семей, сумевших дать своему народу сразу троих достойных сыновей, не очень-то много. Айдар и Нияз – художники, их творчество знают не только в Татарстане и России, но и за рубежом. Старший сын Айваз по образованию историк, в последние годы занимался предпринимательством. Двое дочерей Айваза - Лейла и Зухра пошли по стопам бабушки и дедушки, стали кандидатами филологических наук. Учились в отделении татарского языка. Также очень хорошо владеют английским языком. Фагима апа и в семье наверное была прекрасной женой, она была надежным тылом для Нурмухаммата абый», - рассказывает Альфия Юсупова.
«Делала самый вкусный балэш»
«У нас никто не может делать балэш так вкусно, как Фагима апа, - говорит Юсупова. – Она умопомрачительно вкусно его готовила. Мы на праздниках, совсем не стесняясь, просили ее приготовить это блюдо. Она с удовольствием нас угощала».
По словам Юсуповой, последний раз с Фагимой Хисамовой они встретились в университете на мероприятии, посвященной Аязу Гилязову.
«У нее болели ноги. Но пока была на ногах, всегда приходила на мероприятия университета. В последнее время мы знали, что она болеет. Мы с коллегами по кафедре всего две недели назад ходила к ней, чтобы справиться о ее здоровье», – директор Высшей школы татаристики и тюркологии КФУ
«Хоть и известная ученая, дружила с простыми людьми»
Провожать в последний путь Фагиму Хисамову вышли и ее соседи. У всех на глазах были слезы. Корреспондент ИА «Татар-информа» пообщалась с одной из них – Санией Самигуллиной.
«Уже 35 лет мы с Хисамовыми соседи. Очень хорошая семья, честные, интеллигентные люди. Хоть они жили на пятом этаже, а мы на втором, мы общались. И Нурмухаммат, и Фагима души не чаяли в детях. Всех детей в подъезде любили. Как встретимся – лицо засияет от радости, вдоволь наговоримся о делах, о жизни. Я уж сама человек совсем простой, а они, хоть и достигли больших степеней, высокомерия не знали. Фагима давала мне газеты почитать. Она со всеми соседями жила дружно», - рассказала женщина.
Она в последний раз видела свою соседку летом.
«Летом она еще иногда выходила на улицу. Ходила опираясь на машины во дворе. У нее очень сильно болели ноги. Но уже к осени ей стало хуже, выходить перестала. Во время последней встречи сказала: «Болею». Болезнь у нее была в ногах. Я ей и советы свои давала: «У меня то же самое, вот, попробуй, сходи к этому врачу». И к врачам она ходила», - рассказала Сания апа.
«Она была очень активной, и даже в последние годы. Это удивительно. Какой была 35 лет назад, такой осталась. С Нурмухамматом так хорошо ладили. О ее кончине узнала только сегодня. Начали люди собираться – вышла посмотреть, что происходит. Очень жаль», - сказала соседка Хисамовых.
«Позвонил и сказал: «Фагима не может ходить»
«С Фагимой апа мы общались и были друзьями семьи с тех пор, как поженились с Талгатом. 16 лет мы друзья, - рассказала супруга профессора Талгата Галиуллина Фаузия Султан-Галиуллина. – Фагима апа очень снисходительная, никогда плохого слова никому не скажет. Она Нурмухаммата абый берегла, заботилась о нем. Были красивой, образцовой семьей. За 4 дня до кончины Фагимы апа говорили с ним по телефону. В 11 ночи Нурмухаммат абый позвонил, был очень взволнован, сказал «Фагима встать не может». Фагима апа в течение одного дня ничего не ела, затем два дня пролежала в коме и ушла от нас. Болезнь у нее была в ногах, связана с сосудами. В последние годы она с трудом ходила».
«Чтобы не разбудить мужа, чай заваривала с вечера»
«И вот теперь, когда Фагима апа ушла, переживаю, что же будет делать Нурмухаммат абый, - говорит Фаузия ханум. – Они ведь были очень привязаны к друг другу.
Фагима апа была настоящей татаркой, всецело посвятившей себя заботе о муже. Чтобы утром не шуметь и не разбудить его, она заваривала чай с вечера и утром в термосе приносила на работу. К мужу относилась с безграничным почтением. Слово Нурмухаммата абый для нее было превыше всего. Она жила им.
Я за него очень боюсь. Все в руках Всевышнего. Так-то он сам очень сильная личность, но как перенесет это горе? Так переживаю за него, думаю, может взять его к нам домой. Правда, у него есть дети, внуки – одного не оставят…
Фагима Хисамова – человек, всю свою жизнь посвятивший науке, воспитанию молодого поколения ученых. И биография у нее особенная, в основном связана с Казанским университетом. Также она некоторое время поработала в школе, Дрожжановском и Азнакаевском районах РТ», - рассказала Фаузия ханум.
«Была настоящим борцом»
Поработавшая с покойной десятки лет в одном университете, доктор филологических наук, профессор Талгат Галиуллин назвал Фагиму Хисамову своим «первым советчиком».
«В татарском литературоведении Фагима Хисамова была светлой звездой. Действительно, для татарского и тюркского языкознания это очень большая утрата. Труды Фагимы апа были известны не только в Татарстане, но во всем тюркском мире, в масштабах России. Мне довелось поработать с ней долгие годы. В годы образования татарского факультета она была моим первым советчиком, первым помощником. Всегда своим мудрым словом, красивой мыслью вдохновляла, помогала. Фагима Миргалимовна была очень открытым человеком. Никому плохого слова не скажет, со студентами, с учителями была в равных, дружеских отношениях. Поэтому ее светлый образ, светлая память останутся в сердцах навечно.
С другой стороны, мы с Хисамовыми дружили семьями. Поэтому вся наша семья покойную провожает с тоской и глубоким чувством горя», – рассказал Галиуллин.
«Говорят, «человек уходит – песня остается». Твои песни – это написанные тобой книги. Твои труды по истории языка, по современному языку долгие годы будут служить маяком. Потому что это труды, которые никогда не устареют и не исчезнут.
Фагима Миргалимовна, прощаться с тобой нам очень тяжело. Но нас утешает одно: во-первых, твое имя сохранится в наших сердцах, в сердце татарского народа. Да, ты с флагами на улицы не выходила, но ты доказала, что татарский язык – один из великих языков в мире, и в этом была твоя борьба. Ни у кого нет сомнения, что твое место – в раю. Прощай, спи спокойно», – такими словами попрощался с коллегой Талгат Галиуллин.
«Помню, как 40 лет назад перевозил Хисамовых в этот дом»
Бывший коллега Фагимы Хисамовой, доктор исторических наук Искандер Гилязов был очень взволнован.
«С Фагимой апа долгие годы жили вместе. Дружили с ее семьей. Она была очень теплым человеком. Для меня – близким, как родная. Поэтому сегодня прощаться с ней очень тяжело. Примерно 40 лет назад мы перевозили семью Хисамовых из Дербышек в эту квартиру. Вот теперь провожаем ее в последний путь. С ней было очень хорошо общаться и работать. Нурмухаммат абый, желаю вам терпения», - сказал Искандер Гилязов.
«Заботилась как о маленьком ребенке»
«Никто из нас не пришел в этот мир навечно. Сегодня вот и Фагима апа переходит в вечность. Даже одна встреча и беседа с ней были способны оставить в человеке глубокий след. От каждого ее слова веяло материнской заботой и мудростью. Если сегодня в республике более 300 писателей, то, я уверен, более половины из них – ученики Фагимы апа Хисамовой. Фагима апа ухаживала за Нурмухаммат абый, как за маленьким ребенком. Это знает вся республика. И за это очень большое ей спасибо, - сказал председатель Союза писателей Данил Салихов.
«Мама и упрек свой говорила через улыбку»
Старший сын Фагимы Хисамовой Айваз рассказал немного о характере мамы.
«В последние годы у мамы болели ноги. Сама-то она была крепкой. Старалась помогать нам – сыновьям. Мы за это ей очень благодарны. Долго в постели не лежала – два дня не могла на ноги подняться, а потом три дня уже не вставала с постели. Ближе к концу есть не могла. Тогда уже стало понятно. Но ушла легко.
...Она была идеальной мамой. Бывало, сердилась, но мы ее не боялась, даже когда была недовольна чем-то, она говорила это сквозь улыбку. Она была очень добрым, милосердным человеком. Есть ли еще такие, как она? Папа еще до конца не понимает, какая эта утрата. Но нам сказал: «Больше нет смысла жизни», - рассказал старший сын покойной.
«В последние пять дней угасала, как свеча»
Один из сыновей-близнецов Фагимы ханум Айдар Хисамов рассказал ИА «Татар-информ» о последних минутах жизни матери.
«Мы к родителям приходили с братом. В последние пять дней она внезапно стала угасать, как свеча. 17 числа мы с женой Диной пришли днем, мама в это время уже была в коме. Она уже начала дышать тяжело. Мы старались успокоить папу. Не прошло и часа, умерла», - сказал Айдар.
По словам участников панихиды, еще один сын Фагимы Хисамовой не смог прилететь на похороны из Германии.
«Мы хорошо понимали друг друга»
Супруга старшего сына Фагимы Хисамовой Венера Хисамова тоже из людей науки – она профессор КФУ, заведующая кафедрой романо-германских языков и международных коммуникаций.
«Ушла эпоха. Не только в науке, но и в жизни. Мы с мамой были очень дружны. Отношения были теплые, обсуждали многие вещи, были общие секреты», - вспоминала Венера Хисамова.
«Теперь если только на том свете встретимся»
Нурмухаммата абый не видела около пяти лет. То ли годы сделали свое, то ли от горя, мысли свои высказывал медленно, очень волновался.
«В последние годы готовил еду и приносил к кровати Фагимы, кормил ее. В последние три дня ничего не брала в рот. Ничего не понимая, без единого движения два дня пролежала в коме», - рассказал он о последних днях жены.
По словам Нурмухаммата абый, Фагима апа была очень довольна жизнью.
«Она свое удовлетворение жизнью выражала несколькими словами. Она говорила – я никому ничего плохого не сделала, студентам своим ни одного грубого слова не сказала. Для нее ее студенты были как ее дети. Она умеет воспитывать людей, у нее опыт – ведь вырастила троих сыновей. Я представить себе не могу, как дальше без нее буду жить?
Теперь мне осталось только надеяться на встречу с ней в мире вечном. Прощай, моя душа. Я ее называл «бэбчегем» («малышка» - Ред.). Прощай. Пусть земля будет тебе пухом. Она ведь побывала в хадже, у могилы Пророка Мухаммада. И в мире вечном будь рядом с такими. Душа моя, прощай», - сказал Нурмухаммат Хисамов.
Нет комментариев-