Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Война миров Z» для Роспотребнадзора: отказы от прививок, экзотические инфекции, школьное питание и подготовка к WorldSkills

«Война миров Z» для Роспотребнадзора: отказы от прививок, экзотические инфекции, школьное питание и подготовка к WorldSkills
Какие прививки необходимо сделать накануне отпуска, готовы ли детские лагеря к лету, какой должна быть еда в школьных столовых – на эти и другие вопросы в интервью генеральному директору АО «ТАТМЕДИА» Андрею Кузьмину ответила руководитель Управления Роспотребнадзора по Татарстану – Главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан Марина Патяшина.


– Начать хотелось бы с самого скандального – движения за отказ от прививок. Как вообще обстановка с отказниками в Татарстане? Как и почему родилось это движение?

– Что касается отказов от прививок, то тема действительно очень острая. Она острая и для Татарстана в том числе. Мы совместно с республиканским Министерством здравоохранения последние три года уделяем этому особенно пристальное внимание. Вместе с тем переломить эту ситуацию очень тяжело. Мнение антивакцинального лобби, которое есть сегодня в Интернете, часто бывает главным и ведущим во время принятия родителями решения по поводу прививок.

По итогам 2018 года у нас получилось, что в Татарстане 58 тысяч отказов от прививок. Эта цифра относится не к людям, а к отказам. То есть не 58 тысяч людей не привиты, а 58 тысяч отказов за год было зарегистрировано.

К примеру, я должна сделать прививки против кори и дифтерии, и если я отказываюсь от них, получается два отказа на одно лицо. В связи с этим и 58 тысяч отказов.

Проводя такую интенсивную, персонифицированную работу с каждым отказником, нам удалось уговорить и сделать прививку 18 тысячам из тех, кто до этого отказывался вакцинироваться. То есть каждый третий отказник после нашей работы сделал прививку. Мы эту работу продолжим и в 2019, и в 2020 году.

К счастью, Министерство здравоохранения Российской Федерации вышло с инициативой, а Роспотребнадзор его поддержал, о рассмотрении возможности блокировки сайтов, которые распространяют информацию о вреде вакцинации. Это информация, которая пудрит людям мозги.Молодые мамы и папы сегодня все сидят в Интернете. К сожалению, они легко подвержены влиянию такой информации.

На сегодня все медицинское сообщество страны, я бы даже сказала мира, потому что с этим согласна даже Всемирная организация здравоохранения, первый раз за всю историю обозначило отказ от вакцинации как одну из глобальных угроз человечеству.

Из-за отказов успехи от вакцинации, которые мы с вами сегодня имеем – не болеем натуральной оспой, иными инфекциями, – перечеркиваются. Потому что как только люди перестают делать прививки, в наших коллективах появляются так называемые дыры – восприимчивое население, через которые проникает и распространяется инфекция.

– Мы же так возвращаемся в средневековье…

– Да, действительно, когда люди боятся какой-то инфекции, например лихорадки Зика (о ней было много написано в СМИ),они звонят и спрашивают, где можно сделать прививку. Когда активно информацию об инфекции распространяют, люди боятся и сами ищут возможности защитить свой организм. А инфекции действительно страшные. Та же лихорадка Зика чревата осложнениями, летальными исходами. Конечно, тут люди готовы делать прививки. А когда мы забываем про инфекции в силу наших научных достижений, которые помогли победить инфекции, мы начинаем опять допускать инфекцию в свои ряды.

– А откуда появилось движение антипрививочников и почему оно появилось? Кому это может быть выгодно?

– Я так, конечно, не берусь рассуждать, кому это выгодно. Возможно, это выгодно компаниям, которые производят препараты для лечения тех или иных заболеваний, я просто рассуждаю. Я не ухожу в анализ, откуда они берутся. Потому что любое рассуждение здесь безосновательно. Мы имеем дело с фактом, и наша задача – убедить людей сделать прививку, когда это необходимо.

– В соцсетях периодически ходят слухи о том, что в университетах наших эпидемии. То вспышка кори, говорят, то желтухи, правда ли это?

– Вы знаете, по кори ситуация очень неспокойная. Не в республике Татарстан, а в целом по миру. Вот на сегодня корь, я считаю, одна из таких угроз инфекционного характера, которая может быть у каждого, у кого нет противокоревого иммунитета. Это не только отказавшиеся от прививки люди, это еще и те, кто просто не доходит до поликлиники.

Вот если бы я не была профессиональным врачом в этой части, не обращалась бы за медицинской помощью в принципе, то я бы не знала, что мне полагается прививка против кори.

Вакцинации против кори подлежит все население до 35 лет обязательно, а люди, относящиеся к группе риска, – те, кто работает с большим количеством людей, обязаны делать эту прививку до 55 лет.

В Европе за прошлый год было зарегистрировано более 80 тысяч случаев заболевания корью. Это в 47 из 53 стран европейского региона. Более того, 72 случая в Европе закончились летально.

Украина горит по кори, Греция, Франция также. И это говорит о том, что в этих странах недостаточная и неравномерная вакцинация среди населения проведена.

Кроме этого, во многих регионах России, в том числе граничащих с Республикой Татарстан, в Ульяновске, к примеру, в последний раз, встречаются случаи групповой заболеваемости корью.

Мы каждый год регистрируем завозную корь. Что значит завозную? К кому-то в семью приехал гость, заболел здесь у нас в Татарстане корью. И если в этой семье, к которой он приехал, есть непривитые дети, они моментально заболевают. Такие случаи у нас были.

В прошлом году, например, у нас была групповая заболеваемость в республике. В Набережные Челны приехал ребенок из другого региона, заболевший корью. Он заразил всех детей, с которыми контактировал. У нас тогда было 12 случаев заболеваемости.

Миграция населения же высокая, люди мигрируют из страны в страну, из региона в регион, поэтому и корь распространяется быстро. Корь – очень контагиозная инфекция, очень легко передается воздушно-капельным путем.

Кори среди студентов у нас нет. Очагов не зарегистрировано. Но среди студентов есть проблема – они не делают прививок. Они прикреплены к студенческой поликлинике. Они если хотят, ходят в нее, а не хотят – не ходят. И поэтому среди студентов иммунная прослойка, которая обеспечивала бы им достаточную защищенность, чуть ниже. Поэтому студенты у нас не защищены.

Мы, кстати, всегда говорим, что нужно сделать, когда студенты выезжают в другой регион. Мы говорим сделать прививку против кори, чтобы не заболеть и не заразить своих близких.

– Какие прививки вообще нужно сделать? Гражданам, выезжающим из страны, особенно?

– У нас есть национальный календарь профилактических прививок, который включает 12 вакцин. У каждой прививки свое время проведения. Взрослый человек обязательно должен сделать прививку против кори, дифтерии, полиомиелита, эпидемического паротита и краснухи.

Вакцинации в детстве не достаточно по некоторым инфекциям. Повторить вакцинацию нужно и во взрослом возрасте. Иммунитет угасает, вакцинироваться необходимо повторно. В случае с корью прививку нужно сделать еще и тем, кто не имеет сведений о вакцинации в детстве.

Вот вы в детстве сделали прививку от кори? Не помните, карточки не осталось. Сведений нет, а значит, ваш иммунитет под вопросом. Поэтому в случае, если вы не знаете свой вакцинальный статус, всегда предусматривается вакцинация.

Нужно обратиться в поликлинику по месту жительства, обратиться к своему терапевту и попросить проверить, привиты вы или нет от различныхинфекций. Быть может, вы переболели в детстве этим заболеванием. И если нет, то необходимо сделать прививку. Вакцинация – бесплатная. Национальный календарь профилактических прививок не предусматривает взимание платы за вакцинацию с населения.

Прививку можно сделать только по направлению от терапевта. Ведь любая вакцина – это все равно вмешательство в организм. Прививку, например, нельзя делать больным людям с температурой, с другими острыми симптомами. А готовы ли вы сегодня к вакцинации, может определить только терапевт.

