Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Война за Panasonic и песни «Гражданской обороны»: в прокат вышел фильм Павла Лунгина «Братство»

Война за Panasonic и песни «Гражданской обороны»: в прокат вышел фильм Павла Лунгина «Братство»
Война за Panasonic и песни «Гражданской обороны»: в прокат вышел фильм Павла Лунгина «Братство»


Суматоха во время войны и меркантильные солдаты 

Тридцать лет прошло после Афганской войны, а тема эта до сих пор болезненная, как выяснилось после негативной реакции участников боевых действий на фильм Павла Лунгина «Братство». В целом фильм построен на реальных событиях и рассказах солдат и офицеров о боевых действиях в Афганистане. Советником режиссера был ветеран Афганской войны и председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ, полковник Александр Ковалев. Но даже несмотря на это кинолента получила массу негативных откликов со стороны некоторых воинов-интернационалистов. 

События ленты «Братство» разворачиваются в 1988 году, во время вывода советских войск из Афганистана. Командование армии ищет способ мирного вывода войск через перевал Саланг. Для этого они вынуждены договариваться с моджахедом инженером Хашемом, который контролирует этот перевал. Но все осложняется после того, как в плен к душманам попадает летчик Советской Армии, которого спецназ должен вытащить несмотря ни на что. 

Как такового главного героя или антагониста в картине нет. Целью Лунгина было показать образ войны и хаос, который ее окружает. Это, наверное, главное отличие от «9 роты», с которой зритель будет невольно сравнивать «Братство». В своем фильме Федор Бондарчук показал судьбу развития и «взросления» роты, а Лунгин через свою антивоенную картину скорее показал образ завершения боевых действий советских войск в Афганистане в целом. 

Главной движущей силой для многих героев «Братства» оказался материальный достаток. Один солдат хочет увезти домой магнитофон Panasonic и нож душмана, прапорщик – новейший по тем временам телевизор, а переводчик Володя – кожаную куртку. Ведь когда у них еще будет такая возможность, как не на афганском рынке, достать редкие и дорогие для Союза товары. Но даже несмотря на меркантильность некоторых героев, поступки людей, которые пытаются сделать всё, чтобы вывести бойцов с наименьшими потерями, перевешивают. Фильм показывает, что справедливость на войне есть, но достигается она через серьезные жертвы.

Отличным режиссерским решением был продуктовый караван, который подорвали душманы. Машина с кагэбэшником и переводчиком Володей въехала в ад, где все вокруг покрыла мука, в том числе и убитых воинов, а солдат, который лишился рассудка, стал палить из пулемета в пустоту. Также стоит отдать должное Лунгину за реалистичную, даже очень, сцену казни предателя в кишлаке, настолько реалистичных съемок в кино до этого фильма я не видел. 


Как сын Лунгина создал военного журналиста-недотепу и Пирогов в роли кагэбэшника 

Сценарий картины строился по рассказам полковника Александра Ковалева и его сослуживцев по Афганской войне. Возможно, разрозненность фактов, которые пришлось связать между собой сыну Павла Лунгина — Александру, и вытащили наружу некоторые лишние моменты. Например, лодка, которую в плену делает летчик для афганского мальчишки, или драка между старлеем по прозвищу Грек и разведчиком, все эти отступления похожи на латание дырок в сценарном полотне, которые скорее лишние для сюжета. В некоторые моменты придется поднапрячься, чтобы ухватить сюжетную линию и собрать части происходящего в «Братстве» воедино. 

Плюс слишком глупым изображен прапорщик, который во время торговли оружием ведет себя как консультант в магазине, а потом, зная, что ему придется еще иметь дело с местными жителями, обманывает своих «покупателей». В общем, этот момент Лунгину-младшему можно было бы и подкрутить. Ян Цапник замечательно справляется с ролями прожженных бизнесменов, но почему-то в роли прапора он кажется мне неправдоподобным и наигранным. В прапорщика Помидора, которого сыграл Баширов в «9 роте», верится больше. 

Возможно, самым провальным для картины оказался персонаж военного журналиста, который показан так, будто он попал не на войну, а всего лишь на учения. Его вопросы солдатам о речи Академика Сахарова или просьба на камеру открыть дверь в одну из афганских лачуг – все это показывает отрешенность журналиста от происходящих боевых действий вокруг. 

Самым органичным в фильме был дуэт переводчика Володи (Федор Лавров) и полковника КГБ Дмитрича (Кирилл Пирогов). Лавров в военных фильмах мне особо не запомнился, но у Лунгина с ролью справился, а вот Пирогов, который запомнился военной ролью майора Топоркова в мини-сериале «Исчезнувшие», практически идеально вписался в образ, но мог бы и лучше. И так можно сказать про весь актерский состав, в «Братстве» потенциал они свой полностью не раскрыли, это бросается в глаза с первых минут картины. 


Песни Егора Летова в непатриотическом антивоенном фильме 

Немного смазывается воздействие музыкального ряда. Взять, к примеру, песню «Всё идет по плану» группы «Гражданская оборона», которую включил на своем магнитофоне солдат на полную громкость, когда отряд спецназа проводил в кишлаке спецоперацию. Слова и взрывы с выстрелами не особо сочетались, однако в момент истерии одного из солдат текст этой же песни из плеера лег на отлично. 

Второй трек группы «ГО» — «Солдатами не рождаются» оказался как раз к месту после слов Грека о том, что людям, которые пришли с войны, придется учиться жить заново. Кстати, финальная речь «Братства» схожа с текстом Лютого, который он произносит в конце «9-й роты».

Режиссеру можно было бы разнообразить подборку, потому что порой фильм запоминается именно по трек-листу, который подобрал для картины ее создатель. Можно для примера взять киноленты Балабанова «Брат» и «Брат-2», где он замечательно внедрил большое количество рок-хитов в нужные сценарные моменты. 

Обычно в фильмах об Афганской войне режиссеры показывают в большей степени жизнь военных Советской Армии, в то время как «Братство» можно разделить на три основные зоны — это жизнь воинов-интернационалистов, моджахедов и места, где два этих лагеря входят в контакт друг с другом, например при просмотре киноленты «Белое солнце пустыни». Если говорить о душманах, то как они расправляются с предателями, как держат пленных и устраивают себе телепросмотры, все это показано довольно натурально и не наигранно, от некоторых моментов может даже стать не по себе. 

Если продолжить тему недовольства со стороны ветеранов Афганской войны, которые считают, что фильм совершенно не патриотический и его нельзя показывать, потому что он искажает действительность тех лет, можно привести в противовес этому мнению, что Лунгин и не ставил себе целью кого-то воспитывать и вести за собой. Как творческий человек режиссер высказался и построил свою картину на фактических данных, которыми с ним поделились люди, которые прошли войну и передали свои ощущения и моменты жизни, большего от него требовать никто не вправе. Молодые люди не глупы и сами в состоянии сделать выбор — верить фильму или не верить, для этого у человека и есть собственная голова на плечах. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев