«Эдельвейсы» превратят в «Магниты» и «Пятерочки»
В октябре 15 из 63 казанских магазинов сети «Эдельвейс» начнут переделывать в «Пятерочки» и «Магниты». По одной из версий, на этом процесс «перепрофилирования» не закончится, и со временем трансформируется вся сеть. По другой версии, закрытие 15 магазинов – это всего лишь зачистка убыточных точек. В самой компании информацию о превращении «Эдельвейсов» в «Магниты» и «Пятерочки» пока не комментируют.
«Эдельвейс» - крупная локальная торговая сеть, основанная трагически погибшим в прошлом году казанским бизнесменом Айратом Хайруллиным. Первый магазин сети открылся в Казани еще в 1994 году, а теперь, судя по всему, для бренда наступают последние дни.
Эта история вполне укладывается в общероссийский тренд последних лет – региональные торговые сети больше не выдерживают соседства с федеральными гигантами типа X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») или «Магнита». И речь не только о продуктах: страдают и электроника, и одежда, и другие сегменты.
«Пестречинка»
За последние несколько лет с рынка частично или полностью «смыло» множество татарстанских торговых сетей. К примеру, в 2017 году, в попытке справиться с жесткой конкуренцией в условиях кризиса «Ак Барс» Холдинг начал резать сетку магазинов «Пестречинка». На тот момент сообщалось о том, что только в Казани из 100 с лишним торговых точек осталось всего 12 (их отремонтировали и запустили под брендом «365 вкусов»). Если свериться с сервисом 2gis (на официальном сайте «Пестречинки» отсутствует актуальная информация о количестве магазинов), сейчас в Казани осталось всего 4 точки. Отметим, что сокращение коснулось не только столицы РТ, но и других городов республики.
DOMO
Одна из крупнейших в России сетей бытовой техники и электроники родом из Татарстана DOMO начала агрессивную региональную экспансию в 2005 году. Спустя два года она объединяла около полутора сотен магазинов от Краснодарского края на юге до Алтайского края на востоке страны. К сожалению, компания так и не смогла оправится после кризиса 2008-2009 годов: ей пришлось уйти из большинства регионов, сохранив присутствие только в Поволжье. В 2017 году измученную конкуренцией сеть добили аресты топ-менеджмента «Татфондбанка» (DOMO относилась к бизнесу группы ТФБ) и она окончательно схлопнулась.
«Камилла»
В 2018 году небольшая торговая сеть «Камилла», которая наряду с «Эссеном» принадлежала челнинской компании «Оптовик», была выставлена на продажу. Итог оказался закономерным: все 60 магазинов сети отошли федеральным ритейлерам - «Магниту» и X5 Group.
«Эссен»
Первая сеть в Татарстане, которая начала торговлю в формате Cash & Carry, - это «Эссен» Леонида Барышева. Бизнесу удалось выйти далеко за пределы Татарстана: магазины находились в Чувашии, Удмуртии, Марий-Эл, Башкортостане и Кировской области. Тревожные новости о масштабном сокращении сети «Эссен» появились в прошлом году: торговая империя начала постепенно уходить с рынка в русле общей тенденции исчезновения региональных сетей в России. Здания гипермаркетов решили вывести на другое юрлицо и сдать в аренду.
«Идеал»
В 2020 году приказала долго жить казанская сеть обувных магазинов «Идеал» Раиса Галиева, основанная аж четверть века назад. Причина – усилившаяся конкуренция на рынке. Похожая судьба ранее постигла и других игроков— «Торис», «Спартак» и других.
Куда уходят сети?
По словам руководителя агентства Bright Consulting Марии Яшенковой «вымирание» локальных торговых сетей можно объяснить тремя причинами:
- Отсутствие внятной государственной политики по поддержке локальных торговых сетей;
- Разница в закупочных ценах между федеральными и локальными сетями. По некоторым продуктам она достигает 60%, а в среднем составляет 20-30%. Как бы прекрасно не работала сеть, покупатель все равно пойдет в условный «Магнит» или «Пятерочку», если разница будет составлять 30%. Сама же разница достигается за счет объема закупок;
- Разная доходность. Именно она направляется на профессиональную команду, а также на автоматизацию, создающую огромный разрыв в качестве управления между локальными федеральными сетями. Этот разрыв становится непреодолимым для регионалов.
Все умрут, а кто останется?
Эксперт прогнозирует окончательный исход региональных торговых сетей с рынка уже в ближайшие пять лет: «Надо быть к этому готовым – все умрут. Может быть, спасется «Бахетле», а также очень маленькие или совсем нишевые (молочка, мясо) сети. В целом, это не оригинальная ситуация. В Самаре или Ижевске вообще никого не осталось из региональных сетей – только «Магнит», Х5 и все».
Что это значит для потребителя и бизнеса?
«Все происходящее - очень плохо и для бизнеса, и для потребителя», - уверена Мария Яшенкова. После закрытия всех местных сетей в федеральном ритейле неизбежно начнется повышение средних цен. Вместе с тем, уничтожение конкурентов точно не приведет к улучшению ассортимента. Что касается местного бизнеса, то параллельно с сокращением региональных сетей будут сокращаться и другие способы представления его продукции. Начнут закрываться локальные производства. Один из выходов – электронная торговля: «Вайлдберриз», «Яндекс.Лавка», «Самокат» и другие площадки.
Фото: ©Михаил Захаров