Новая кадровая политика — впервые за 30 лет
Сегодня состоялось важное событие для Республики Дагестан (РД), которое имеет большое значение и для всей постсоветской кадровой политики. Глава региона Владимир Васильев представил кандидатуру нового председателя Правительства Дагестана. Прежде всего, это событие нужно рассматривать как продолжение политики борьбы с коррупцией и клановостью, которая осуществляется в последнее время. Ее поддерживает все население страны и, в частности, население Дагестана.
Я недавно был в республике, общался с представителями различных слоев местных элит, населения и могу сказать, что все внимательно наблюдали за первыми шагами Васильева в качестве главы региона. И одним из ключевых был вопрос о премьер-министре республики. В Дагестане в последние годы советского и в постсоветский период сложилась система, которая имеет даже научный термин — «демократия согласия», когда элита договаривалась о распределении ведущих должностей. И долгие годы существовала периодическая смена даргинского и аварского руководства на высших постах. То, что происходит в Дагестане сегодня, ломает эту схему впервые за последние 30 лет.
Следует отметить, что в целом по России отказались от советской практики национального квотирования руководящих должностей, прежде всего на федеральном уровне и во многих субъектах Федерации. В Дагестане же эта система сохранялась до сих пор.
«Варяга» из Татарстана будут уважать
Артем Здунов — это человек нового поколения элиты. И дело не в том, что он молодой, а в том, что он — ученый. И ученый серьезный. Напомню, что в 2009 году он был признан одним из лучших экономистов Татарстана. Во-вторых, Здунов — человек, который по определению никак не связан с коррупционными схемами, ведь ученых никто не балует деньгами.
Во всех республиках Северного Кавказа есть уважение к людям ученого звания. И это будет положительно работать на нового премьера. Ну и самое главное — он выходец из национальной республики, причем успешный. Здунов хорошо адаптирован к многонациональному составу элиты и к обстановке межэтнического многообразия в субъекте Федерации. Надеюсь, он легко сможет адаптироваться на новом месте.
Дагестанцы устали от клановости
Конечно, это решение несет и определенные риски, не всем представителям дагестанской элиты это понравится. И то, как она себя поведет в этой ситуации, требует серьезного анализа и мониторинга. Но в целом у дагестанского народа и многих республиканских руководителей, руководителей среднего звена, молодых специалистов есть запрос на обновление, на борьбу с коррупцией, на прекращение практики подбора кадров не по профессиональному принципу, а по принципу «кто роднее».
Население устало не столько от элит, сколько от ситуации, когда кадры подбираются по принципу клановости и личной преданности, а не профессионализма. Все это сопровождается коррупционными откатами, воровством бюджетных средств, что становится еще одним фактором раздражения людей
Когда я недавно был в Дагестане, многие мне рассказывали, что Владимир Васильев после своего назначения сказал: «Давайте работать честно и добросовестно». Однако определенная часть действующей элиты не восприняла эти слова всерьез. Как оказалось, зря.
Один пример. Недавно было много дискуссий в дагестанских СМИ по главному архитектору Махачкалы (который вскоре был арестован). Так, рассказывали, что он вплоть до ареста продолжал выделять участки земли своим близким и за вознаграждение. Конечно, обвинить чиновника может только суд, но вы посмотрите на саму Махачкалу — сколько там недостроя, отсутствует система застройки города. И дома ставились, как мне говорили простые люди, не с точки зрения архитектурного облика и удобства жителей, а исходя из корыстных интересов.
Местные кадры — уезжают
Многие спрашивают, не нанесут ли перестановки урон по кадрам РД. Этого не стоит опасаться, там есть очень много талантливой молодежи. На первом этапе своего руководства республикой Рамазан Абдулатипов даже пытался создавать группы молодежного резерва, группы молодых парламентариев и так далее. Правда, потом эта практика заглохла. Но такие попытки были.
Да и вообще в последние годы многие талантливые люди уезжали из Дагестана. Им было трудно работать в той обстановке, которая складывалась за последний период. Поэтому очень много дагестанцев работает на руководящих должностях других регионов.
Вообще практика, когда руководить национальной республикой приглашают управленца со стороны, не нова. В 1999 году и.о. главы Карачаево-Черкесии на период выборов назначили Валентина Власова. Тогда он эффективно справился с этой задачей. Нынешний полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич тоже успешно поработал премьером в Чеченской Республике. Так что примеры есть. Надежды, которые возлагают простые дагестанцы на новое руководство и правительство республики, уже реализуются на практике. Люди видят, что новый глава региона держит слово, а это на Северном Кавказе ценят.
Без рисков не обойдется
Но еще раз повторю — для татарстанского управленца на новом месте есть определенные риски. Многим представителям нынешней элиты, которая имеет отношение к коррупционным схемам, это не понравится. И, безусловно, будет определенное сопротивление. В каких формах оно будет происходить и каким образом — для этого нужно следить за ситуацией. При этом правоохранители должны работать филигранно, строго соблюдать законы, нельзя допустить, чтобы всей этой ситуацией кто-то воспользовался для сведения личных счетов.
Сейчас ситуация в стране определяется высокой политизацией общества. Любой шаг руководства страны воспринимается как предвыборный, это такой стереотип. На самом деле последние события в РД связаны только с одним — Владимир Васильев уже руководит регионом какой-то период времени. И люди ждали кардинальных решений. Их отсутствие могло бы породить разочарование. Ну и, конечно, в новый финансовый год нужно было вступать с новой командой и новым отношением к расходованию тех денег, которые государство выделяет Дагестану на развитие. Ситуация была подвешенной — старая команда не понимала, будет ли она работать, а население ждало шагов по коренному изменению этой команды, не верило, что решать новые задачи можно со старыми министрами.
Так что новые назначения продиктованы в первую очередь внутренней общественно-политической обстановкой в Дагестане. А для Татарстана эта ситуация — хороший знак. Он говорит об уважении со стороны федерального центра к руководству и кадровой политике РТ.
Нет комментариев-