– Наступает пора отпусков. Как подготовиться? Какие страны вызывают опасение? О чем нужно подумать человеку перед поездкой в отпуск?

– Во-первых, нужно посмотреть свои прививки от тех инфекций, которые предусматривает наш национальный календарь.

Во-вторых, если вы выбираете страны, например, Средней Азии, то здесь рекомендуется делать прививку против вирусного гепатита А. Поскольку у них большое распространение этой инфекции, которая передается через воду. Здесь есть такие риски.

Если выбираете страны тропические, с жарким климатом –Таиланд, Вьетнам, то здесь есть риск заразиться лихорадкой Денге. Это инфекция, которая передается комарами, но прививки от нее нет. Единственный способ – это либо закрывать открытые участки тела, что невозможно в жаркой стране, либо пользоваться средствами, которые отпугивают комаров. Но риски все равно есть. За последние три года мы в Татарстане зарегистрировали 14 случаев лихорадки Денге среди возвращающихся из тропических стран.

Особенность лихорадки Денге в том, что инкубационный период этого заболевания составляет от 3 до 14 дней. Человек возвращается из отпуска, а лихорадочные симптомы появляются у него в течение следующих двух недель. Люди думают, что это акклиматизация, например.

Но вот что важно помнить. Когда вы обращаетесь после отпуска к врачу или вызываете его на дом, нужно обязательно сообщить медику, что вы были в такой-то стране. Так врач сможет быстрее заподозрить, выявить инфекцию и назначить лечение.

Есть еще обязательная вакцинация от желтой лихорадки для лиц, которые отправляются в страны Южной Америки и Африки. В эти страны вас не впустят без международного свидетельства о вакцинации. За 10 дней до вылета в эту страну вы должны сделать прививку.

– А для наших паломников, которые собираются в хадж, тоже есть список обязательных прививок?

– Здесь нужно пройти вакцинацию от менингококковой инфекции. И там, надо понимать, распространена коронавирусная инфекция, которая передается воздушно-капельным путем и контактно-бытовым. Есть определенное неблагополучие в этой части. Нужно постараться уберечься от контактов с больными и чаще мыть руки.

Группу, уезжающую в хадж, мы смотрим совместно с сотрудниками Министерства здравоохранения Татарстана. А когда паломники возвращаются, медики наблюдают их в течение 10 дней.

– Наши туристические компании вообще обязаны предупреждать людей о необходимости привиться? Они вообще отслеживают, какие инфекции в странах бушуют?

–Туристическая компания обязана проинформировать желающего поехать в ту или иную страну об эпидситуации в этой стране и о рисках, которые могут быть. Это обязательные требования. Более того, договор, который заключает туристическая компания с клиентом, должен содержать полную информацию о туристском продукте. Это часто бывает камнем преткновения.

Люди возвращаются из туристической поездки недовольные, им не столько нужно привлечение к ответственности их туристической компании, сколько нужно вернуть деньги за испорченный отдых. Здесь часто бывает, что люди попадают в отель более низкой категории, чем было обещано. Или, например, бывает так, что расстояние до моря не соответствует заявленному в договоре.

Что здесь нужно делать, чтобы защитить свои права? Таким людям необходимо вернуть деньги за путевку, за некачественное предоставление услуг. Это возможно только в судебном порядке, потому что это сфера гражданско-правовых отношений.

Но для того, чтобы обратиться в суд, нужно сначала попытаться урегулировать с туристической компанией это в досудебном порядке. Нужно написать претензию в двух экземплярах, отдать туристической компании, чтобы они расписались, что получили эту претензию, и в течение 10 дней они обязаны вам ответить. Компания либо урегулирует ваш спор, либо нет – в этом случае будут основания обратиться в суд.

Когда нам пишут о неудачной поездке, жалобу на туристическую компанию, мы для начала изучаем договор туристического продукта. И смотрим в договоре условия, нарушающие права потребителей. Если в договоре есть пункты нарушения закона о защите прав потребителя, то мы привлекаем компанию к ответственности. Штрафы не очень большие, но подтверждение фактов нарушения является практически бесспорным основанием для того, чтобы суд был рассмотрен в пользу потребителя.

