Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Возрождение древней столицы: Как Бахрейн нашел путь к своему жемчужному прошлому

Возрождение древней столицы: Как Бахрейн нашел путь к своему жемчужному прошлому
Проект Управления по охране культуры и древностей Бахрейна стал лауреатом премии Ага Хана в области архитектуры. Вручение премии проходило в сентябре прошлого года в Казани.

Бахрейн, как и Россия, в прошлом году впервые удостоился международной премии Ага Хана в области архитектуры. На суд жюри королевство представило проект по возрождению древней столицы Мухаррака, славившейся добычей жемчуга.

При работе над зданиями архитекторы старались не только подчеркнуть связь жемчуга с историей города, но и улучшить жизнь местного населения, благоустроить общественные пространства, развить экономику. В конечном итоге эти усилия привели к тому, что в некогда заброшенный город начали семьями возвращаться его коренные обитатели.

По традиции после вручения премии члены жюри и оргкомитета премии отправились в страну-победительницу и вместе с архитекторами, проектантами и исследователями отпраздновали победу в конкурсе, а также обсудили актуальные проблемы архитектуры и урбанистики.

«В хорошо спроектированной больнице пациенты выздоравливают лучше»

Главная цель премии — найти примеры достойной архитектуры и рассказать о них всему миру. При этом важно, чтобы эксперты лично посещали каждый объект и общались с людьми, на которых он влияет. Об этом заявил директор международной премии им. Ага Хана Фаррух Дерахшани на церемонии в честь победы Бахрейна.

«На деле все может выглядеть прекрасно, но потом выясняется, что крыша течет, двери шатаются и бог знает что еще. Проект должен реализовываться не ради денег и не ради заказчика, а для людей. К примеру, когда проектируешь больницу, надо думать о пациентах. Я всегда говорю, что в хорошо спроектированной больнице пациенты выздоравливают лучше», — отметил Дерахшани.

Принц Карим Ага Хан IV учредил архитектурную премию в 1977 году. Ее вручают каждые три года за проекты, которые устанавливают новые стандарты в архитектуре, планировании, сохранении исторического наследия и ландшафтном дизайне.

«Они осмелились сделать то, на что не решались другие»

Зачастую в попытках возродить культурное наследие архитекторы гонятся лишь за внешней оболочкой, пытаются придать зданиям и вещам «старый» вид. Директор премии назвал это «подделкой» сродни Диснейленду.

«Сегодня люди уже не те, что 40 – 50 лет назад. Мы изменились, как и наши потребности. Что мне нравится в команде этого проекта — они осмелились сделать то, на что не решались другие в этой области. Они показали, как важны инновации», — подчеркнул Дерахшани.

Работы по проекту начались еще в 2009 году. Он начинался Центром культуры и исследований Шейха Ибрагима как реставрация нескольких зданий, но затем перерос в комплексную программу «Жемчужный путь. Свидетельство островной экономики», в реализации которой участвуют различные архитекторы, планировщики и исследователи.

Пример для восстановления исторических городов за 80 млн долларов

В 2015 году проект получил финансирование в размере 80 млн долларов, коммерческим партнером стал Исламский банк развития, рассказала ИА «Татар-информ» архитектор и директор проекта «Жемчужный путь» Нура Аль-Сайех.

«Я присоединилась к проекту в 2015 году. Мне нужно было превратить то, что уже было презентовано ЮНЕСКО, в реальные объекты. При этом было необходимо учитывать нужды и интересы современных жителей города», — подчеркнула она.

«Возрождение Мухаррака» победило, потому что это хороший пример восстановления исторических городов. В действительности это длительный и трудоемкий процесс, а не просто ремонт в парочке зданий с разрезанием ленты, подчеркнул в беседе с агентством член жюри премии Карим Ибрагим.

«Здесь требуется много решимости, организованности. Немаловажную роль играет институт партнерства и лидерства. У бахрейнской команды есть чему поучиться», — отметил архитектор.

В Центре для посетителей «Жемчужный путь» наградили всех причастных к проекту. В церемонии принял участие заместитель Премьер-министра Королевства Бахрейн Халид бин Абдулла аль-Халифа.

«Этой территорией всерьез пренебрегали»

При реализации проекта архитекторы часто консультировались с местными жителями, выясняли, что им необходимо для комфортной жизни. Выяснилось, что в городе плохо убирают улицы, недостаточно парковочных мест и общественных пространств.

«Этой территорией всерьез пренебрегали. Начинать пришлось с самых базовых моментов — санитарных норм. Кроме того, им не хватало парков и скверов. Вдоль „Жемчужного пути“ мы обустроили 17 общественных пространств», — рассказала Аль-Сайех.

Примечательно, что путь освещают столбы с плафонами в форме жемчугов. Пройти маршрут можно и без карты, ориентируясь лишь на эти фонари. А каждое из 17 общественных пространств украшает россыпь таких столбов-жемчугов.

Масштабные работы без изъятия жилья

При реставрационных работах Управление по культуре и древностям Бахрейна старалось максимально избежать изъятия жилья у людей, проживающих в зданиях с высокой культурной ценностью. Им давали возможность сохранить право собственности, рассказала ИА «Татар-информ» Нура Аль-Сайех.

Работы возымели обратный эффект — в заброшенный когда-то город начали возвращаться коренные жители Мухаррака. Благодаря проекту у них улучшились жилищные условия.

«Кроме того, здесь возродилась насыщенная культурная жизнь, которая, к сожалению, угасла за последние 20 – 40 лет. Мероприятия, которые проходят в Центре культуры и исследований Шейха Ибрагима, — глоток свежего воздуха для местных», — продолжила директор проекта.

Эти усилия оценил и член руководящего комитета премии Мохаммад аль-Асад. «Речь идет о культурном и экономическом эффекте. Однажды начав эту работу, вы сажаете зерно, и потом оно разрастается, появляются новые мероприятия и новые люди», — сказал иорданский архитектор в беседе с ИА «Татар-информ».

Музей жемчуга с экспонатами от Cartier

Смысл проекта — подчеркнуть связь истории города с жемчужной индустрией. Он включает в себя 16 зданий, которые в той или иной степени имели отношение к добыче и продаже драгоценного камня.

К примеру, комплекс Сияди принадлежит одной из ведущих семей великих торговцев жемчужинами Бахрейна. Потомки знатной семьи передали властям королевства две семейные резиденции, а также мечеть.

В одном из домов расположится музей жемчуга. Для экспозиции будут использованы ювелирные камни Cartier, которые французский дом выкупил у королевства в 30-х годах ХХ столетия.




Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев