Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Встреча Трампа и Путина: о чем будут говорить и какой подарок везут США для России

Встреча Трампа и Путина: о чем будут говорить и какой подарок везут США для России
В понедельник, 16 июля, в Хельсинки сойдутся Президент России Владимир Путин и его американский коллега Дональд Трамп. Им не раз чинили препятствия, но, похоже, грядущая встреча состоится и будет обстоятельной. Вместе со специалистом в области международных отношений Альбертом Белоглазовым ИА «Татар-информ» обсудило, в чем схожесть двух мировых лидеров, подпишут ли они значимый договор по итогам встречи и в чем символизм проведения переговоров в Хельсинки.

Известно, что Путин и Трамп встретятся в третий раз, а когда состоялись прошлые переговоры?

— Первая встреча была в июле год назад в Гамбурге, на саммите «Большой двадцатки». Тогда им удалось поговорить в течение порядка двух часов. Вторая встреча была в ноябре прошлого года, во Вьетнаме, на саммите АТЭС. Там они поговорили буквально вскользь, минут двадцать «на ногах». Протокольные бюрократы сорвали полноценную встречу. От новой встречи все, конечно, ждут намного большего, чем от первых двух.

Фото: kremlin.ru

Чего ожидает мировое сообщество, аналитики и дипломаты США и России?

— Все те версии по поводу тем переговоров, которые озвучиваются, можно поделить на три блока. Первый — проблема глобальной безопасности, которая в свою очередь распадается на проблемы ядерного разоружения и нераспространения оружия массового поражения. Второй блок — региональные конфликты. Здесь прежде всего выделяются Украина и Сирия, где наши интересы практически диаметрально противоположны и трудно сводимы. Сюда же можно отнести конфликты второго уровня: Афганистан, Ливия, где компромисс найти гораздо проще. Третий блок — это непосредственно отношения США и России. Здесь можно выделить торгово-экономические проблемы: вопросы связанные с санкциями, контрсанкциями, а также введение пошлин США на сталь и алюминий, которые подписали еще в марте. Сюда же можно отнести проблемы дипломатического характера: взаимная высылка дипломатов, захват двух наших консульств в Сан-Франциско и Сиэтле и т.п. проблемы, мешающие налаживанию диалога. Если встреча действительно состоится, то разговор пойдет по всем этим трем плоскостям.

Переговоры мировых лидеров могут привести к продлению договора СНВ-3 о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений?

— Уже несколько раз в американской прессе писали, что президенты коснутся темы двустороннего договора СНВ-3. Я также думаю, что о нем пойдет речь, потому что это проблема для обоих президентов. Если хотя бы проанонсируют, что началась работа над продлением СНВ-3, это вызовет большой резонанс и положительные отклики.

Думаю, я не совру, если скажу, что никакого итогового документа Трамп с Путиным не подпишут. Противоречий слишком много. Главная задача здесь услышать друг друга и, быть может, создать какие-то рабочие группы. Из-за этого и пресс-служба Путина, и пресс-служба Трампа анонсируют только итоговую пресс-конференцию, но не подписание какого-то документа. Судя по косвенным данным, такая возможность не прорабатывается. А если скажут, что пошла работа по СНВ-3, то сразу пойдут положительные оценки.

Почему так важно продление этого договора?

— Этот СНВ-3 был подписан еще Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году во время перезагрузки наших отношений. Этот договор был подписан на 10 лет, и в итоге он остался, пожалуй, единственным работающим договором о ядерном разоружении. Соответственно в 2020 году истекает его срок, но так быстро он не подписывается. Все должно обсуждаться.

Фото: kremlin.ru

Еще в 2010 году по СНВ-3 у обеих сторон были возражения. Американцы говорили, что договор выгоднее России, потому что она не сокращает количество боеголовок, а оставляет на прежнем уровне. Словом, каждый остался чем-то недоволен, но есть вероятность, что договор не будет продлен. В этом случае мир опять будет на грани ядерной войны, потому что пойдет гонка ядерных вооружений. Если сейчас хотя бы Путин и Трамп заявят, что они начали работу над продлением СНВ-3, то это будет результатом для всего человечества.

О чем будут говорить главы государств, обсуждая нераспространение оружия массового поражения?

— По этой проблеме речь скорее всего пойдет о денуклеаризации Корейского полуострова и Иранской ядерной программе. Это было бы победой для обоих, потому что Трампу после встречи с Ким Чен Ыном надо в этом вопросе поставить точку, а Корея немного затормозила этот процесс, потому что считает, что если он разоружится, может последовать ливийский сценарий нападения. Встречаться хорошо, обещать тоже хорошо, но нужны реальные гарантии. Если Корея разоружится, то это будет победа для обоих лидеров, особенно для Трампа.

О чем могут говорить Путин и Трамп, если Соединенные Штаты уже вышли из Иранской ядерной программы?

— Действительно, по этой теме у нас диаметрально противоположные подходы. Мы считаем, что надо поддерживать всеобъемлющий договор об Иранской ядерной программе, который подписали, кроме РФ и Штатов, Франция, Британия, Германия и Китай в 2015 году. Все страны согласны в том, что надо поддерживать программу, а США уже из нее вышли. Здесь мы попытаемся как-то найти точки соприкосновения, но это будет нелегко.

Что осталось недосказанным между Трампом и Путиным по теме региональных конфликтов?

— По Сирии чувствуется, что Америка устала и выдохлась. Все, что она могла там сделать, она уже сделала. Хотела опереться на курдов, создать анклав, контролируемый Соединенными Штатами. Правда, операция «Оливковая ветвь» сорвала эти планы, курдский анклав был фактически разгромлен, опереться на свободную сирийскую армию тоже не удалось из-за успехов Башара Асада и его правительственных сил, поддерживаемых Россией. В общем, США надо как-то без позора, без потери лица выйти из Сирии или договориться о каких-то контрольных точках. Можно сказать, что в этом вопросе инициатива в наших руках, потому что сирийская армия уже наступает в районе на границе с Иорданией и Израилем.

Фото: kremlin.ru

А что с Украиной и минскими соглашениями?

— Минский процесс совершенно затормозился. Есть разные мнения в западной прессе. Например, пишут, что России надо отдать инициативу на Украине. Однозначно, эти вопросы будут удостоены внимания, а если встреча будет продолжительной, будет обязательно Афганистан. Он на границе с СНГ, нас очень беспокоит, что Исламское государство там усиливается. Штаты соответственно там имеют военный контингент, а Обама его оставил даже после ухода войск, около 10 тысяч, а Трамп нарастил еще в полтора раза, теперь там 15 тысяч американцев. Америка вынуждена волей-неволей вести там вялотекущую борьбу с Исламским государством* (запрещенная в РФ террористическая организация). России, в общем-то, тоже невыгодно на границе с СНГ иметь сильный исламистский плацдарм. Словом, здесь мы можем как-то сойтись, договориться.

Что думаете по поводу блока вопросов по двусторонним отношениям?

— Это, конечно, самый неоднозначный блок, ведь США действуют из своих национальных и экономических выгод, обставляют политическими историями санкции, которые надолго закрывают путь на торговые рынки. Они попытались ущемить наши энергетические компании, чтобы свой газ продвинуть на рынок Европы. Они ввели санкции против Рособоронэкспорта, чтобы расширить свои рынки вооружений. США — первый продавец в мире, мы — второй, на пятки им наступаем. Их выгода очевидна, и Трамп как бизнесмен будет вести торг, где он может уступить, а в чем России следует уступить Америке.

Почему местом встречи назначена Финляндия, а не Россия или США?

— Трамп позвонил Путину после победы на президентских выборах в России в марте. Все окружение Трампа было против, критиковало его за это. Во время этого телефонного разговора Трамп и предложил Путину провести двустороннюю встречу в Вашингтоне. России Вашингтон, конечно, не понравился как место встречи, мы как будто бы идем к ним на поклон, поэтому предложили нейтральную площадку. Встреча — это хорошо, но давайте на нейтральной стороне. Сначала речь шла об Австрии. Путин после инаугурации совершил первую поездку именно в Австрию и там говорил с канцлером Себастьяном Курцем, что Австрия могла бы быть площадкой для переговоров Путина и Трампа. Потом, когда советник президента США Дональда Трампа Джон Болтон приехал в Москву, зазвучала тема Хельсинки.

Фото: kremlin.ru

В Хельсинки уже проходили подобные значимые политические переговоры?

— Встреча в Хельсинки имеет глубокий символизм, что красиво можно подать в прессе. Именно там в 1975 году во время Холодной войны состоялась развязка и был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Там была создана организация СБСЕ, которая теперь называется ОБСЕ. Тогда США и СССР сделали серьезный шаг, чтобы человечество чувствовало себя спокойнее хотя бы в Европе. Сейчас вновь звучит тема Хельсинки, чтобы обозначить преемственность, что даже холодная война могла обернуться разрядкой в Финляндии, которая всегда была дружественной страной к СССР, никогда не вступала в НАТО. Встречи приносят плоды. Когда в 2015 году отмечался 40-летний юбилей этой Хельсинкской встречи, планировалось подписать новый договор Хельсинки +40, потому что тогда была жесткая конфронтация, только только ввели все санкции. Риторика была высокая. Родился план, который обсуждался всеми дипломатами, но был похоронен. Видимо все-таки отголосок этого плана нашел свою реализацию в этой встрече

Ожидается, что Трамп захочет поговорить с Путиным тет-а-тет. Это возможно?

— Вполне. Это в стиле обоих лидеров. И Путин, И Трамп готовы переступить через дипломатические условности. Конечно, помощники Трампа всячески будут от этого отговаривать.

Вообще все неудачи российско-американских переговоров объясняются только этим. Например, в прошлом году во Вьетнаме они не смогли встретиться из-за некоторых бюрократических проволочек. Аппарат американского президента саботировал эту встречу. Если в этот раз встреча состоится, будет легче сделать последний шаг. Трамп по своему характеру и предыдущим действиям вполне готов на такую вещь. Это человек, готовый брать на себя ответственность, во всяком случае по организации переговоров, не желающий прятаться за спины своих помощников. Думаю, что это возможно.

Фото: kremlin.ru

Американский лидер везет главе российского государства подарок, но не говорит какой. Как думаете, что это?

— Трамп проговаривал такие заманчивые вещи еще на саммите G7 в Канаде. Прежде всего это возвращение России в «Большую восьмерку». Может, это некоторое потворство России со стороны Запада, мол, изгнали из «Большой восьмерки», пришли к «Семерке», а теперь вот Трамп заявил: «Давайте Россию пригласим!»

Мы это как подарок не рассматриваем. Путин и его окружение дали понять, что мы эти шаги не предпринимали, из «Большой восьмерки» не выходили, соответственно мы не будем ничего делать, чтобы туда вернуться. «Большая восьмерка» сейчас вообще не очень эффективный инструмент, потому что есть «Большая двадцатка», в которой работают все крупные экономики. В «Большой восьмерке» нет Китая, Индии, а как без них можно сейчас решать глобальные проблемы?

Второй подарок будто бы связан с Крымом, но, мне кажется, Трамп сделал это заявление для красного словца. Он ведь эпатажный деятель, поэтому как бы ненароком обронил: «А ведь, наверное, Крым все-таки российский, там ведь все говорят по-русски». Конечно, это вызвало бурю негодования в США. Думаю, что на такой подарок Трамп сейчас не согласится, потому что он только укрепился после обвинений, что работает на Россию. Если он сейчас вдруг предложит признать Крым российским, это будет означать, что все санкции Запада были напрасны. Это менее вероятно, скорее всего максимум, что будет, это обсуждение статуса Крыма.



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев