Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Вот ты какая, оркестровая яма Тинчуринского театра!», или Можно ли считать проект Kazan Opera Lab началом музыкального театра?

«Вот ты какая, оркестровая яма Тинчуринского театра!», или Можно ли считать проект Kazan Opera Lab началом музыкального театра?
На днях в театрально-музыкальном мире Татарстана случилось историческое событие – после 25-летнего простоя впервые была использована оркестровая яма Тинчуринского театра. «Открыл» ее известный музыкант Данияр Соколов в рамках своего проекта KazanOperaLab.

Яму, в которой в свое время работали оркестры Казанского оперного, Камаловского, Тинчуринского театров, первыми в новом столетии опробовали молодежный оркестр Sforzando и его дирижер Евгений Сакмаров.

Оркестровая яма Тинчуринского была закрыта в начале 90-х – тогда штаты музыкантов сократили и оркестр перестал существовать. Не открыли яму и после масштабной реконструкции в здании театра в 2009 году. И даже после того, как четыре года назад театру все-таки выделили 17 единиц штата для создания оркестра. В январе 2015-го на сцене Тинчуринского была поставлена самая настоящая опера – «Кара пулат», созданная при поддержке фонда «Янарыш» – «Возрождение», но и тогда музыкантов расположили не в оркестровой яме, а на краю сцены. И на музыкальных спектаклях Тинчуринского «Шаян Гульшаян», «Голэндэм туташ хатирэсе» музыканты сидели на сцене.

Кто такой Данияр Соколов?

Так почему же таинственная оркестровая яма театра взяла и открылась ради 32-летнего музыканта Данияра Соколова? Дело только в желании дать дорогу молодым?

Данияр Соколов – заслуженный артист России, народный артист Татарстана, сын профессора Мнира Соколова. Выпускник Казанской консерватории.

В последние годы Данияр Соколов начал активно проявлять себя в музыкальной жизни Казани. Организовал Благотворительный фонд развития исполнительского искусства Sforzando, собрал одноименный оркестр и получил федеральный грант. Был директором, арт-менеджером фестиваля «Музыка вокруг нас» и других фестивалей в Казанском кремле. Приютила молодой коллектив директор Музея-заповедника «Казанский кремль» Зиля Валеева – Sforzando работал в «Манеже».

Татарские театралы с Данияром Соколовым и одним его проектов ознакомились в прошлом году на вручении республиканской театральной премии «Тантана». Премии была удостоена Айсылу Нуруллина в номинации «Лучшая роль в музыкальном спектакле». За Айсылу Нуруллину для получения премии вышли отец и сын Соколовы – основатели фонда…

Вот что писало ИА «Татар-информ» в 2018 году после церемонии вручения премии «Тантана»: «Лучшая роль в музыкальном спектакле – единственная специальная номинация для музыкальных спектаклей. Эксперты в этой номинации отдали предпочтение проекту «Письма Анны Франк» фонда «Сфорцандо» и исполнительнице Айсылу Нуруллиной. Эта номинация в основном была гарантированным призовым местом Театра оперы и балета Мусы Джалиля. Оперный, в этом году получивший Президентскую премию в размере более 155 миллионов рублей, как говорится, «отдыхает». Актриса театра Аманда Гомес удостоилась специальной премии Фонда по развитию культуры при Президенте Республики Татарстан. Достойно внимания и то, что, пока мы говорим о необходимости Национального музыкального театра, Данияр Соколов без лишнего пиара создает музыкальный театр. Оркестр, опера, проекты… И гранты нашлись, есть поддержка Министерства культуры. Конечно, это не татарский национальный проект. Национальных проектов нет, и существующим, насколько я знаю, грантов не выдавалось».

К этому времени творческая молодежь уже объединилась под руководством Данияра Соколова и начала работу над созданием камерной оперы. Когда и как эти оперы будут представлены зрителю – думаю, тогда еще не было известно, это решилось позже.

Начальная хроника музыкального театра

Информация о создании музыкально-драматической труппы на базе Тинчуринского театра стала известна ИА «Татар-информ» в октябре прошлого года.