Когда госорган подключается к спору, судебные иски чаще всего находят подтверждение в пользу пострадавшей стороны.

– А вы готовы к очередям недовольных, которые могут возникнуть? Не боитесь, что вас будут больше привлекать?

– Вы знаете, у нас каждый год увеличивается количество жалоб в этой части. И мы этого совершенно не боимся, несмотря на большой поток обращений. Да, нагружаем себя работой. Но люди настолько благодарны, когда им удается отстоять права и вернуть свои средства.

Конечно, трудоспособное население не относится к незащищенным слоям населения. Они машут рукой и не идут на выяснения отношений с компанией. Но когда это многодетные семьи, когда это касается пожилых людей и инвалидов, которым дети накопили на путевку и отправили их отдыхать, а там туристическая компания их обманула…

Мы подключаемся к таким делам, с удовольствием помогаем. И у нас 95 процентов судебных дел с нашим участием рассматриваются в пользу потерпевшей стороны.Более того, сегодня суд назначает возмещение морального ущерба для пострадавших туристов

– Давайте об одном событии, которое предстоит этим летом, – WorldSkills. Но сначала о прошедшем – о чемпионате мира по футболу-2018. Какое у вас самое яркое впечатление? Я знаю, что огромная нагрузка выпала на ваш коллектив, связанная с большим наплывом туристов. Как вы с этим справились? И насколько это помогло вам подготовиться к WorldSkills?

– Футбол для нас не был первым масштабным событием, а скорее последующим. И по сравнению с коллегами из других субъектов, которые столкнулись с таким масштабом в первый раз, он у нас не вызвал особых переживанийв плане, как организовать процесс.

Самое яркое впечатление – не знаю даже. Была большая работа в этот период и боязнь что-то сделать не так. Когда массовое мероприятие проходит в регионе, есть два важных момента.

Во-первых, массовый приезд иностранцев. А с чем они едут? С какими инфекциями? Это очень большие риски. А более того, риски экзотических болезней, которые наши врачи-инфекционисты не видели ни разу. И в таком случае может застопориться вопрос в принятии диагноза пациенту.

И здесь самое главное – отработать механизм лабораторной диагностики этого пациента на всевозможные инфекции, которые есть, с учетом его синдромов. Вот возникает у него синдром острых респираторно-вирусных инфекций, а мы берем исследования вкупе на все возможное, что в мире можно взять с таким синдромом.

Во-вторых, это огромная инфраструктура мероприятия. Мест проживания – множество, блок питания – еще больше. И самое слабое звено в такой структуре – персонал. Он набирается непосредственно перед мероприятием.

Это волонтеры, это персонал пищеблока, персонал гостинец. Так как они в этот период перегружены работой, набирается дополнительный персонал. А персонал часто бывает не готов к такому объему работы, в таком формате с соблюдением всех требований безопасности.

Конечно, справки мы смотрим, все требования выполняются. Но вот помыть руки лишний раз не каждый готов и не каждый может. Вот эти риски.

Мы во время чемпионата ежедневно брали пробы пищевых продуктов, исследовали их на момент нахождения патогенной микрофлоры. Мы снимали большое количество продуктов питания, в качестве которых не были уверены.

– Ну вы же не поставите к каждой кастрюле своего инспектора. Как это каждый день отслеживать?

– На каждом объекте чемпионата мой специалист находился ежедневно и требовал особого контроля. Это все клиентские группы, которые участвовали в чемпионате мира по футболу.

Мы ежедневно смотрели все, пробы брали ежедневно. У нас был ежедневный круглосуточный график работы у каждого специалиста, а их было более 200 человек. За две недели до начала чемпионата мира по футболу, во время самого чемпионата и в течение недели после его окончания мы работали в таком режиме. Два месяца наши отделы параллельно с основной работой, занимались обеспечением безопасности чемпионата. К счастью, удалось не допустить никаких чрезвычайных происшествий, связанных с какими-то групповыми заболеваниями.

– К WorldSkills такая же готовность? Или будет попроще?

– К WorldSkillsу нас такая же готовность, такие же риски. Мы сначала, когда начинали готовиться, даже выдохнули: мероприятие чуть поменьше, и приезжих соответственно меньше.

Да, количество участников чемпионата и приезжих в целом меньше. Ожидается, что будет около двух тысяч участников из 70 стран, 1500 экспертов и гостей в целом 150 тысяч.

Но инфраструктура тоже широкая, мест проживания много, Деревня Универсиады опять задействована, гостиницы задействованы, питание на «Казань Экспо» должно быть организовано для большого количества лиц.

Я бы даже сказала, что по структуре WorldSkills сродни Универсиаде. Мы готовимся ко всему возможному и к худшему, что может быть в этот период. Так что у нас готовность номер один к WorldSkills.

– Марина Александровна, давайте теперь о другом поговорим. Президент Татарстана,неоднократно встречаясь с предпринимателями, выслушивает жалобы и замечания по поводу работы контролирующих структур. Вы одна из самых жестких контролирующих структур, потому что на вас, возможно, самая большая ответственность за здоровье и безопасность. Как вы сочетаете поддержку бизнеса и его контроль? Что первично для вас – наказать и оштрафовать или предупредить и заставить работать цивилизованно?

– Маневрируем на качелях, так можно сказать. Вот если бы меня кто-то спросил, что самое сложное в нашей работе, я бы сказала – это. Нам необходимо соблюсти интересы бизнеса с одной стороны, а с другой стороны, соблюсти защиту интересов населения от всего вредного, что может причинить ему бизнес. Вот это самое сложное.

Но сейчас мы хорошо развили профилактическую направленность с бизнесом. У нас в надзоре только тот бизнес, который может причинить особый вред здоровью: крупные предприятия общественного питания, крупные компании, производящие пищевую продукцию, крупные промышленные объекты.

Все, что малое, – малый бизнес долго был под мораторием. Теперь он только в рамках обращений, когда люди жалуются на некачественное оказание услуг, покупку продуктов питания или иных каких-то изделий. Тут мы проверяем путем внепланового контроля.

И здесь, конечно, бизнес говорит: «Давайте нам предупреждения, предписания без штрафов». Но надо понимать, что у меня в ведомстве те административные составы, кодексы, по которым я привлекаю к ответственности, часто сопряжены с угрозой жизни и здоровью людей. А по этим составам кодекса не предусмотрены предупреждения. По ним по большей части предусмотрены штрафы.

У нас и бизнес так настроен, что если он не боится нарушить, он начинает злоупотреблять. Я говорю помягче специально сейчас. Мы же видим это. Вот стали мы меньше проверять – штрафов стало меньше в отношении малого бизнеса, зато приостановления деятельности в разы выросло.

Это говорит о том, что у них грубые нарушения законодательства. Когда бизнес выходит из-под контроля, он нарушает не так, что «руки не помыты или медкнижка не оформлена», нет. Это считается текущим нарушением.Он нарушает так, что на трех квадратных метрах готовится первое, второе и компот, например.

– Марина Александровна, а может быть, какие-то вещи устарели? Вот сейчас идет большая дискуссия. Роспотребнадзор подготовил большой перечень, в котором прописаны все требования, вплоть до приготовления омлета. А не устарели ли те правила и ГОСТы, которые писались в 50-х, 60-х годах?

– У нас нормативно-правовое верование закреплено за Роспотребнадзором в Москве. Я не вправе его комментировать. На сегодня федеральный Роспотребнадзор занимается пересмотром всех нормативно-правовых актов по поручению Правительства РФ в связи с тем, что некоторые акты действительно, возможно, устарели.

– Вы чувствуете необходимость в пересмотре актов? Действительно что-то устарело?

– Требуется пересмотр, конечно же, некоторых документов особенно. Где-то нужно ввести послабление, где-то оставить обязательные жесткие требования. Вы должны понимать, что санитарные правила были рождены путем возникавших жертв, знаете? Просто так пункт правил не появляется.

– Какой вообще процент занимают обращения по вопросам потребительского рынка и защиты прав? Ваш процент?

– У нас в год приходит где-то 10 – 12 тысяч обращений. Примерно 40% из них, то есть 4 – 5 тысяч, – жалобы, связанные с санитарно-эпидемиологическим благополучием. Это санитарное состояние воды, воздуха, учреждений. 60% – это защита прав потребителей. Из них большая часть жалоб,конечно же, на продажу просроченных товаров и на оказание услуг.

– Как вы контролируете организацию школьного питания?

– Много нареканий на школьное питание в Казани. Что пишут в обращениях родители?Что еда невкусная и холодная. Два момента – невкусная и холодная,давайте их разделим.

По части невкусного: действительно, полуфабрикатов много в школьном питании. Мы с департаментом продовольствия встречались неоднократно.

Сегодня поставка полуфабрикатов в школу идет не более двух раз в неделю, более того, мы пересмотрели ассортимент поставляемых блюд. Оставили блюда с учетом вкусовых предпочтений детей, то есть «вкусняшки» оставляли для них. Что дети не ели? Рыбные котлеты, рыбные биточки, свекольные, капустные котлеты. Не ели они выпечку определенную. Убрали, оставили только то, что дети едят.

Рыбу оставили только кусковую, так, чтобы это можно было видеть, что это кусочек рыбы без косточек. То есть в этой части поработали. Поменялись технологии изготовления котлет. Много нареканий было на котлеты: котлеты-шайбы их дети называли, которые невозможно было ни разрезать, ни откусить. Поменялись технологии приготовления этих котлет.

На сегодня мы считаем, что меню отработано, оно максимально вкусное, и у нас остается проблема только с холодной едой.

Мы готовы к тому, чтобы отказаться еще от каких-то блюд, попробовать внедрить новые блюда.И этим департамент будет усиленно заниматься, и мы просим родителей. Мы даже создали в социальной сети «ВКонтакте» группу, чтобы получать отзывы о школьном питании от родителей.

Если родители напишут, что в такой-то школе котлеты невкусные, мы опять начинаем подключаться: что была за котлета, что за технология. Мы считаем, что меню стало лучше, я не говорю, что оно стало идеальное, оно стало лучше.

По холодному – это вопрос, конечно, такой сложный, более сложный. Питание холодное почему? Потому что идет предварительное накрытие столов. Потому что за переменку дети не успевают поесть. Персонала в пищеблоках мало, и недостаточно обеденных мест на всех учеников. Обеденный зал не приспособлен под большое количество детей. Линия раздачи очень короткая, где можно получить горячую еду.

Еще не провели мониторинг до конца по этим вопросам,я об этом заявила во время коллегии по итогам 2018 года. Работаем усиленно, решаем, где-то можем за счет перемен поменять.

Вот в односменных школах эта проблема холодного питания уходит, потому что перемены можно сделать длиннее. А вот в двухсменных школах, например в 68-й школеКазани, не сделаешь длинные перемены. Если удлинить перемену, то вторая смена будет заканчиваться в восемь вечера. Это тоже не есть хорошо. Поэтому здесь нужно выходить на предложения по расширению обеденного зала и зоны раздачи.

– То есть реконструкцию делать, перепланировку в школах?

– Будем выходить на какие-то решения, которые позволят, во-первых, охватить большее количество детей горячим и здоровым питанием. Это проблема,которую нужно решить, потому что к холодной еде дети действительно не притрагиваются.

– Прогресс технический на месте не стоит – появились автоматыс едой. В свободном доступе у детей чипсы, чупа-чупсы и так далее. Есть ли эта продукция в школах?В свободном доступе она?

– Это вы говорите о продуктовых автоматах, вендинговых автоматах. Здесь, во-первых, начну с главного. Чипсы, газировки, чупа-чупсы не разрешены в этих аппаратах. Размещение в школах продуктовых автоматовдля дополнительного питания детей, не для основного, разрешается. Но только если ассортимент этих продуктов питания утвержден директором школы и согласован с Роспотребнадзором.

Поэтому, дорогие родители, если вы видите, что в вашей школе продаются газировка, чипсы, чупа-чупсы, я прошу нам об этом сообщить. Чтобы мы могли принять меры.

В автоматах таких можно размещать пакетированные соки, воду в бутылке, печенья сухие в индивидуальной промышленной упаковке, сухофрукты, орехи, за исключением арахиса, шоколад. Вот такие вещи могут быть как дополнительное питание. Но такое питание ни в коем случае не должно заменять нормальное питание.

– Скоро у детей начнутся каникулы. Откроются лагеря и санатории. Как вы работаете с лагерями? Ранее во время коллегии вы говорили о капитальном ремонте лагерей. Как идет работа?

– Действительно, летняя оздоровительная кампания у нас взывает особое волнение, потому что это огромные риски. Лагерей у нас в республике много – 1252 лагеря, из них только 112 загородных, основная часть – это пришкольные лагеря, но по ним все-таки как-то спокойнее.

Что касается загородных лагерей, то здесь, конечно же, у нас подготовка началась еще с окончания летнего оздоровительного сезона 2018 года. Когда заканчивается летний оздоровительный сезон, мы готовим предписания в адрес лагерей, пишем, что на следующий сезон им нужно сделать: провести ремонт, закупить мебель, оборудовать медицинский пункт, купить оборудование для пищеблока и много другое.

И вот в этом году у нас на контроле 132 предписания с прошлого года. До 1 июня 2019 года все должно быть сделано. То есть на сегодня мы контролируем ход исполнение этих предписаний лагерями, которые планируют открывать смены в этом году.

На сегодня предписания исполнены на 50% – это неплохой показатель. Время еще есть, впереди половина апреля и май. Второй год подряд мы работаем усиленно и выдаем документ государственного образца, подтверждающий готовность лагеря принять детей. Перечень лагерей, которые получили этот документ, размещается у нас на сайте. То есть родители могут легко посмотреть, есть ли документ, разрешающий лагерю функционировать, прежде чем отправить детей в этот лагерь.

Очень много рекламы несертифицированных лагерей. Мы выделяем отдельного специалиста, который сидит и отслеживает всю рекламу. Вышла реклама лагеря «Ромашка», например. Специалист смотрит, а заявилась ли «Ромашка» на получение документа государственного образца, – нет. Специалист звонит руководству лагеря и говорит: «Здравствуйте, это Роспотребнадзор». И здесь начинается волнение:к примеру, нас убеждают в том, что это не лагерь, а образовательная школа какая-нибудь.

Мы все-таки это контролируем и призываем родителей быть более бдительными. Ведь путевки в лагерь стоят немалых денег, и отправляем мы детей в неизвестные условия проживания, тем более с небезопасным питанием. Надо десять раз подумать, прежде чем отправить ребенка в сомнительный лагерь. Я, например, отправляю своих детей только в наши бюджетные лагеря.

– А палаточные лагеря вы тоже смотрите? У вас же там немного другой подход, да? Нельзя в лесу предъявить вопросы, например, к туалетам.

– К палаточным лагерям тоже нужно серьезно относиться. Здесь риск клещевых присасываний, дети же живут на природе. У нас в республике 30 административных территорий из 45 являются эндемичными по клещевому энцефалиту. И поэтому здесь основная сложность в том, чтобы обработать территорию лагеря и барьер вокруг лагеря от клещевых инфекций. И бывает так, что дети выходит на лесную прогулку по тропе, которая не обработана, и здесь возникают вот эти неприятные вещи.

– Как мы раньше жили? Я вот вырос в Сибири, мы летом не вылезали из тайги, с туристами в походы ходили. Не присасывался клещ как-то… Может, я просто не помню.Роспотребнадзор всегда стоял на страже?

– Всегда. Лагеря – это особая зона ответственности служб, это всегда было.Наоборот, скажу, если с вами ничего не случилось –это слава Роспотребнадзору.

– Ваш самый страшный сон?Больше всего чего опасаетесь?

– Я боюсь групповых заболеваний, потому что причины групповых заболеваний очень банальны. Не нужно надзорного ставить к каждой поварихе в школе. Это должно быть глубокое погружение в личную гигиену, ответственность сотрудников пищеблока, обеспечение качества и безопасности.Меня беспокоит очень низкая ответственность сотрудников кухни в детских учреждениях, например. Директора учреждений, школ, детских садов сами должен лично этим заниматься.

Руководители должны контролировать сотрудников кухни, хотя бы спускаться в пищеблок в течение недели и смотреть за чистотой и санитарным благополучием этого объекта.

Иногдая выезжаю в районы и отправляюсь с руководителями учреждений в пищеблоки. Они идут вместе со мной как гости на своем же объекте. Не надо далеко ходить. Это как на кухне дома – у хорошей хозяйки все чисто, а у плохой и капустный салат, приготовленный на неделю, будет лежать в ведре.

Всегда есть те, кто на санитарные требования и порядок смотрит очень халатно. Вот этого я боюсь.

В России идут вспышки групповых заболеваний. Нужно понимать, что структура инфекций поменялась. Раньше мы боялись отравлений. Что значит отравление? Это закисшая еда, которая полежала, перекисла. Сейчас все-таки еда подается свежая, только что приготовленная.

Но что мы видим? Что все кишечные инфекции у населения идут от ротавирусной инфекции или норовирусной, носителем которой является повар или кухонный работник. Вот это самое страшное, и повлиять на это очень сложно, и это меня волнует.

– Все ли инфекции ваша лаборатория может вычислить? И насколько высок уровень оснащенности и опыт ваших сотрудников?

– У нас лаборатория очень современная, очень точная, она позволяет делать все, что нужно на сегодня Роспотребнадзору.

Единственное, в период массовых мероприятий, когда идет речь об экзотических особо опасных инфекциях, служба Роспотребнадзора работает в усиленном режиме. Тут уже задействованы противочумные институты, которые могут работать с возбудителями первой группы патогенности. Это чума, холера и иные инфекции.

В период массовых мероприятий они приезжают к нам, в нашу лабораторию, либо берут с собой на базе «КАМАЗов» свою лабораторию, которая позволяет работать с такими возбудителями. Либо на сегодня в нашем лабораторном корпусе создан отдельный блок, который позволяет работать безопасно с возбудителями такого рода, где сотрудники противочумного института работают и помогают нам обеспечивать безопасность.

В момент окончания массового мероприятия этот блок закрывается, герметизируется, и мы ждем следующего массового мероприятия.Поэтому на сегодня мы готовы к любым чрезвычайным происшествиям, к любым угрозам и к любым инфекционным заболеваниям. Это точно.

– Вы фильмы про пандемию смотрите, фильмы ужасов?

– Смотрю. Мне интересно. Я сама врач-эпидемиолог,мне инфекции близки с точки зрения эпидемиологии, возникновения, распространения. И мне очень нравится фильм с Брэдом Питтом «Война миров Z» про зомби, где быстро изобретают вакцину, которая защищает все население.

Я, когда его смотрю, дети и муж говорят: «Господи, опять ты этот фильм смотришь». Я говорю: «Он имеет такой профессиональный контекст, и я думаю, что это будущее, каким бы оно ни было ужасным в этом фильме, оно может быть. Потому что инфекции всегда умнее человека. И это надо точно понимать.

Человек на земном шаре не так давно, а вот инфекции – миллиарды лет. Мы видим, как они меняются, как они приспосабливаются, мы видим эти изменения и в клинических проявлениях, и в распространении ее, и во многом другом. И, заканчивая свою мысль, скажу, что даже в этом фильме все человечество спасла только вакцина.

– Я желаю вам, вашему ведомству и всему нашему обществу, чтобы сценарий такого фильма никогда не повторился и чтобы у ваших сотрудников всегда была возможность найти вакцину.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев