Известный на территории всего Советского Союза и постсоветского пространства создатель кинокартин «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок» и др. звонко начал свою творческую карьеру именно в Казани. В память о Станиславе Говорухине «События» собрали интересные факты из биографии режиссера и воспоминания о нем земляков-современников.
1. Родина Станислава Говорухина – Свердловская область (с 2005 г. это территория Пермского края), деревня Березники. Родители развелись еще до его рождения, однако мать Прасковья Глазкова не только подняла сына, но и смогла дать Станиславу и его старшей сестре Инессе высшее образование. Начальное же образование Станислав Говорухин получил в 94-й школе Казани. Ее выпускниками, к слову, являются также известный в Казани и далеко за ее пределами звукорежиссер Валерий Мустафин и организатор межрегионального инклюзивного фестиваля «Песня, гитара и я» Алла Гребнева.
«Это школа с давними традициями. Когда Станислав Говорухин учился в ней, директором был Иосиф Маркович Найшуллер – замечательный человек, заложивший эти традиции. Эта школа выпускала людей с большой душой, высокого полета, которые многого добивались жизни. Например, и известный российский бард Леонид Сергеев тоже учился в этой школе. Словом, там были люди большой души – и учителя были такие, и выпускники», – рассказала Алле Гребнева.
2. В 1958 году Говорухин получил диплом геологического факультета Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина (ныне КФУ) и около года работал геологом Средне-Волжского геологоразведочного управления.
3. Еще будучи студентом Казанского университета, Станислав Говорухин часто посещал гремевший в то время студенческий театр СТЭМ КАИ.
Мы познакомились, когда он ходил на представления нашего театра СТЭМ КАИ. Сдружились и с ним, и с его семьей. Я хорошо знал его первую жену Юнону Кареву, которая работала в театре, сына Сережу, который часто сидел у него на коленях. Долгие годы было все хорошо. Когда он уже переехал в Москву, даже предлагал мне сниматься в эпизоде фильма «Место встречи изменить нельзя». К сожалению, у меня в этот момент были гастроли. Жалко, конечно, что не удалось, – поделился с корреспондентом «Татар-информ» воспоминаниями о режиссере создатель театра СТЭМ КАИ, известный литератор, режиссер и композитор Семен Каминский. – Встречались и потом, но последние годы реже, конечно, в связи с его большой работой, связанной с политической деятельностью.
Во время одной из последних встреч я рассказал, что пересматривал пару его фильмов «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя» и захотел сделать их ремейки – «Россия, которую мы нашли» и «Так жить можно». Посмеялись. Он сказал: «Сделаешь, покажи». В прошлом году я показывал ему свой сценарий, постановку которого хотел бы, чтобы он сделал. Это сценарий к фильму «И тогда он сказал да» про великого режиссера и артиста Соломона Михоэлса (лауреат Сталинской премии второй степени – прим. Т-и) . Сценарий Станиславу очень понравился, но уже тогда он честно признался, что ему уже не хватит сил».
4. В 1959 — 1961 годах Говорухин был редактором и ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения. Затем поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и окончил его с отличием.
5. Однако еще до Москвы Станислав Говорухин снискал славу в Казани и женился здесь в первый раз – на актрисе Юноне Каревой. В браке родился сын Сергей.
В воспоминаниях Заслуженного артиста России, режиссера, журналиста, барда и также выходца из Казани Бориса Львовича Станислав Говорухин остался молодым и, бесспорно, талантливым красавцем.
«Я младше Славы лет на десять – это уже следующее поколение казанской творческой, как сейчас говорят, тусовки. Я был школьником, когда он уже был в Казани звездой. Конечно, мы знали, что это человек незаурядный. Он учился на геологическом факультете в Казанском университете, но был, безусловно, творческой личностью.
Мало, кто помнит, что в Казани был такой поэтический псевдоним – братья Гобелдоны. Это три творческих известных в Казани человека – Говорухин, Беляев и Донская. Николай Беляев – казанский поэт, известный по всей стране. Ира Донская стала известным общественником, нас всех молодых курировала, и она тоже человек очень творческий. Слава Говорухин был в этой компании лидером. Он был красавец, очень мускулистый, мужественный, замечательной фактуры – на него все заглядывались. Когда он женился на самой красивой казанской актрисе Юноне Каревой, об этом говорил весь город. Это были два очень красивых человека.
Но у меня с ним в Казани не было по сути возможности общаться, потому что я был младше – эти 10 лет нас сильно разделяли. Я смотрел на него снизу, восхищался, завидовал в каком-то смысле. Потом уже в Москве мы пересекались, общались неоднократно. Но человек он был достаточно закрытый, и, не имея общих точек соприкосновения, общаться с ним было непросто», – рассказал Борис Львович.
6. Одним из увлечений молодости Станислава Говорухина стал альпинизм, так что кинотрюки он выполнял без дублеров.
7. Кроме того, актер и режиссер всегда любил читать книги (дедушка его был учителем в сельской татарской школе), но при этом играть и не только в шахматы, но и в рулетку и бильярд, а еще курить трубку.
8. В 90-х годах Станислав Говорухин увлекся живописью. Предпочитает лирический пейзаж. Пейзажи он писал в традициях русской живописной школы, а с 1998 года стал проводить и свои выставки.
9. Из 90-х в судьбе Станислава Говорухина осталось и финансовое покровительство скандально известного казанского бизнесмена, позже депутата Государственной думы РФ второго и третьего созывовСергея Шашурина.
10. Последние годы Говорухин активно занялся политической деятельностью. Так в декабре 2011 года он возглавил предвыборный штаб Владимира Путина на выбора президента страны 2012 года. Являлся депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации I — VII созывов. В VI созыве был председателем Комитета Государственной думы по культуре.
«Я в последние годы не очень разделял его взгляды. Мне кажется, на него сильное впечатление произвело его достаточно близкое знакомство с Солженицыным, и он ушел на позиции достаточно консервативного государственника. Но человек он был достойный. Даже когда уже добрался до союзной известности, всегда можно было ему позвонить, поговорить о чем-то. Или, например, одно время была проблема с Центральным домом работников искусств в Москве, с попытками его рейдерского захвата. Я приходил к нему за помощью, он в меру сил пытался помочь.
Еще как-то раз защищал одного человека, против которого сфабриковали дело. Мы последний раз виделись где-то в ноябре прошлого года, в декабре улетел в Израиль на лечение, вернулся и сгорел практически за полгода. Я практически всю семью хоронил – и Сережу, и Юнону. Жалко, конечно, Славу. Жалко, очень жалко. Будем помнить. Пока живы, будем помнить…» – резюмировал Семен Каминский.
Нет комментариев-