«Указ о создании музыкально-драматического театра на базе Тинчуринского театра вышел еще в 2013 году. По решению Кабинета министров РТ театру были выделены 17 штатных единиц – для музыкального руководителя, музыкантов оркестра и солистов. На дворе октябрь 2018-го. То есть прошли 58 месяцев», – сообщал тогда «Татар-информ». 

О предстоящем выступлении Данияра Соколова и его команды в театре Тинчурина общественности стало известно в январе нынешнего года. И, наконец, в начале февраля это событие состоялось в рамках проекта KazanOperaLab.

KazanOperaLab – проект фонда Sforzando при поддержке Министерства культуры Татарстана. Целью проекта являются поиск молодых композиторов, режиссеров, драматургов, художников, их обучение и создание творческой среды. В рамках проекта известные мастера проводят лекции, мастер-классы, работают лаборатории. Как результат этой деятельности предусмотрено создание оперных эскизов и полноценных опер.

В Тинчуринском театре проект КazanOperaLab представил эскизы трех камерных опер. Участники, всего около 100 человек, – творческая молодежь Татарстана. Три команды за короткое время успели написать по одной опере и поставить на сцене. Два эскиза были показаны зрителю. Третий будет представлен позже – 25 февраля.

1. “1 + 6”. Композитор Лейсан Абдуллина. Автор либретто Павел Поляков. Режиссер Василиса Шмелева. Художник Ксения Шачнева. Либретто написано на основе сказки “1 + 9” директора Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина. Лишь число клонов стало меньше – шесть вместо девяти. Опера идет на русском языке.

2. “Бледно-голубая точка”. Композитор – Ильдар Камалов. Автор либретто – Сюмбель Гаффарова. Режиссер – Булат Минкин. Художник – Лейсан Хусаинова. На русском языке.

3. “Минем Такташ” («Мой Такташ»). Композитор – Ильяс Камал. Автор либреттоРүзаль Мухаметшин. На татарском языке.

Обратите внимание: первый и второй спектакли – на русском языке, третий будет на татарском. По словам Данияра Соколова, композитор Ильяс Камал изначально заявил, что писать будет на татарском языке.

Таким образом, на сцене татарского театра были сыграны спектакли на русском языке, и это вызвало в татарской общественности некоторое беспокойство за будущее Тинчуринского театра. Высказывались опасения – как бы в процессе обращения в музыкальный формат театр не стал русскоязычным.

Естественно, организаторы это отрицают и заявляют, что такие опасения беспочвенны.

Для того чтобы развеять подобные сомнения, был привлечен PR-менеджер, которого обычно бросают на самые сложные участки в сфере культуры, – Руслан Шигабутдинов. Для уточнения вопроса его команда оперативно организовала две пресс-конференции.

По словам Данияра Соколова, авторы эскизов сами выбирали язык произведения.

«Либретто написано на русском языке. Я была готова к тому, что на меня посыплются упреки, но я осознанно пошла на этот шаг. Потому как в стихосложении на родном языке я совсем не сильна. Дело в моем неумении, а не в нежелании продвигать родную культуру. Прошу понять и простить. Надеюсь, скоро увидит свет опера на либретто поэта Рузаля Мухамметшина. Пожалуйста, приходите послушать нашу оперу, музыка и голоса певцов – очаровательны!» – написала в соцсетях автор либретто оперы «Бледно-голубая точка» дочь писателя Ахата Гаффара Сюмбель Гаффарова.

А в комментариях к KazanOperaLab некоторые пользователи отмечали, что вторая опера могла бы звучать на татарском, если бы за проект взялись такие поэты, как Йолдыз Миннуллина и Булат Ибрагимов.

Новые оперы

Обратимся к самим эскизам. Надо признать, по режиссуре, сценографии это действительно учебные постановки. Но с точки зрения музыки они, хоть и были дебютами композиторов в этом жанре, оказались достойными работами. Такого же мнения известный композитор Эльмир Низамов, который обе оперы оценил как качественные. Это один большой шаг к Музыкальному театру, считает он. Профессор Казанской консерватории Сагит Хабибуллин также уверен, что такие лаборатории необходимы для профессионального роста творческой молодежи.

Действительно, лаборатория показала, что композиторы у нас есть. У нас есть композиторы, которые могут стать основой Татарского музыкального театра, и Казанская государственная консерватория воспитывает этих композиторов. Не стоит упускать из внимания и то, что композиторы представленных в проекте KazanOperaLab произведений – татары.

Несколько иная ситуация с другими специалистами. Только композиторы в этом проекте имеют профессиональную подготовку. И солисты. Хотя они еще в процессе обучения. А вот остальные – режиссеры оперы, либреттисты, сценографы – только пробуют себя в этом виде творчества. Конечно, с них многого требовать нельзя. В этом случае можно надеяться, что организуемые фондом Sforzando мастер-классы, лекции окажутся на пользу. Приглашенные эксперты – музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина, режиссер Дмитрий Белянушкин, режиссер Екатерина Васильева были настоящими мастерами. Они детально показали и объяснили авторам успешные и неудачные стороны их творений.

По оценкам экспертов, первый эскиз получился более продуманным и законченным, а во втором эскизе часто невозможно было понять текст. Они также указали на проблемы сценографии в обеих операх, объяснили, как работать с актерами для улучшения их сценической пластики.

Когда команда, получившая замечания по сценографии, начала в оправдание говорить о нехватке времени на репетиции и о том, что некоторые технические недочеты выяснялись в последний момент, педагоги спокойно объяснили, что такое происходит везде и решение этих проблем и есть задача творческой команды. Если уже афиша опубликована и билеты поступили в продажу – разве зритель виноват в твоих технических проблемах?

Миниатюрные эскизы и Оперный театр без эскизов

Приглашенные эксперты на пресс-конференции дали проекту KazanOperaLab высокую оценку и высказали пожелание, чтобы сумевших показать себя в рамках данного проекта молодых творцов позвал к себе на работу республиканский Театр оперы и балета. Приглашенный в проект в качестве педагога режиссер Дмитрий Белянушкин отметил KazanOperaLab как уникальное событие. «В советское время специалист после обучения получал направление и обеспечивался работой. Сейчас такой возможности нет, молодого специалиста брать особо не торопятся. Никому не нужен кот в мешке, директору надежнее работать с человеком с известным именем», – сказал он.

«Участвующие в оперных лабораториях молодые авторы показывают, что они что-то могут в этой области. Татарский государственный театр оперы и балета может посмотреть эти экспериментальные простановки и заказывать молодым создание новой оперы», – считает Дмитрий Белянушкин.

Один из экспертов проекта режиссер Екатерина Васильева также отмечает, что театры не должны «питаться» лишь приглашенными специалистами, но и готовить своих кадров. «Оперный театр должен в этом проекте видеть свои перспективы», – говорит она.

Эти слова экспертов как нельзя лучше соответствуют ситуации в нашем Татарском государственном театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Действительно, этот театр предпочитает работать с приглашенными артистами.

Кто-то мне возразит, что в опере «Сююмбике» заняты наши, в ней пел даже Филюс Кагиров. Да, это так! Но эта опера не была включена в программу Шаляпинского фестиваля. Организаторы объясняют это техническими проблемами сценографии. Но раз уж мы смогли выпустить национальную оперу, и она выпущена на деньги налогоплательщиков – ее ведь надо показывать. Напомню, на итоговой коллегии Министерства культуры Татарстана глава ведомства Ирада Аюпова также говорила об интегрировании культуры. А почему мы не можем через этот фестиваль нашу национальную оперу интегрировать в общее пространство? Почему мы ее не показали музыкальным и театральным экспертам, приехавшим на Шаляпинский фестиваль?

В любом случае, проект «оперной лаборатории» должен стать площадкой, на которой Татарский государственный театр оперы и балета готовит себе новые кадры. Оперный театр мог открыть свои двери такому молодому активному менеджеру, как Данияр Соколов. Однако и двери, и оркестровую яму для него открыл другой театр.

Вернемся к KazanOperaLab. Данияр Соколов уверяет, что постановка опер в рамках проекта KazanOperaLab продолжится и в дальнейшем. И хотя не уточняется, на какой сцене они будут проходить, есть ощущение, что проект останется жить в театре Тинчурина. Плохо это или хорошо? Дождемся оперы «Минем Такташ». Первые результаты можно будет представить только после этого. А пока хорошо то, что оркестровая яма Тинчуринского, наконец, открылась.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев