Конкурс профессионального мастерства среди водителей трамвая корнями уходит к началу 70-х годов прошлого века. Именно тогда в стране начали проводить открытый конкурс с периодичностью раз в два года — первый год трамвай, второй — троллейбус. Участие в таких соревнованиях принимали все республики Советского союза.
В наши дни турнир проводится в несколько этапов — на уровне предприятий, уровне регионов и Всероссийский. В сентябре финальный этап пройдет в Нижнем Новгороде. Казанские водители неоднократно занимали призовые места и в 2004 году становились победителями – финал Всероссийского конкурса проходил в столице РТ и был приурочен к тысячелетию города.
Участникам необходимо доказать свое мастерство в нескольких номинациях, одна из которых – «Культура обслуживания».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/38cbc8777d3106247e7b1059970927db6f51df8c1368dc75fe259f0c2f4c.jpg)
Каждый водитель должен показать свои навыки работы по микрофону, потому что в практической деятельности водителю приходится пользоваться не стандартами, прописанными текстами, а приходится импровизировать, а для этого необходимо уметь работать с микрофоном», – поделился главный судья соревнований Фарид Сибгатуллин.
Следующий этап — это проверка теоретических знаний устройства трамвайного вагона и знаний основ юриспруденции, трудового законодательства и охраны труда, что, по мнению главного судьи, является наиболее важным аспектом состязания.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/a1e4bb74d9d1c7fdb4b7c697e10171ae2c8b85de72eab22afd0585148b26.jpg)
Каждый водитель обязан уметь принимать подвижной состав перед выходом на линию — в течении 15 минут он проводит подготовительные работы по приемке вагона. Проверка трамвая четко регламентирована и прописана на 5 листах, которые каждый водитель должен знать наизусть, а в рамках конкурса — еще и четко озвучить и показать.
Проверка знаний ПДД напоминает сдачу экзамена на водительское удостоверение в ГИБДД — компьютер, на котором вопросы с вариантами ответов.
«У нас поставлена новая программа с июля, согласно требованиям ГИБДД. Конечно, для водителей это вызывает определенную сложность, потому что нужно четко знать правила, представлять их», – поделился Фарид Сибгатуллин.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/7f3d199fb6dd6271b9159f3b64b1dcb318bc1df6510272913b7b0fc3719d.jpg)
И одна из самых важных номинаций — вождение. Здесь водитель на специальной трассе показывает «чувство вагона». Трасса разделена на участки, которые необходимо пройти с определенной скоростью — 5, 15 и 30 километров в час. При этом спидометр — закрыт. По сути водитель должен выставить необходимую скорость, исходя исключительно от своих ощущений – того самого «чувства вагона». Если даже на легковом автомобиле, бывает, возникает чувство, что спидометр врет, а машина едет со скоростью значительно меньшей, чем показывает стрелка, то что говорить о многотонном составе, который не так-то легко разогнать, но куда сложнее остановить? Ведь помимо контроля скорости, водитель также должен и четко остановится возле определенной линии с минимальным зазором в 20 сантиметров. При этом бампера он не видит, а трамвай, как уже было сказано ранее, весит больше десяти тонн.
«Невыполнение требований охраны труда в каждой номинации приводит к тому, что водитель лишается всех баллов. Это очень важные требования — выполнение правил охраны труда и электробезопасности. Наиболее важное — это охрана труда и электробезопасность. К большому сожалению, тяжелые несчастные случаи связаны именно с этим. Ну и, естественно, вождение — чувство вагона, чувство своевременного торможения, набора скорости», – добавил главный судья конкурса профмастерства.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3afdceb7406e24c4ff9c4fbcced4a13a1f19119ecfcefc34ef4369bd2be6.jpg)
Юрий Попов трудится в трамвайном депо уже 42 года, во всех конкурсах, которые были в его молодости, участвовал. Он отмечает, что практически всегда был капитаном. Раньше участники делились на команды, сейчас же — выступают в индивидуальном порядке. Считает, что конкурс повышает как профессиональное мастерство водителей, так и интерес к работе.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/d9cf3cbb2a99ad207e01222fa004d5c5bb7467384ffe8fdd3953d9fb3c2b.jpg)
Самое главное, что в конкурсе мы находим людей, которых было не заметно, и вот здесь они проявляют себя. Конкурсы не проводились уже 5 лет, но сейчас опять возрождается эта традиция. Мы опять находим наших профессионалов. Они, конечно, и так видны, но в ходе поточной работы это все как-то теряется, смазывается. Но если взглянуть глубже — работа на трамвае очень сложная, она требует повышенного внимания. Я обучаю курсантов и постоянно им говорю об этом», – рассказал водитель-инструктор Юрий Попов.
По словам Юрия Попова, сейчас по улицам Казани ездят две модели белорусских вагонов — одиночный и «длинномер», есть также модель, которая производится в России. В целом, за те 42 года, что Юрий Попов связан с трамваями, модели менялись часто. Правда, некоторые раритеты все еще на ходу – один такой старый трамвай осуществляет экскурсионные рейсы по Казани.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/85e8a8715896213aa95d74d7f030f9d178742606d47dedd5a453f698a8a5.jpg)
«Наши вагоны мне больше нравятся внутри, они более удобны для пассажиров, они более комфортабельные. Технически тоже они себя хорошо показывают. Я бы сказал, что вагоны КТМ — из Свердловской области — мы его еще называем ''морковка'', потому что он похож на этот овощ, показал себя хорошо. И в кабине удобно и в салоне. В КТМ-623 как заходишь, там сразу откидываются сиденья — это очень удобно. Когда много народу, то по старшинству — все сидят на креслах, а все, кто помоложе, поднимают сиденья и больше народу помещается», – говорит Попов.
По словам старожила профессии, конкурсы дают положительные результаты, и Юрий Попов доказал это на личном примере — за один год благодаря конкурсу он получил сразу 2 класса повышения, а чем выше класс — тем выше зарплата. Через три года после получил должность инструктора, которую совмещал с обязанностями водителя. Сейчас же Юрий Попов воспитывает новое поколение водителей трамвая.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/797a7e31548d45564f8008bf9eaacb1cad87df32b2e396a98fac0375077e.jpg)
«Самое главное качество — он должен быть всегда опрятным, культурный и хорошо технически подкованным, чтобы в процессе работы не попадать впросак», – подытожил инструктор.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/a025b147c32907bdcbdefa6d5d28f5958530a4aa44de5183a3273cd63e55.jpg)
Лилия Шарапова водителем трамвая работает 4 года, в профессию пришла по совету своей мамы. На дорогах случалось разное — частенько водители пытаются проскочить «вперед паровоза», нарушая при этом ПДД. Таких водителей приходится пропускать, потому что водитель трамвая несет ответственность за пассажиров в салоне.
«Мама сказала: ''Это самый легкий вид транспорта!''. А оказалось, что это не так — это очень сложный вид транспорта. 12 тонн не так-то просто остановить. Самое главное – не торопится, знать правила дорожного движения, учитывать погодные условия, потому что иногда погодные условия не позволяют экстренно затормозить и надо это учитывать. На мокрых рельсах он как по маслу идет. Профессия нравится, без нее я даже сейчас себя не представляю, даже люблю ее. Водитель трамвая практически главный на дороге — не считая светофоров, плюс это льготная пенсия, дружный коллектив. Я люблю движения, а у нас постоянное движение. Водитель трамвая должен быть спокойным и уравновешенным, обязательно выспавшимся и не голодным, потому что голодный водитель — злой водитель, ну и приятная внешность должна быть. Должен быть вежливым и любить свою профессию, будешь любить профессию — будешь любить пассажиров. За 4 года у меня не было желания уйти, а есть стремление двигаться дальше. Конкурс для меня — спортивный интерес и возможность посмотреть, что я может быть забыла», – поделилась Лилия Шарапова.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/1fc035bed41ae68111f1e6b6ffd85c0ce3f77d9724e701f4a08992427804.jpg)
Перед этим конкурсом проходил этап предварительного отбора. Конкурс не проводился уже 5 лет, по разным причинам – «Метроэлектротранс» был особо сильно загружен на Универсиаде-2013, на ФИНА-2015 и других крупных событиях. Однако в этом году традицию возобновили. Примечательно следующее: то, что требуют от конкурсантов, требуют от водителей трамвая ежедневно. Любовь к своей профессии и соблюдение всех ее требований — залог победы, потому как задания касаются исключительно повседневной работы каждого водителя трамвая.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/7f33a5bafded375a036fd493a83a0de2dc77a2d286c2060dd88a9bbe7b15.jpg)
«Работа водителей – это не только хорошо ездить, но и культурно обслуживать и разговаривать с пассажирами. Мы на конкурсе все это проверяем и все это узнаем. В первую очередь мы требуем от водителей, чтобы они были одеты в форменную одежду. Второе — чистота салона, этому мы очень большое внимание уделяем, так как у нас в Казани много гостей, туристов, и они не должны разочаровываться, заходя в трамвай или в троллейбус. И конечно же, самое главное требование для водителя — это безопасность и безопасная езда. Мы даже в этом году их освободили от сбора доходов, чтобы они внимательно ездили и были внимательны на дороге. По сравнению с прошлым годом, в этом у нас намного снизилось количество столкновений, ДТП, поэтому я могу сказать, что наши водители справляются. Трамваи новые, в этом году уже 3 длинных трамвая пришли, сейчас идет сборка, настройка. А еще 7 трамваев поступят в октябре. 10 трамваев в этом году получат горожане», – поделился Асфан Галявов, генеральный директор МУП «Метроэлектротранс».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/119347c9d4b1f9692a12ae124c9bd8a7ced5dc0d21a7fdd090e15323da47.jpg)
Подготовлено при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Нет комментариев-