Открывая беседу с журналистами, Ильсия Гиниятуллина напомнила о том, что в начале 2018 года банк ВТБ завершил юридические процедуры по присоединению ВТБ24. Слияние прошло успешно и начало обслуживания под единым брендом никак не сказались на клиентах структуры в целом.
«Люди не ощутили неудобств, – подчеркнула она. – Все продукты банка и услуги банка ВТБ24 были сохранены при присоединении. Условия по действующим договорам и по кредитам не изменились. Офисы работают по тем же адресам. В минувшие праздники проведена очень большая работа по объединению базы ВТБ24 и ВТБ, теперь онлайн-система работает в рамках единого бренда».
На сегодняшний день на территории республики работает объединенная розница ВТБ. Всего в Татарстане 33 офиса (в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Елабуге, Бугульме. – Ред.). Объединенная банкоматная сеть в РТ насчитывает 346 банкоматов.
Розничный бизнес ВТБ в Татарстане, по данным Ильсии Гиниятуллиной, продемонстрировал рост по всем ключевым показателям. Населению выдано кредитов на сумму порядка 31 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 40 процентов. Кредитный портфель вырос на 28,2 процента и на 1 января 2018 года составил 61 млрд рублей. В структуре кредитного портфеля основная доля приходится на ипотеку – 65 процентов, кредиты наличными – порядка 27 процентов и 8 процентов – на автокредиты.
Об ипотечном кредитовании
Ипотека стала основным драйвером роста и по объемам выдачи в 2017 году. Более 9 тыс. семей Татарстана в минувшем году улучшили свои жилищные условия с помощью ипотеки от ВТБ. «По сравнению с 2016 годом продажи в данном сегменте выросли на 30 процентов – до 16,5 млрд рублей», – отметила руководитель розничного бизнеса ВТБ в РТ.
Рост объемов выдачи ипотеки в первую очередь обусловлен активным снижением ставок в течение всего 2017 года. Портфель ипотечных кредитов также вырос более чем на 31 процент и составил на 1 января 2018 года 39,5 млрд рублей. В объеме выдач 60 процентов приходится на вторичный рынок. Доля вторичного жилья в блоке выдачи ипотечных кредитов всегда преобладала. Это объясняется как более широким предложением, так и повышенным спросом в данном сегменте.
В настоящее время ставки по ипотечному продукту начинаются от 9,3 процента. Так действует программа «Больше метров – меньше ставка» для зарплатных клиентов снизил уровень первоначального взноса. Он сейчас составляет 10 процентов.
Недавно ВТБ присоединился к ипотечной госпрограмме, когда семьям, в которых в период с 1 января 2018 и до конца 2022 года родился или еще родится второй, третий и т.д. ребенок, кредит на приобретение нового жилья выдается по сниженной до шести процентов ставке, а первоначальный взнос составляет 20 процентов от общей стоимости приобретаемого жилья. Заявки на получение такой ипотеки у банка уже есть.
Помимо этого и базовых ипотечных продуктов ВТБ может предложить привлекательные условия и еще по целому ряду совместных программ с партнерами-застройщиками. Жилье по таким программам можно приобрести со скидкой за каждый квадратный метр, либо по уменьшенной на период до трех лет до чуть более шести процентов процентной ставке. Также можно воспользоваться кредитными каникулами, когда первые 6–7 месяцев с момента оформления сделки, человек вообще ничего не платит.
Максимальный срок, на который ВТБ выдает ипотеку, – 30 лет. Но, как правило, люди оформляют кредит на 15–10 лет, говорит представитель банка.
Снижение ставок также повлияло на спрос продукта рефинансирования. Клиенты других банков могут переоформить кредит на более выгодных условиях в ВТБ. Если в 2016 году в Татарстане по программе рефинансирования ипотечных продуктов было выдано всего порядка 80 млн рублей, то в 2017 году – уже 895 млн рублей. У заемщиков, ранее оформивших ипотеку в самом ВТБ по более высокой ставке, есть возможность подать заявление и снизить ставку до уровня действующих базовых.
О кредитах наличными
Почти в полтора раза за минувший год выросли объемы выданных кредитов наличными. Общая сумма по Татарстану достигла 11,2 млрд рублей. «Мы видим, что потребность населения в таких кредитах растет. Люди чувствуют стабилизацию, потребительский спрос увеличивается», – сообщила Ильсия Гиниятуллина.
В целом портфель потребительских кредитов вырос на четверть и составил на 1 января 2018 года 16,6 млрд рублей. И в этом сегменте растет популярность такого предложения, как рефинансирование. Возможность объединить в один платеж, да еще и по сниженной ставке несколько кредитов, взятых в разных банках, позволяет экономить не только деньги, но и время. Причем можно свести в один кредит несколько разных продуктов: кредит наличными, кредит по карте и автокредит.
По потребительским кредитам у нас для наших действующих клиентов с положительной кредитной историей регулярно поступают так называемые маркетинговые предложения. И клиенты в рамках них могут получить новый кредит на более выгодных условиях и тем самым снизить свой ежемесячный платеж», – озвучила еще один приятный бонус руководитель розничного бизнеса ВТБ.
Об автокредитах
Положительную динамику ВТБ отмечает и в сегменте автокредитования. В сравнении с 2016 годом рост составил треть, а общая сумма выданных кредитов превысила 3 млрд рублей. В целом портфель автокредитов прирос на 16 процентов и достиг суммы 4,5 млрд.
«Конечно же, росту объемов выдач способствовали государственные программы автокредитования. Порядка 70 процентов автокредитов нами было выдано именно в рамках этих государственных программ. В настоящее время действуют программы: “Первый автомобиль” – для клиентов, у которых раньше не было в собственности автомобиля. И “Семейный автомобиль” – для семей, которые имеют двух и более несовершеннолетних детей. Данные клиенты могут получить скидку в 10 процентов на автомобиль российской сборки, стоимостью не более полутора миллионов рублей», – рассказала Ильсия Гиниятуллина.
В ближайшее время в банке ожидают всплеска автопродаж: люди, приобретавшие автомобили по госпрограммам 4 и более лет назад, в большинстве своем уже задумываются о том, чтобы пересесть на железного коня поновее.
Впрочем, рост активности населения в приобретении потребительских и автокредитов, скорее всего, не повлияет на общую структуру кредитного портфеля, где более 60 процентов занимает ипотека. Просто ипотечное кредитование растет в таком же темпе, и общее увеличение клиентской базы происходит практически равномерно во всех секторах, отметила руководитель розничного бизнеса ВТБ в Татарстане.
О зарплатных проектах
Серьезный рывок ВТБ сделал и в увеличении клиентской базы по зарплатным проектам.
У нас за 2017 год портфель зарплатных карт вырос практически в 1,8 раза. Если на начало 2017 года портфель был порядка 76 тыс. карт, то на начало 2018 года – уже 134 тыс. Действующих договоров на данный момент более 1,5 тыс. И в 2017 году мы заключили 640 новых договоров и выдали свыше 63 тыс. новых зарплатных карт», – поделилась Ильсия Гиниятуллина.
Для удобства новых клиентов на территории предприятий участников зарплатных проектов ВТБ старается размещать дополнительные банкоматы.
Универсальнее стал и сам «платежный пластик». Проект «Мультикарта» включает в себя шесть опций, управлять которыми клиент может сам. К примеру, в один из месяцев, отправляясь в путешествие, он может подключить категорию «Путешествия» и зарабатывать мили, потом – подключить «Кэшбек» и получать возврат процентов за покупки.
Автомобилисты чаще используют свою опцию, позволяющую копить бонусы за услуги, связанные с использованием машины: техсервис, автозаправки, парковки и т.д. Можно использовать аналогичную систему для гурманов, чаще расплачивающихся в кафе и ресторанах, а можно просто повысить ставку по накопительному счету. Есть еще одна опция – «Коллекция», в которой накопленные бонусы можно обменять на полезные вещи – от книг до дорогостоящей техники в онлайн-магазине ВТБ. Те, кто пользуется картой постоянно и в месяц проводит более 5 тыс. транзакций, получают право без комиссий снимать деньги и пополнять свой счет в ВТБ с помощью банкоматов других банков.
Проект «Мультикарта» доступен как зарплатным клиентам, так и частным лицам и может быть использован как на традиционном пластике, так и на федеральной платежной системе «Мир».
О депозитах
ВТБ отмечает повышение спроса и на сберегательные продукты. Так, за год жители Татарстана разместили в банке более 14 млрд рублей своих накоплений. Эта сумма в 4 раза больше, чем в 2016 году. Рост депозитного портфеля составил 1,5 раза и в денежном выражении приблизился к сумме в 52,5 млрд рублей.
Татарстанцы предпочитают вкладывать свои средства именно в рублевые продукты, по которым ставка сегодня значительно выше. Кроме того, специалисты ВТБ отмечают рост интереса населения к вложениям в инвестиционные продукты: брокерское обслуживание, ПИФы, облигации.
О планах
Планы на начавшийся 2018 год у ВТБ не менее амбициозные. Основной упор будет делаться на дальнейший рост клиентской базы – по всем направлениям: ипотечному, потребительскому, зарплатному и автокредитованию. Тем более что эксперты прогнозируют, что наличие госпрограмм и готовность ЦБ РФ и дальше снижать ключевую ставку, станет стимулом для снижения и базовых ставок по всем кредитным продуктам.
Специалисты банка обещают расширение продуктовых линеек ВТБ и еще более масштабную, чем сейчас палитру программ повышения лояльности.
Нет комментариев-