Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Воспоминания балетмейстера Лорана Илера о Рудольфе Нуриеве: «Если вы так невнимательны к хореографии, я буду невнимателен к вашей карьере»

Воспоминания балетмейстера Лорана Илера о Рудольфе Нуриеве: «Если вы так невнимательны к хореографии, я буду невнимателен к вашей карьере»
Один из известнейших мировых танцоров балета и худрук балета Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко рассказал в Казани об уроках, которые он усвоил благодаря работе с легендарным балетмейстером Рудольфом Нуриевым.

На XXXI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казань Лоран Илер приехал с тремя постановками Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — «Сюита в белом», «Маленькая смерть» и «Вторая деталь».

Лоран Илер окончил балетную школу Парижской национальной оперы в 1979 году и в том же году начал выступать в качестве артиста кордебалета. Первые своеобразные пробы Лорана у уже известного на тот момент балетмейстера Рудольфа Нуриева состоялись в Париже, прямо во время одного из спектаклей. Как вспоминает Лоран Илер, тогда одна из солисток, которая танцевала «Черного лебедя», сказала, что Нуриев сможет прорепетировать с молодыми артистами во время антракта. Они показывали ему свои движения в гримерке в то время, когда он обновлял макияж и прическу перед выходом на сцену.

«Я сразу почувствовал страсть, с которой он занимается любимым делом. Он был очень открытым к нам и не боялся потратить на нас свое время. Каждый из нас чувствовал его какую-то невероятную силу и мощь, потому что когда он смотрел на тебя, то как будто бы сканировал», — рассказал он.

Впоследствии Рудольф Нуриев, будучи директором балетной труппы Парижской оперы, в 1983 году поручил Лорану партию Франца в «Коппелии», после чего молодой артист быстро вошел в репертуар.

Уже в 1985 году, когда Лорану было всего 23 года, Нуриев возвел его в ранг этуали балета Парижской оперы за партию Принца Зигфрида в «Лебедином озере» в постановке отца-основателя балета Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Владимира Бурмейстера. Сейчас, будучи художественным руководителем этого театра, он называет это событие очень символичным.

Об отношении Рудольфа Нуриева к артистам

Он всегда был уверен, что вы можете сделать то, что вы даже сами не знаете о самих себе, рассказал Лоран Илер. «По его словам, танец — это то, что нужно делать очень быстро, нужно быстро реагировать и учить. Никаких разговоров. Он всегда говорил, что нужно делать все до своего предела», — отметил французский балетмейстер.

Лоран Илер отмечает, что Рудольф Нуриев всегда давал шанс молодым артистам. Они даже могли его расстраивать, но лишь единожды. Нужно было всегда быть на высоте, когда как это не было за гранью возможного. Качество, композиция, осмысленность каждого движения — для него это всегда было важно.

«Артисты никогда не должны были жульничать. Достигнуть качества можно было только благодаря очень большой работе. Нужно было всегда проходить через сложную дверь, а не пользоваться обходными путями», — отметил Лоран.

«Однажды он увидел, что один из артистов пропустил движение, специально или случайно. Хотя артисты не могли сделать это специально, потому что знали, что Рудольф всегда смотрит на нас из-за кулис. Он сказал артисту: „Если вы так невнимательны к хореографии, я буду невнимателен к вашей карьере“», — рассказал Лоран Илер.

О травмах и втором дыхании

По его мнению, та мощь, с которой работал Нуриев, была чем-то феноменальным. Мне кажется, ни один человек в мире не сделал столько на сцене как артист и одновременно как хореограф, считает Лоран.

Рудольф никогда не пропускал ни одного класса, был там с самого начала до конца. Причем он всегда был внимателен к работе, которую совершали артисты вокруг него. Нельзя было делать что-то вполсилы, нужно было работать «в полную ногу». Он всегда говорил, что если он может сделать это, то и мы сможем, потому что мы в два раза моложе.

«Мне всегда нужно чувствовать присутствие артиста на сцене, вы никогда не должны опускать себя, вы все время должны быть в образе», — вспоминает Лоран Илер наставления Рудольфа Нуриева.

Мы даже травмировались меньше, чем нынешние артисты, потому что работали каждое утро по 1-1,5 часа. Это дает настолько хороший фундамент в плане физической подготовки, что травм не было в течение еще многих лет после окончания балетного училища.

Иногда ты задавался вопросом, как можно станцевать второй и третий акт, если ты уже устал. Но нас учили тому, что называется вторым дыханием. Эта та энергия, о которой мы не знаем. Благодаря этому ты никогда не опускаешь себя, потому что никогда не следует экономить силы. «Когда приходит этот второй уровень, ты словно становишься кем-то другим, потому что открываешь в себе что-то невероятное. Я думаю, что в такие моменты артисты дают зрителям особые эмоции. Потому что они становятся выше этой усталости», — отметил Лоран Илер, вспоминая о своем наставнике.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев