Экраны кинотеатров активно штурмует лента Брайана Сингера «Богемская рапсодия» – байопик о становлении группы Queen и воплощении ее мечты. Картина прошла все стадии производственного ада и, наконец, добралась до зрителей. Стоила ли игра свеч, разбирался корреспондент «Татар-информ».
Тяготы восьмилетней съемки
Впервые слухи о старте производства фильма про Фредди Меркьюри появились в 2010 году, тогда на главную роль рассматривался Саша Барон Коэн («Братья из Гримсби», «Тиран», «Борат»). Из-за конфликтов по поводу сценария с реальными барабанщиком и гитаристом группы Роджером Тейлором и Брайаном Мэем (Коэн хотел сделать фильм о Меркьюри, а инструменталисты – про группу) актер покинул проект. Об этом сообщалось в издании The Hollywood reporter.
Дальше – больше. На главную роль был приглашен Рами Малек, звезда сериала «Мистер Робот». Малек вместе с продюсерами высказывал недовольство поведением режиссера: Брайан Сингер («Доктор Хаус», «Подозрительные лица») регулярно опаздывал к началу рабочего дня, а иногда и вовсе не появлялся. Студия по ходу съемочного процесса меняет его на Декстера Флетчера («Эдди Орел»). И вот спустя восемь лет фильм все же выходит в свет.
Переходим непосредственно к фильму. Внимание, дальше будут спойлеры!
Начало и середина ленты просто скучные
Картина переносит нас в 70-е годы прошлого столетия и знакомит с молодым Фарухом Булсара (настоящее имя Меркьюри). И сразу же начинаются проблемы: у Фаруха все получается. Он захотел сменить имя на Фредди – родители не сопротивляются, увидел симпатичную девушку – любовь до гроба, захотел попасть в группу – тут же из нее уходит вокалист, и на его место берут персонажа Малека.
Он никогда не испытывает трудностей, и это неправильно со сценарной точки зрения. Персонажу, у которого все получается, тяжело сопереживать, практически полностью отсутствует конфликт – противостояние кому или чему-либо.
Элементы сюжета здорового фильма:
· Экспозиция – знакомство с персонажем и его окружением;
· Предзнаменование – намеки на дальнейшее развитие действий;
· Завязка – событие, провоцирующее конфликт и выводящее героя из его зоны комфорта;
· Конфликт – столкновение интересов с кем или чем-либо;
· Кризис – пик конфликта, внезапный поворот сюжета, меняющий мировоззрение героя;
· Кульминация – результат конфликта, в котором герой проявляет себя и либо сдается, либо побеждает;
· Развязка – разрешение конфликта, подведение итогов, изменение героя в положительную или отрицательную сторону.
Элементы сюжета «Богемской рапсодии»:
· Экспозиция – знакомство с Фредди, его семьей, девушкой и группой;
· Завязка – стремление Queen к славе;
· Кризис – заболевание Меркьюри и его ссоры;
· Кульминация – концерт на Live Aid.
Сразу видно, чего не хватает ленте.
В продолжение отсутствия препятствий перед героем: Фредди хочет попасть в телевизор и на радио и попадает, захотел написать шедевр, что-то великое и не попадающее не под один жанр – щелчок и Queen пишет «Богемскую рапсодию». Только вот следить за этими успехами быстро надоедает.
Лучшая часть ленты начинается спустя полтора часа хронометража
Интерес просыпается только к последней трети фильма. Ссора с группой, ссора с невестой, дикие вечеринки, увеличение количества представителей нетрадиционной сексуальной ориентации на квадратный метр, заболевание героя – Меркьюри начал испытывать проблемы, а в зале просыпается зритель.
Когда на экране появляется одинокий, ненужный никому солист Queen, на это хочется смотреть. Во многом благодаря великолепной актерской игре Рами Малека. Он показывает одиозную, но в то же время скромную личность. Его мимика, жесты выглядят очень здорово.
Вернемся к ленте. Болезнь и одиночество героя. Поддерживают Фредди только его обожаемые кошки, грусть словно сочится с экрана. А в кульминации Фредди понимает, что совершал неправильные поступки, и мирится с группой, готовясь выступить на масштабном фестивале с огромным зрителей. И концерт показан просто великолепно – Малек с королевским величием расхаживает по сцене на стадионе Уэмбли. Идея включить в «Богемскую рапсодию» выступление на Live Aid практически целиком весьма хороша.
Queen и Фредди Меркьюри
«Рапсодия» становится намного увлекательней, когда игнорирует Роджера Тейлора, Брайана Мэя и Джона Дикона. Все, что в фильме успевает сделать эта троица, – периодически говорить: «Мы тоже здесь есть и тоже песни пишем». Мы так и не узнаем, как складывалась эта комбинация талантов и музыкальных стилей.
Когда режиссер рассказывает непосредственно о Меркьюри, картина становится на порядок интереснее: одинокий изгой, который не может найти место в мире, уставший от прессы человек, страдающий от нетрадиционной ориентации. Его алкогольно-кокаиновые вечеринки, устраиваемые из-за желания не быть одному. И так мы перетекаем к важной теме.
Целующиеся мужчины крупным планом. Дважды
В фильме немало персонажей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. И всех их объединяет одно – усы. Картина на грани запрета во многих странах из-за большого количества представителей меньшинств. Но эту часть истории жизни музыканта нельзя было обойти стороной. Когда на экране демонстрировался поцелуй мужчин, по залу пробегал небольшой шепот возмущения. Но грань фильм не переходил – если бы поцелуи не показали, зрители бы задались вопросом почему, если бы дело зашло чуть дальше – в России «Рапсодию» точно бы запретили.
Минутка клише
Когда-нибудь наступит тот день, когда режиссеры прекратят использовать одни и те же приемы. «Я покашлял в белый платок кровью и никому об этом не расскажу». Но в картине о Меркьюри он все еще есть. Пора бы уже киноделам избавиться от этого приема, он слишком часто появляется в кинотеатрах, в сериалах и даже видеоиграх.
Итог
«Богемская рапсодия» – это фильм, который спасает актерская игра Рами Малека и финальная треть хронометража. Завершить ленту на высокой, позитивной ноте почти полным выступлением на Live Aid было правильным решением. Мурашки бегут по коже от исполнения, от движения по сцене. Финальная часть наполнена энергетикой, чувствуется, что Фредди Меркьюри живой, вон он, на сцене прыгает. Но большая часть фильма — унылая скукотища.
По ходу просмотра фильма я внезапно осознал, что неоднократно видел подобный сюжет. Вспомните любую спортивную драму, будь то «Легенда № 17» или недавнее «Движение вверх». У картин очень много общего: герой, который хочет добиться успеха, не видит перед собой преград, находит любовь, ссорится, мирится. Внезапно с ним случается болезнь/травма (нужное подчеркнуть). Но герой собирается с силами и все-таки проводит финальную игру/концерт.
Возможно, причиной стал предыдущий опыт режиссера Декстера Флетчера, который снял спортивную драму «Эдди Орел» с Хью Джекманом и Тэроном Эджертоном.
Фильм стоит посмотреть только ради финальной части и саундтрека, состоящего из хитов Queen и игры Малека. Сюжет же, к сожалению, не завезли.
Нет комментариев-