Завод «Ремдизель» появился на карте советских предприятий еще в 1978 году. А вскоре на производственных площадях, временно размещенных в сдаточном корпусе автозавода КАМАЗ, был отремонтирован первый двигатель. Масштаб предприятия возрастал с каждым годом, завод оказался беспрецедентным проектом.
«Впервые в СССР была создана такая структура. Был налажен агрегатно-узловой метод ремонта автомобилей КАМАЗ. Такого не было нигде», — рассказал журналистам гендиректор «Ремдизеля» Фаиз Хафизов.
В 1991 году участники этой производственной структуры обеспечили по всему СССР выполнение капитального ремонта 124 тыс. двигателей, 156 тыс. главных передач среднего и заднего моста, а также восстановление более 76 тыс. коробок передач. Кроме того, в системе работало подразделение по ремонту стартеров, генераторов и топливных насосов высокого давления. Роль завода, расположенного в Набережных Челнах, позднее превращенного в АО «Ремдизель», заключалась в обеспечении конструкторско-технологической документации по единым процессам и подходам.
«Это позволяло обеспечить качество ремонта на уровне не менее 85 процентов от нового изделия, при этом сохранялась низкая стоимость восстановленных двигателей по сравнению с новыми», — объяснил журналистам Фаиз Хафизов.
К 1993 году по единым требованиям завода работало 76 ремонтных предприятий. Они занимались капремонтом коробок передач и двигателей. При этом их рентабельность не опускалась ниже 18 процентов, позволяя получать стабильную прибыль и выплачивать зарплаты рабочим.
Но в 1993-м случился пожар на заводе двигателей КАМАЗа. Благодаря усилиям коллектива и высокому технологическому потенциалу, буквально за несколько недель «Ремдизель» освоил создание силовых агрегатов, которые отправлялись прямиком на сборочный конвейер КАМАЗа. В итоге, в следующие 44 месяца небольшой коллектив «Ремдизеля» смог произвести и поставить челнинскому автогиганту более 70 тыс. двигателей, фактически спасая КАМАЗ от ликвидации.
«Поэтому роль нашего завода сложно переоценить. Мы обеспечивали выполнение работ в самые тяжелые времена, и сегодня это развитие продолжается — наш коллектив работал, работает и будет работать. Тем более, Министерство обороны РФ обратило на нас внимание. Мы были вовлечены в эту работу через КАМАЗ, и мы оправдали все надежды заказчиков», — отмечает Фаиз Хафизов.
Он добавил, что сотрудничество «Ремдизеля» с военными стартовало в 2006 году. Тогда и зародилась идея передать предприятию полный капитальный ремонт грузовиков, а также восстановление узлов агрегатов. А многолетний опыт работы позволил заводу создать бригады ремонтников, которые при необходимости можно развернуть в любой точке страны, чтобы обеспечить постоянную работу сети технического обслуживания.
Первый тендер Минобороны на техническое обслуживание машин, который выиграл «Ремдизель», оказался небольшим — всего 25 млн рублей. Но качественное выполнение работы и уникальный опыт предприятия привели к постоянному росту заказов. В результате на сегодняшний день портфель военных заказов завода превысил отметку в 8 млрд рублей.
Вместе с контрактами от Минобороны у «Ремдизеля» появились не только дополнительные средства, но и новые требования ГОСТ РВ, которые означают особый уровень системы менеджмента качества. Для этого предприятию пришлось переформатировать всю ремонтную документацию.
«Мы это сделали благодаря научно-техническому центру КАМАЗа, главному конструктору и, конечно, генеральному директору. Вся документация была переработана. При этом мы работаем по своей системе», — заметил глава предприятия Фаиз Хафизов.
Высокие стандарты «Ремдизеля» подразумевают полную унификацию работы заводских ремонтных бригад. Не важно, где они расположены — на Новой земле, в Краснодаре или Калининграде, работа всегда выполняется по единым нормам и единым ценам. Кроме того, ремонтники завода работают в Сибири, Армении, Киргизии, Казахстане и Таджикистане.
Сейчас у «Ремдизеля» есть полномочия для проведения капитального и среднего ремонта, а также для технадзора за техникой военного назначения. Это многоцелевые легкие бронированные тягачи типа МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Эти машины широко представлены в вооруженных силах, их ежегодное обслуживание приносит заводу более 2 млрд «военных» рублей на протяжении последних четырех лет.
При этом предприятие старается диверсифицировать источники своих доходов, чтобы не зависеть от одного заказчика. Сейчас около 63 процентов доходов «Ремдизеля» формируют контракты с российским Минобороны, остальные 37 процентов — гражданское направление.
Наша первостепенная задача — сделать эти источники равными, в пропорции 50 на 50. В 2014 году мы уже выходили на такие показатели и намерены стремиться к ним в дальнейшем», — заявил журналистам Фаиз Хафизов.
В прошлом году из состава КАМАЗа под крыло «Ремдизеля» перешел производитель военной техники «Завод специальных автомобилей». Благодаря этому у предприятия появилась еще одна перспектива — стать производителем военной техники на базе автомобилей «Тайфун», «Выстрел» и других шасси, при этом оставляя за собой капитальный ремонт КАМАЗов и технадзор по машинам УРАЛ, МТ-ЛБ и МТ-ЛБу.
Помешать развитию «Ремдизеля» не смогли даже антироссийские санкции. Новые вызовы лишь подстегнули коллектив завода на покорение новых высот. В пример там привели ситуацию с тягачами МТ-ЛБ и МТ-ЛБу, производителем которых являлся завод, находящейся в составе недружественного к России государства. Специалисты «Ремдизеля» смогли полностью воссоздать номенклатуру изготовления запчастей для этих машин, но уже на российской территории.
«Импортозамещение по этим изделиям достигает 100 процентов. Мы сделали всю необходимую работу в течение 8 месяцев и получаем для этого 4 тыс. деталей с 52 российских предприятий. А более 1,1 тыс. наименований мы сами изготавливаем на „Ремдизеле“. Нам было сказано освоить — мы освоили», — заявил гендиректор предприятия.
Он подчеркнул, что сегодня «Ремдизель» твердо стоит на ногах и намерен развивать целый ряд направлений. В первую очередь, это ремонт автомобильной техники — узлов агрегатов, самих автомобилей, а также участие во всех сопутствующих технологических процессах. Кроме того, «Ремдизель» становится изготовителем автомобилей ультрасовременного класса Евро-5. Одновременно с эти на заводе взяли четкий курс на импортозамещение.
«Наша продукция класса Евро-5 должна содержать в себе больше изделий российского происхождения, в том числе топливно-насосное оборудование высокого давления», — уверен Фаиз Хафизов.
Что касается ценовой политики, то предприятие будет твердо придерживаться стандартов «Торгово-финансовой компании „КАМАЗ“» для обеспечения стабильности потребительского рынка. В то же время, работая рука об руку с КАМАЗом, «Ремдизель» намерен углублять сотрудничество с Минобороны РФ. Ведь в составе военного ведомства сейчас эксплуатируется более 56 тыс. единиц автомобильной техники. Впоследствии этим машинам обязательно потребуется модернизация. А в этой работе, как показал опыт предыдущих лет, «Ремдизелю» нет равных.
«Мы этот рынок не упустим. Заменой КАМАЗам должны быть только КАМАЗы. И заменой УРАЛам тоже должны быть КАМАЗы. Мы готовы взять весь парк автомобилей КАМАЗ и УРАЛ, это будет более 100 тыс. единиц, и обеспечить их техническую готовность», — обрисовал перспективы предприятия его глава Фаиз Хафизов.
Он добавил, что такой масштабный бизнес не может работать только в Набережных Челнах. Поэтому «Ремдизель» уже сейчас рассматривает развитие своей сети по округам и регионам всей России.
Технологии „Ремдизеля“ также не стоят на месте. Сегодня мы работаем с линейкой тяжёлых двигателей от Евро-1 до Евро-4, а в перспективе и Евро-5. Мы уже освоили двигатели ЯМЗ-236/238 и начинаем опытный ремонт двигателя Д-12», — поделился с журналистами советник гендиректора АО «Ремдизель» Зульфат Аюкин.
Он добавил, что цехах предприятия появились новые рабочие аппараты. Например, сварочные агрегаты последнего поколения для работы с алюминиевыми деталями. Они упрощают работу специалистов, при этом повышается качество конечной продукции. Аналогичные изменения произошли и с очисткой двигателей — если раньше это делали механическим способом, то сейчас на заводе установлены современные ультразвуковые мойки. Они стали удобнее, проще и безопаснее для работников цеха.
Высочайшее качество продукции «Ремдизеля» Зульфат Аюкин проиллюстрировал на одном курьезном примере. Раньше завод выпускал ещё и макеты двигателей, которые предназначались для показа студентам училищ. Один покупатель с севера приобрел такой макет, увёз к себе и через несколько месяцев от него пришёл отзыв. В письме он отметил, что в начале двигатель работал хорошо, но потом с ним начались какие-то проблемы. Незадачливый покупатель так и не понял, что все это время использовал макет, вообще не предназначенный для реальной работы.
«Он купил не товарный двигатель, а макет, но при этом он всё равно работал», — подчеркнул Зульфат Аюкин.
В заключение Аюкин добавил, что свое 40-летие завод встречает с небывалом подъемом. Стабильно растут объемы заказов, на предприятие приходят молодые кадры, которые перенимают лучшее у ветеранов производства. На сегодняшний день мощности «Ремдизеля» позволяют проводить в год до 1 тыс. ремонтов по техническому состоянию автомобилей КАМАЗ, 4 тыс. капитальных ремонтов автомобилей с переоборудованием до более нового модельного ряда и 10 тыс. капитальных ремонтов двигателей КАМАЗов.
«У нашего завода широкие перспективы. Ведь, несмотря на растущее качество техники, она всегда будет требовать ремонта», — заключил советник главы «Ремдизеля».
Нет комментариев-