Культурная перезагрузка Альметьевска, живопись на стенах и скульптура, посвященная Тукаю, из полиэфирной смолы
В 2017 году в нефтяной столице благодаря компании «Татнефть» и Институту исследования стрит-арта на территории альметьевского каскада озера появился первый арт-объект «Земля», выполненный дуэтом художников из Москвы под названием «Худо». После этого в городе началась паблик-арт-программа «Сказки о золотых яблоках», которая проходит уже второй год.
В проекте «Сказки о золотых яблоках» задействовано более 40 человек, а начался он с исследования. Команда антропологов, фольклористов, социологов и религиоведов создала отчет устного-фольклорного материала. Они разработали отчет — локальные тексты города. Это глобальный документ о том, что есть Альметьевск и из чего он состоит, каковы люди, которые в нем живут. За каждым арт-объектом стоит большая аналитическая работа. Название проекту дала татарская народная сказка «Золотые яблоки», которая повествует о том, что дети — наивысшая ценность в жизни, и к тому же Альметьевск издревле славился яблоневыми садами и яблоко ассоциируется у местных жителей с семьей, уютом и комфортом.
На данный момент благодаря программе в Альметьевске создали около 20 уличных арт-объектов, в том числе муралы (монументальная живопись на зданиях) и даже скульптуру, посвященную Габдулле Тукаю, из полиэфирной смолы (продукт переработки нефти). Сейчас в рамках программы создали веломаршруты, во время которых гиды объясняют значение и историю каждого мурала всем желающим.
«Пока „Сказки о золотых яблоках“ единственная действующая паблик-арт-программа и веломаршрут, который связывает объекты по городу. Также это эпос о локальной культуре, корнях юго-востока Татарстана, людях и историях территории близ Альметьевска», — сказала куратор арт-программы «Сказки о золотых яблоках» и основатель Института исследования стрит-арта Полина Еж.
Программа представляет собой новую форму патриотизма, которую транслирует компания «Татнефть», желая, чтобы люди оставались в городе и жители помнили о своих корнях, добавила куратор.
Первая работа на парковке и диалог с жителями Альметьевска
Всего программа рассчитана на пять сезонов. В 2017 году реализовали пилотный проект — это была совместная работа московского дуэта и семейной пары иллюстраторов Андрея Чередниченко и Ольги Дружиной под названием «Худо». Работу они сделали за один месяц. На 2 тыс. кв. метров парковки создали мурал, взяв за основу картину татарского соцреалиста Хариса Якупова «Золото Татарии», на которой изображен быт нефтяников Альметьевска.
Ниже, над муралом «Земля» разместил свою работу под названием «Капля» канадский художник Карим Джаббари, который изобразил с помощью каллиграффити текст татарской народной сказки «Золотые яблоки».
«По ходу работы мы поняли одно: мало делать, нужно еще и объяснять, что это единый ансамбль. Потому что все объекты, нанизанные на одну невидимую нить, расположены в разных точках города, и, увидев один арт-объект, понять его смысл будет сложно», — сказал специалист пресс-службы компании «Татнефть» Ильшат Мингараев.
В этом году чувствуется, что жители города стали более лояльны и ждут приезда художников. Если на начальном этапе они не знали, что происходит с Альметьевском, то теперь более осведомлены. «Мы с жителями разговариваем, приглашаем их на сессии, презентуем на мероприятиях диалог с городом, где каждый житель мог услышать, что будет с его городом», — поделилась исполнительный продюсер Института стрит-арта в Санкт-Петербурге Ксения Пискунова.
Сертификаты для первых велогидов и проект, меняющий жизнь
В этом году десять жительниц Альметьевска первыми получили сертификаты гидов и уже начали водить велоэкскурсии по произведениям паблик-арт-программы «Сказки о золотых яблоках». Все они прошли по 44 часа обучения и прослушали лекции от специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.
Экскурсии бесплатные, и проводят их в субботу и воскресенье. Пока определенное время для них не установили, и все будет зависеть от регистрации людей на экскурсию. Длятся они порядка двух часов и рассчитаны максимум на 15 человек, чтобы всем было удобно располагаться вдоль веломаршрута и можно было слышать гида.
У каждого экскурсовода свой индивидуальный маршрут, и каждый делает акцент на своей истории. Один гид может рассказывать историю родного края, другой может сделать упор на контексте мирового искусства. Экскурсоводы вместе с группой стартуют от станции, где все участники берут велосипеды и отправляются по маршруту от объекта к объекту.
«Это интересный проект для города Альметьевска и непосредственно для меня. Проект уже изменил мою жизнь, мировоззрение, и я стала больше любить свой город. Я работаю в „Татнефти“ лаборантом, а работа гидом для меня скорее хобби», — поделилась велогид Алсу Низамова.
Другой гид Ольга Данилова, как только узнала о наборе в велогиды паблик-арт-программы «Сказки о золотых яблоках», то сразу заинтересовалась, потому что для нее это был новый опыт. Ведь в городе начали появляться новые работы, о происхождении которых она ничего не знала.
«Было очень интересно разгадывать муралы, потому что они представляют собой нечто большее, чем может показаться на первый взгляд», — сказала велогид.
Один из маршрутов пролегает через серию муралов, посвященных татарской азбуке. Все они изображены на стенах домов по улице Строителей. Всего за пять лет организаторы планируют сделать пять маршрутов, на каждом из которых будут муралы, скульптуры и медиаобъекты.
Веломаршрут по серии «Татарский букварь», Татарские просветители XIX века и современные дети; «Әлифба/Азбука»
Первую работу «Әлифба/Азбука», а именно обложку татарского букваря, создал художник из Киева Дмитрий Fatum. Автор на фоне татарского пейзажа изобразил учеников и учителя вокруг азбуки. Образ учителя отсылает к великим татарским просветителям XIX века, а детей художник изобразил современными, обращая внимание на преемственность поколений. Вверху композиции изображена виньетка, созданная по мотивам традиционного татарского орнамента. К слову, художник рисовал арт-объект без использования проектора.
«Азбука — это первая книга, которую держат ученики в начале обучения. Смотря на мурал, я вижу Резидина Фахретдина, который обучал детей не только духовным основам ислама, но и географии, математике и русскому языку в том числе», — сказала гид Алсу Низамова.
Работа на пятиэтажке со свисающей с крыши люльки; «Үстерү/Растить»
Следующим муралом под названием «Үстерү/Растить» была работа иллюстратора Натальи Пастуховой из Екатеринбурга. Она изобразила пару лошадок в обрамлении виньетки из цветов по мотивам татарской вышивки. Так Наталья Пастухова представила молодую семью, которая взращивает свою любовь. А символы семьи, дома и земли составляют основу всей татарской культуры.
«Опыт работы на высотке был для нее интересным, потому что ей впервые пришлось работать со свисающей с крыши люльки. На работу у нее ушло два рабочих дня», — сказала гид Альбина Нургалиева.
Катание по бревну на скейтборде; «Һөнәр/Умение»
На следующем доме изображена работа иллюстратора из Казани Гузель Гариповой. Ей досталось слово «һөнәр», или «умение». Художница изобразила современных ребят, которые участвуют в конкурсах на Сабантуе, например хождение по бревну, бег с куриным яйцом в ложке, борьба «кореш» и народные танцы, и все это они делают не слезая с велосипедов, самокатов и скейтбордов.
Гузель Гарипова впервые работала в монументальном формате совместно с петербургскими граффити-райтерами Никитой Dusto и Егором Shen.
«Для Гузель Гариповой это была первая монументальная работа и сейчас она с гордостью называет себя художником-монументалистом», — сказала гид Альбина Нургалиева.
Котики с человеческими лицами; «Өй/Дом»
Автор работы Алексей Kislow из Севастополя изобразил дом, где живут сразу несколько поколений. Семейный дом — основа всего жизненного уклада для всех национальностей, живущих в Татарстане.
В работе использованы особенности, присущие татарскому дому: яркие краски, окна, выходящие на улицу, с ажурными наличниками и палисадник, который располагается перед домом.
«Некоторые теории утверждают, что это из-за того, что основное время года в нашей полосе — зима или переходящие, такие как осень и весна, и очень мало для народа цвета и солнца. Также он добавил котиков на крыше, у которых человеческие лица, — это особый почерк художника, который использует в работе сюрреалистические образы», — рассказала гид Ольга Данилова.
На переднем плане мурала изображен еще и мальчик на велосипеде. Его Алексей Kislow добавил буквально в последний момент и четко угадал, ведь в Альметьевске активно развивается велоинфраструктура.
Серые руки гигантских крестьян и «Альметьевские моржата»; «Җир/Земля»
Роман Мураткин из Подмосковья изобразил значение слова «Земля» в виде сценки татарского сельского летнего праздника. Люди на мурале художника отмечают окончание полевых работ и идут по улице под предводительством гармониста. Таким образом Роману Мураткину удалось показать любовь татар к песням, а через возделанные на заднем фоне поля — трудолюбие татарского народа. К слову, ранее с помощью таких праздников крестьяне просили Землю быть к ним щедрой и благодарили ее.
«В Татарстане земля особенно щедра к людям, потому что мы не только взращиваем на ней культуры, но и добываем нефть. Как известно, первое название нефти по-татарски звучало как „җир мае“, дословно — „масло земли“, что пересекается со смыслом этого мурала», — сказала велогид Виктория Степанова.
Гиды проводили экскурсию для ребят из клуба «Альметьевские моржата», которые обратили внимание на то, что у людей, которые возвращаются с праздника, серые руки, высказав предположение, что это из-за того, что вся их работа связана с землей. Теперь этот элемент картины все велогиды взяли себе на вооружение.
Первая работа всемирно известного татарстанского художника на родине; «Әкият/Сказка»
Работу «Әкият/Сказка» создал всемирно известный татарский художник-муралист Рустам Салемгараев под ником Qbic. На стене пятиэтажки Qbic изобразил собственное восприятие слова «сказка» и свой личный родительский опыт, потому что во время работы над муралом у него родился сын. Ребенок открывает ключом сердце героя произведения, и его голова буквально взрывается цветами и из бутонов вырываются на волю птицы.
На лекции «Краткий курс истории искусства» гидам рассказывали о двух типах произведений изобразительного искусства, которые рассказывают и которые показывают. На мурале художника запечатлен кинематографический момент, то есть можно проследить движение души в этой работе, она рассказывает свою историю.
Рустам Салемгараев родился и вырос в городе Камские Поляны, окончил в Казани Художественное училище им. Фешина, и впервые его мурал в Татарстане появился в Альметьевске. Его работы можно встретить в Норвегии, Финляндии, США, Италии, Франции и Турции.
«Рустам известен на весь мир, его приглашают на многие фестивали по всему миру, а это его первая работа на родине в Татарстане, и мне кажется, художники такого уровня должны быть более оценены на родине», — сказала исполнительный продюсер Института стрит-арта в Санкт-Петербурге Ксения Пискунова.
Монета с пожеланиями и узелок на счастье; «Будь счастлив/Котлы булсын»
Следующая работа Романа Kreemos из Подольска находится уже по адресу ул. Белоглазова, 46, и сделана она в стиле «кириллический леттеринг» — это его фирменный стиль, для которого характерно сплетение букв в 3D-формате.
В итоге художник создал объемную композицию из слов «Будь счастлив/Котлы булсын», которые оплетают монеты.
Сама идея написать благопожелание на стене дома пришла кураторам, после того, как профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов рассказал о том, что во времена Булгарского ханства и Золотой Орды на монетах печатали благопожелания. То есть когда человек расплачивался монетами, он желал продавцу счастья. Он продолжил исследование и нашел символ счастья, который также печатали на монетах в виде узелков.
Теперь у велогидов появилась традиция: останавливаясь у мурала, они вместе со всеми участниками экскурсии завязывают друг другу узелки с пожеланием счастья и, передавая друг другу монетку, говорят благопожелания.
У велогидов также появился и другой обычай, например у работы «Пять чайников» берлинского художника Агустино Якурчи всех участников экскурсии угощают травяным чаем.
Букет полевых цветов для вдохновения испанской художницы и вышивка крестиком на стене
В этом году программа «Сказки о золотых яблоках» будет раскрывать тему локальной природы, местных холмов и животного мира, который представлен в регионе, и больший акцент сделан на взаимодействие с жителями, и поэтому программа называется «Мой город — моя улица». Важным событием для всех жителей Альметьевска стал приезд испанской художницы Ракель Родриго, которая делает объемные работы, вышитые крестиком, и потом закрепляет их на стене.
Техника Ракель Родриго основывается на традиционной вышивке крестиком, но она нашла материалы, которые позволили ей перенести вышивку на улицу и сделать ее более объемной. Художница использует нитки из хлопка и металлическую сетку, которая издалека выглядит прозрачной и кажется, будто цветы вышиты прямо на стене.
Общая площадь альметьевской работы составляет 1,5 на 3 метра, и ушло на нее 800 метров хлопковой веревки. Нитки, которые использует художница, не портятся, но могут выцвести. У Ракель Родриго есть работы, которым уже пять лет, и с ними до сих пор все в порядке.
Для вдохновения использован букет татарстанских полевых цветов, а точнее многолетнего льна, который собрали близ Альметьевска. Часть работы под названием «Ал да гел», над которой три человека трудились 15 рабочих дней, художница привезла с собой из Испании.
Остальную часть работы Ракель Родриго завершала уже в Альметьевске вместе с жителями города и попутно давала им мастер-класс. Сейчас ее уже разместили на стене альметьевского дома по адресу ул. Радищева, 43.
Как дизайнер витрин стала всемирно известным художником
До приезда в Россию испанская художница знала, что вышивка крестиком и рукоделие очень популярно и люди этим занимаются. Испанская художница по профессии дизайнер витрин, и в Испании она создала один проект для магазина с вышивкой. После со своим проектом она участвовала в фестивале и после него решила заниматься этим искусством в дальнейшем. Ракель Родриго проживает в Валенсии, где находится и ее студия, в которой она постоянно работает. Сейчас ее работы можно встретить по всей Испании, в Великобритании, Катаре, Париже, Стамбуле. В основном она занимается заказами рекламных компаний и делает работы для ресторанов и кафе.
«Мне нравится позитивная реакция людей на мои работы, и это мотивирует работать дальше. Часто меня благодарят, потому что многим они напоминают об их детстве, матерях и бабушках», — сказала испанская художница.
Техника вышивания крестиком очень древняя, и долгое время она хранилась внутри домов и ее работы — это способ показать обществу то искусство, которое долгое время пряталось в помещениях.
Медиаинсталляция на центральной котельной, работающая с помощью приложения на смартфоне, и лазерные проекторы
Московский художник Артем Стефанов изобразил на здании центральной котельной Альметьевска теорию происхождения нефти, о которой рассказал организаторам главный геолог «Татнефть» и житель Альметьевска Раис Хисамов. Он рассказал о двух предположениях происхождения нефти, первая — это разложившиеся останки древних животных и растений девонского периода (период с 408 по 360 млн лет назад), есть мнение, что Альметьевск ранее был побережьем древнего моря, и вторая — нефть появилась в результате химической реакции после падения метеоритов. В итоге художник объединил две эти теории и изобразил на котельной звезды и существ девонского периода.
«Когда мы приехали в Альметьевск, то узнали, что нет единой точки зрения, откуда появилась нефть. Поэтому мы стали изучать этот вопрос, и выяснилось, что основных теорий две. Одна из теорий, что в девонский период жили существа, останки которых впоследствии стали нефтью. Вторая, более интересная, связана с космогенезом и происхождением земной коры. Эти две теории автор изобразил в своей работе», — пояснила Ксения Пискунова.
В этом году рядом с работой Артема Стефанова на территории котельной АПТС № 2 кураторы запланировали создать первую в России постоянную медиаинсталляцию, которая также будет рассказывать о теории происхождения нефти. Это будет арт-объект, который совместит в себе дополненную реальность (его можно будет увидеть с помощью мобильного приложения на смартфоне) и лазерную инсталляцию. Она появится в Альметьевске ко Дню нефтяника.
Вторую часть инсталляции, которая будет работать с помощью лазерных проекторов, посвятят ученому-экспериментатору Булату Галееву, основоположнику медиаискусства в России и основателю НИИ «Прометей».
Казанский ученый много сделал для развития светомузыки в России. Лазерная инсталляция появится ближе к осени, когда станет раньше темнеть. Сейчас над концепцией лазерной проекции работают российские медиахудожники.
Сейчас на территории котельной ведутся работы, и скоро часть ее станет общественной, и люди смогут увидеть всю полноту работы авторства московского художника Артема Стефанова, ведь это одна из самых масштабных работ не только в России, но и в мире, утверждает куратор программы «Сказки о золотых яблоках».
В Альметьевске ждут художников из Европы и Уругвая
Художников отбирает кураторская группа паблик-арт-программы. Это довольно длительный процесс, потому что для каждого готовят отдельно техническое задание, потому что художнику предстоит провести свое исследование. В этом году организаторы планируют привезти в Альметьевск таких художников. как Dulk из Испании, Hitnes из Италии и представителя Уругвая — Alfaalfa.
«Мы подбираем тех авторов, которые могут интерпретировать эти истории, работать с орнаментами, локальными вещами, могут быть поняты и взаимодействовать с друг другом в пространстве, что немаловажно.
У нас есть графики, и мы пытаемся выдерживать баланс жанров и стилей. В итоге мы хотим, чтобы была репрезентативная выборка жанров, стилей и ярких художников, которые сейчас существуют. Мы делаем акцент на российских художников, и поэтому в целом их больше.
Кураторы арт-программы проводят большую предварительную работу, что отличает «Сказки о золотых яблоках» от других подобных проектов. До того как художники приступают к работе, они получают техническое задание, которое формируют эксперты совместно с кураторской группой.
В экспертную группу входят доктор искусствоведения Института истории им. Ш. Марджани Гузель Валеева-Сулейманова, специалист по старинным татарским рукописям Альфрид Бустанов, также совместно с кураторами программы работает большая фольклорно-антропологическая группа, которая исследовала локальный текст города Альметьевска, который лег в основу всех работ.
«Надо всегда искать гения места, одинаковых мест не существует, и люди, которые живут в этом месте, знают о нем больше, чем любой приезжий. Смысл в том, чтобы приносить в общественное пространство знание, которое есть у жителей этого города, и именно это есть наш основной материал», — сказала куратор программы «Сказки о золотых яблоках» Полина Еж.
Петербургский Институт исследования стрит-арта пригласили в Альметьевск после Башкирии
Институт исследования стрит-арта основан в Санкт-Петербурге Полиной Еж, Михаилом Астаховым и Альбиной Нургалеевой. У института два направления работы, одно некоммерческое — исследовать, изучать и представлять феномен уличного искусства в России, продвигать российских уличных художников как в РФ, так и за рубежом и реализовывать проекты, направленные на развитие уличной культуры в России.
Второе направление — это паблик-арт-программы и городские проекты, направленные на вовлечение локального сообщества на создание концепций вокруг паблик-арта.
«В Альметьевск нас пригласили после того, как увидели нашу работу в Салавате (Башкирия). Там мы расписали несколько фасадов зданий», — сказала Ксения Пискунова.
Альметьевск строился прежде всего как город нефтяников и рассчитывался на 10 – 15 тыс. жителей. Это был серый город, построенный из чапаевского камня.
Толчком для того, чтобы город развивался, послужил приезд первого Президента РТ Минтимера Шаймиева в 90-е годы. Тогда он сказал: «Пока вы не приведете город в порядок, я сюда не приеду». Он сдержал слово и не приезжал в Альметьевск до начала нулевых. С 1993 года город начали преображать и проводили не только количественные, но и качественные преобразования.
«Жители Альметьевска с нетерпением ждут программу „Сказки о золотых яблоках“ и спрашивают — ну когда вы уже начнете и где будете делать росписи. Люди уже начинают привыкать к тому, что в их городе появляется что-то новое и интересное», — сказала Ксения Пискунова.
Коммерческий паблик-арт и нелегальное граффити
Граффити отличается от паблика-арта тем, что нелегально создается на улицах города и, как правило, отдельными авторами. Оно существует для определенного сообщества, которое в теме. Граффити-райтеры рисуют теги или надписи, чтобы рассказать о своем существовании.
Паблик-арт, или коммерческое искусство, — это иллюстрации, которые сделаны, как правило, профессиональными художниками в общественном пространстве и направлены на максимально широкую аудиторию. Они призваны передать сюжет и обычно понятны всем слоям населения. За иллюстрациями стоит концепция.
Сейчас многие граффити-райтеры тоже стремятся стать художниками, работающими с паблик-артом.
Есть также понятие «стрит-арт». Он создается как легально, так и нелегально и чаще всего не несет в себе целостного восприятия. Это не заказное искусство.
«Здесь очень тонкая грань», — пояснила куратор арт-программы.
Нет комментариев-