Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Выживет ли татарский театр без дзуйхицу: размышления об итогах форума «Науруз»

Выживет ли татарский театр без дзуйхицу: размышления об итогах форума «Науруз»
Некоторые мысли об итогах международного театрального образовательного форума «Науруз» и о его неприкосновенных великих педагогах.

Театральный форум “Науруз”, родившийся под крылом международного театрального фестиваля “Нувруз” – бренда Камаловского театра, в этом году демонстративно “отмахнулся” от тюркского мира. Образовательный форум проходил для 300 человек, связанных с национальными театрами тюркских народов, однако среди 16 педагогов, приглашенных преподавать на форуме, единственным татарином, то есть представителем этого мира, был Нияз Игламов.

Считаю очень важным присутствие представителей тюркского мира среди педагогов форума. Потому что международный театральный образовательный форум – это теория национального театра.

Казалось, что этот форум – площадка, объединяющая национальные театры разных стран. Если его проводит татарский театр, единственный в мире татарский АКАДЕМИЧЕСКИЙ театр, это, без сомнения, форум национального театра. И он должен был давать знания с учетом особенностей национальных театров и давать их представителям национальных театров. Национальные режиссеры, национальные актеры, сценографы, музыканты, менеджеры… Здесь не говорите, пожалуйста, что «театральный менеджмент, он и в Африке театральный менеджмент». У татарского зрителя есть свои «кнопки», и надо уметь правильно на них нажимать. Почему татарский зритель 90 лет ходит на «Голубую шаль» – этого русскому и европейскому педагогу все равно не понять. А вот родственные нам тюрки понять смогли бы.

Тюркское на нынешнем форуме выразилось лишь в том, что педагогам было предложено работать по поэме Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Юсуфе»). Кто-то работал, кто-то – нет. Но все же директор Камаловского театра считает, что поручить известным на всю страну педагогам поработать с «Кыйссаи Йосыф» – хорошая идея, это приведет к хорошим результатам. Что ж, поживем – увидим.

Руководство Камаловского театра на форуме, прошу прощения, тасует одни и те же «карты». На фестивалях, лабораториях в основном те же эксперты и на форуме – те же педагоги. Чем это объяснить? Нежеланием «менять коней на переправе» или решили, что «старая кобыла борозды не испортит»?

На каждом форуме и фестивале встречаем имя одного педагога – уважаемый и достойный великого почтения педагог и режиссер Юрий Альшиц.

Из Германии приезжает сам Альшиц. Каждый год. Что с того?

Юрий Леонович Альшиц – авторитетный эксперт, работающий в театрах и университетах Европы, Азии, Южной и Северной Америки. В 1995 году в Берлине организовал театральный образовательный центр AKT-ZENT и руководит им. Организатор и руководитель первого в мире международного фестиваля театральных тренингов METODIKA. В 2009–2010 годах, изучив основы театральных тренингов в культуре и религии разных народов, организовал мировое турне. В 2011 году проект Ю. Альшица «Всемирная лаборатория/библиотека тренингов» признается конгрессом ITI самым важным на сегодняшний день исследованием…

Если взглянем на программы форума-фестиваля «Науруз», то увидим, что в них из года в год присутствует фамилия этого человека. В 2012 году он проводил Уроки актерского мастерства. В 2013 году был среди гостей фестиваля и встречался с министром культуры РТ Айратом Сибгатуллиным в составе делегации высоких гостей. На встрече говорили об особенностях организации театрального фестиваля, театральном образовании, в частности о подготовке театральных педагогов. Тогда Юрий Альшиц утверждал, что Казань вызывает у него особый интерес. Он назвал Казань столицей, расположенной в середине Европы и Азии.

В 2014 году Юрий Альшиц дал уроки по «Актерскому искусству и практической режиссуре». В 2015 году в рамках фестиваля «Навруз» участвовал в международной конференции «Вектор театрального развития: восток-запад» и выступил на тему «Новое общество – новый театр». И в 2016 году он был одним из педагогов форума. И в этом году тоже…

Мне удалось побывать на его открытом уроке в театральной лаборатории «Пять бесполезных упражнений». На открытый урок в Доме актера допустили всего 80 зрителей.

Постоянный участник форума, уважаемый педагог, большой специалист по актерским тренингам Юрий Альшиц в этом году, отклонившись от темы форума, для своего тренинга взял японскую классику. Как было сказано ранее, в этом году темой форума был выбран текст, и педагогам было предложено работать по поэме Кул Гали «Кыйссаи Йосыф».

Автор «Записок у изголовья» – дворцовая дама Х века Сэй Сенагон. Жанр произведения обозначается как дзуйхицу, это когда автор, не заботясь о литературной целостности произведения, записывает то, что приходит в голову.

Тренинг по японскому произведению Юрий Леонович подготовил с 11 актрисами – участницами форума «Навруз». Открытый урок по эскизу, подготовленному на основе тренинга, был показан в зале Дома актера им. Марселя Салимжанова. Из зрительного зала были убраны стулья, пол застелен песком, расставлены гладко отесанные камни. Как гласила программа, в эскизе участвовали актрисы Казанского ТЮЗа Елена Калаганова, Эльмира Рашитова, актриса Камаловского театра Айгуль Абашева, актриса Альметьевского театра Алсу Сибгатуллина, актриса Тывинского национального театра Айзана Чылбак-оол, актриса Туймазинского театра Динара Вахитова и другие. В начале представления на площадке друг за другом появились три актрисы, одетые в национальные костюмы. Мне показалось, что одна из них была в японском, другая – в киргизском. Возможно, я ошибаюсь, потому что костюмы были в сильно стилизованном варианте. Одежда на третьей актрисе мне напомнила башкирский национальный костюм. Девушки неторопливо разделись и остались в белых нижних платьях. Через некоторое время на песок вышли остальные актрисы, тоже в белой нижней одежде. Они проделали разные движения с бамбуковыми палками и высохшими ветками сакуры, а также, оголившись по пояс, полежали на песке спиной к зрителю. По очереди рассказали короткие монологи. Их речи не были связаны друг с другом, и я не смогла уловить в них глубокую философию. Эскиз шел полтора часа. Конечно, в зале сидел не обычный зритель, а представители театрального мира, поэтому никто из зала не ушел. Никто не посмел выкрикнуть: «А король-то голый!» Потому что эскиз поставил сам великий Альшиц.

Эскиз-представление подошло к концу. Я смотрела на добротный слой песка на полу зала Дома актеров и думала: эх, как здорово станцевал бы на этом песке танцовщик хореографического спектакля «Алиф», лауреат театральной премии «Золотая маска» Нурбек Батулла! Если убрать те большие камни – прекрасный песок. К тому же пропитанный энергетикой девушек разных национальностей, которые успели на нем поваляться.

Татарам нужен национальный тренинг, Юрий Леонович!

Как уже говорила, Юрий Альшиц – человек, изучивший основы театральных тренингов в культуре и религиях разных народов. Но оказалось, ежегодно приезжая в Татарстан, татарский театр, он так и не изучил основы театральных тренингов в татарской культуре. Или хотя бы в культуре тюркских народов… Если бы изучал, стал бы он показывать японский тренинг? А ведь министру культуры говорил, что Казань ему интересна. Ну, значит, это все только на словах!

Мне стало интересно, и я решила полистать одну из книг Юрия Альшица, размещенную в интернете. Вот упражнение «Чистка». «В Японии я, русский режиссер, наблюдал, как актер, совершенно один, более часа мыл пол своей студии, который и так уже бы идеально чист. Зачем это? – тогда удивился я. Актеры-боливийцы, пришептывая, долго раскладывали только им известные ароматные травы в углах сцены. Суеверные люди – решил тогда я. Индусы перед спектаклем читали тантры. Трата времени – подумал тогда я. А потом увидал одно упражнение в Мексике и сразу всех понял: и японцев, и боливийцев, и индусов. Оно поразило меня результатом, который я отчетливо почувствовал на себе.

Упражнение основано на старинном обычае ацтеков: в жилище тяжелобольного человека приходили молодые люди и энергетически мощными сексуальными движениями имитировали половой акт с отдельными частями пространства. Они как бы оплодотворяли мертвую среду. Возвращали ее к жизни. Давали энергию. Создавалось мощное поле, в котором больной выздоравливал гораздо быстрее. Акт, подобный этому, проводили и артисты небольшого театра. Они наполняли пространство энергией за счет сексуальных движений, звуков и слов. На меня это произвело сильное впечатление. Минут через двадцать сцена была как печка, и даже я почувствовал себя опять молодым.

(Из книги «Тренинг Forever!»).

Неужели у татарских артистов не нашлись бы известные только им способы настроиться перед выходом на сцену – разного рода поверья, молитвы-заклинания и мантры?

Наши театры не смогли заинтересовать Альшица ничем, кроме гонорарной ведомости? Мы взяли и ограничили историю татарского театра одним столетием… ладно, пусть профессиональный театр образца русского театра существует чуть более одного века… Но разве многолетнее общение с тюркскими театрами не позволило нам заглянуть дальше, в более древнюю нашу историю? Наверное, нам и не стоит проводить форум тюркских театров, приглашая туда национальные и не национальные театры, брать уроки у европейских и московских педагогов. Давайте просто сделаем форум дзуйхицу. Красиво же звучит!

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев