Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Восстановление Храма всех религий: новая жизнь после пожара

Восстановление Храма всех религий: новая жизнь после пожара
Семья Хановых всеми способами пытается собрать средства на подготовку Храма всех религий к холодам. Необходимо восстановить кровлю, подключить отопление и застеклить окна. Сейчас в храме может побывать любой желающий: здесь действуют две выставки картин и проводятся экскурсии. Посетила пострадавшую от пожара казанскую достопримечательность и корреспондент «Татар-информ».
При приближении к храму издалека видны выбитые стекла, строительные леса на куполах и почерневшие от копоти стены. Несмотря на печальный вид, Храм всех религий принимает посетителей. У входа гостей встретила Флюра Галеева, сестра художника Ильдара Ханова, и ее дочь Эльвира Галеева. Они проводят экскурсии по храму.





Одновременно с журналистами Храм всех религий посетили еще несколько человек – гости из Петербурга, к которым затем присоединилась компания из Перми. Несмотря на утро рабочего дня, туристов собралось не так мало.


Флюра Галеева начала свой рассказ с зала православной живописи. В отделанной деревом комнате повсюду расставлены иконы, на стенах –  образы, выполненные на стекле. Хозяйка рассказала гостям об истории семьи Хановых, о своих братьях и о том, чем сейчас живет храм. Узнавая подробности истории с пожаром, гости изумленно качали головами, торопливо делали снимки на память.

Затем хозяйка пригласила туристов в очередную комнату – совершенно пустую, с черными стенами и запахом гари. «Здесь Ильдар принимал приходивших к нему больных. Тут была уникальная библиотека, где было много литературы по искусству, по восточной медицине. Но все истлело, остались лишь части полочек наверху», – пояснила сестра художника.


Восстановить уничтоженную огнем библиотеку оказалось невозможно. Ее утрата особенно огорчает Ильгиза Ханова, брата создателя Храма всех религий. «Понимаете, когда остается какая-то вещь с детства, она греет душу. Ее не заменишь другой. Для нас эти книги были очень дороги», – заметил он.


Ханов провел туристов в следующий зал, где представлена выставка картин «Татарская красавица», посвященная 500-летию Сююмбике. Это первая экспозиция, которая появилась здесь после пожара. Все картины он нарисовал за год.

«Просто когда хорошо организуешь работу, она ладится. Нам кажется что мы делаем, а на самом деле гуны добра (гуны – одна из категорий индуистской философии санкхья – прим. ред.), помогают, потому что делаешь не какие-то корыстные вещи», – заметил художник.


Все картины выполнены на деревянных досках, некоторые элементы покрыты золотой краской. «Эти картины все немножко скомпилированы, они все откуда-то взяты, потому что все придумать невозможно, всегда что-то подсматриваешь. Брат всегда Пикассо смотрел. Где-то – помпейские фрески, где-то – египетские работы. Художник всегда чем то подпитывается», – рассказал Ханов.

С одной из картин смотрит девушка с золотыми косами, и сразу на ум приходит сказка «Алтынчеч». Но оказалось, что этот образ срисован с иконы Ангел Златые власы, на которой изображен архангел Гавриил. Художник постарался сделать наглядным взаимопроникновения культур.


Среди татарских красавиц присутствует портрет русской поэтессы. «Эту работу я сделал в преддверии 120-летия Марины Цветаевой, хочу организовать здесь пространство к памятной дате. Потому что художники всегда должны заботиться о художниках», – полушутя сказал Ханов.


Ведя туристов из зала в зал, хозяин показывал фронт работ: здесь надо пол сделать, а здесь все от сажи очистить. Гости осторожно ступали по прожженным доскам, трещавшим под ногами. Казалось, что они вот-вот с треском обвалятся. Устойчивый запах гари и черные от копоти стены – здесь все напоминает о недавнем инциденте.




Ильгиз Ханов разработал проект по восстановление и расширению Храма всех религий, о котором с удовольствием нам рассказал. Чтобы осуществить все задумки, художнику нужно будет выкупить соседние дома. По проекту у храма появится башня с тремя шпилями, на каждом из которых будут символы – солнце, крест и полумесяц. Так как он недавно побывал на Тайване, где ему заказали написать два иконостаса, ему пришла идея добавить тайваньские нотки в проект, создав красное здание, похожее на дворец

«Это красное здание будет как центр. Здесь я планирую разместить трехэтажный лицей. Корпус будет построен там, где сейчас пустырь», – поделился планами художник.


На противоположной стороне соседней железной дороги он планирует построить комплекс из нескольких строений со сводчатыми крышами. Они будут использоваться для обучения искусству. «Эти помещения можно разделить по функциям: здесь будут обучать графике, здесь – живописи, здесь – архитектуре и так далее. Хочу, чтобы дети имели возможность приобщиться к культуре и искусству, делали что-то своими руками, а не через компьютер», – пояснил художник.

У построек будет интересная особенность – на их крышах будут организованы дорожки, где можно будет гулять, ездить на велосипеде или кататься на роликах. Такую идею Ильгиз подсмотрел у архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, уже воплотившего в жизнь подобный проект.



Сейчас общая площадь выставочных залов храма составляет 1440 квадратных метров. Ильгиз планирует расширить ее до 3000. К уже имеющимся залам должны добавиьтся музей Ильдара Ханова, центр толерантности, центр йоги и кинозал. Окончательно образ и функция помещений будут формироваться в контексте социального развития и туристической инфраструктуры района.

Неизвестно, когда удастся воплотить проект в жизнь. Пока предстоят работы по восстановлению кровли и подготовки храма к холодам. «У меня всего две руки, поэтому нужно, чтобы город на сегодняшний день включился в это дело», – констатировал художник.


Сейчас Ильгиз Ханов восстанавливает картины, которые были утрачены в результате пожара. Он распечатал их с фотографий, увеличил на одну треть и будет отрисовывать красками заново. Некоторые холсты были частично повреждены огнем и стоят сейчас в углу. Им тоже предстоит новая жизнь. «Мы одной крови, рука брата мне близка, буду восстанавливать сколько хватит сил», – подчеркнул художник.


Многое в храме осталось на стадии проекта еще со времен Ильдара Ханова, например, египетский зал. «Мой брат очень любил Египет, он считал, что самое высокое искусство было в Месопотамии, Урарту и Египте», – вспомнил Ильгиз Ханов.

Эльвира Ганеева, племянница художников, в свою очередь рассказала, что после пожара из храма было вывезено несколько тонн мусора. «Там, где вы сейчас ходили, были горы строительного мусора, мы все это почистили и убрали, частично покрыли крышу. Это все, что мы пока успели сделать. У нас такая ситуация, что мы пока сами по себе и нуждаемся в финансировании, поэтому все делается постепенно. Поскольку у нас мало физических ресурсов, мы одновременно и убираемся, и проводим экскурсии, которые отнимают основную часть
времени», – пояснила она.

.


Бюджет предстоящих работ пока никто не подсчитывал, но Эльвира предполагает, что понадобится около миллиона рублей, чтобы можно было подготовить храм к зиме. Нужно застеклить окна, доделать крышу и провести отопление. Также нужно очистить стены от копоти и привести залы в порядок, чтобы они могли функционировать вновь.

Уже намечена дата первого мероприятия – 25 августа в Храме всех религий можно будет услышать ханг-драм. А в сентябре, точная дата еще не известна, приедет оркестр. Все средства от мероприятий пойдут на восстановление храма.


Ильгиз Ханов надеется, что в скором времени здесь вновь будут проводиться мастер-классы по искусству, различные мероприятия и концерты, поэтому будет рад тем, кто захочет провести какое-либо мероприятие. Единственное условие – событие должно быть посвящено культуре, искусству или религии.

Храм всех религий принимает гостей каждый день с 9 до 18 часов.

Номер карты Сбербанка для перечисления пожертвований: 639002389070450986 (карта оформлена на Ильгиза Ханова).
По всем вопросам оказания помощи следует звонить по телефону: 8 (917) 276-67-09 (Флюра Галеева).


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев