Завод компании Ford Sollers в ОЭЗ «Алабуга», работающий в республике с 2012 года, объявил о дополнительном приеме 700 сотрудников и введении второй рабочей смены. Еще пять лет назад завод начинал свою работу с 600 рабочих, сегодня на предприятии трудятся 1500 человек. В ближайший год эту цифру планируется увеличить до 2200. В руководстве предприятия отмечают, что причиной такого решения стало увеличение спроса на автомобили, которые производятся на заводе в Елабуге. Ford Explorer, Ford Kuga и Ford Transit показали рост продаж более чем на 50 процентов за первые 8 месяцев 2017 года. Корреспондент ИА «Татар-информ» посетил производство в особой экономической зоне и встретился вице-президентом по управлению персоналом Ford Sollers Александром Забежинским для того, чтобы из первых уст узнать о том, как развивается производство в Татарстане.
Рост продаж по моделям, производимым в Елабуге, превысил 50 процентов
Добрый день, Александр. Благодарим за приглашение посетить ваш завод. Для начала хотели бы узнать о показателях предприятия за прошедший год и первое полугодие 2017 года.
— Добро пожаловать на наше предприятие. Я очень рад, что есть такая возможность поделиться информацией о нашей компании. Ford Sollers – это три большие площадки и двигателестроительный завод. Это завод в северо-западном регионе, в городе Всеволожск, который производит модели Ford Focus и Ford Mondeo, и два завода в Татарстане – в Набережных Челнах и Елабуге. В Челнах мы выпускаем Ford EcoSport и Ford Fiesta. Таким образом, мы крупный игрок на рынке и присутствуем во всех его сегментах. Если покупатель заинтересован в том, чтобы купить машину под брендом Ford, он найдет для себя любое решение. На площадке Ford Sollers в Елабуге у нас есть отдельное двигательное производство. Это уникальное для России, технологичное и локализованное производство двигателей, которые устанавливаются на автомобили российского производства: Ford Focus, Fiesta и EcoSport.
В этом году в автомобильной индустрии, наблюдается умеренный рост и стабилизация рынка. Благодаря мерам государственной поддержки автомобильной отрасли и мерам, которые предпринимает компания для того, чтобы продвигать свою продукцию на рынке, мы нарастили продажи на уровне 10 процентов. Это существенное повышение, особенно, если мы сравним его с предыдущими периодами. Большой вклад в этот рост продаж внесли те машины, которые производятся в Елабуге. Здесь производится уже ставший легендарным в своем классе семиместный внедорожник Ford Explorer, смарт-кроссовер Ford Kuga и Ford Transit. Последняя модель демонстрирует рекордный рост продаж и рост производства в своем сегменте среди иностранных брендов. Все три модели в этом году по итогам первых восьми месяцев демонстрируют рост продаж более 50 процентов (от 52 до 56 в зависимости от модели). Конечно, мы с энтузиазмом смотрим на те изменения, которые происходят на рынке, хотим максимально ими воспользоваться и расти быстрее средних показателей по индустрии.
Вы сказали о повышении спроса на определенные модели. Видимо, с ним связано увеличение штата предприятия на 700 человек?
— Мы стремимся к тому, чтобы максимально удовлетворять потребности наших покупателей. Если мы видим, что и рынок, и интерес к нашей продукции растет, нам нужно максимально быстро воспользоваться этой возможностью. Однозначно, это тянет за собой то, что мы должны пересмотреть объемы производства у себя на площадке. Мы можем гибко менять производство до определенных пределов, используя свои внутренние ресурсы на заводах, например, повышать интенсивность выпуска и скорость конвейера. Однако в данном случае нам необходимо значительно увеличить выпуск всех трех моделей, для чего понадобится целая вторая смена, то есть фактически еще одна производственная команда. Еще летом, наблюдая за увеличением спроса, мы начали набирать сотрудников и продолжим делать это до конца года, в 3-4 квартале.
700 человек – это большое количество сотрудников. Как я понимаю, идет речь о приеме квалифицированных рабочих из близлежащих городов. Есть ли сейчас сотрудничество с учебными заведениями республики для подготовки кадров?
— Конечно, у нас есть сотрудничество: мы работаем и с Елабужским политехническим колледжем, и с Камским автомеханическим техникумом, и с КФУ, и с другими учебными заведениями. У нас есть традиционные связи, которые мы развиваем и поддерживаем. Но здесь еще есть такой момент, что программа развития и обучения работников привязана не только к образовательным учреждениям, которые есть в регионе. Внутри компании существуют и свои образовательные программы. У нас 100 процентов работников, принятых на завод, проходят дополнительное обучение для того, чтобы соответствовать той квалификации, которая требуется для работы на том или ином виде производства. У нас есть программы внутреннего переобучения, которые мы делаем и сами, и с привлечением образовательных учреждений или центра занятости здесь в регионе. Эта очень широкая многослойная система позволяет людям, заинтересованным в работе на предприятии, получить необходимое обучение или переобучение.
Если человек пришел на работу в Ford Sollers, будучи слесарем механосборочных работ, сварщиком МКС (сварщик на машинах контактной сварки – прим. ред.) или кем-то еще, это не означает, что работник может или должен всю жизнь на этой специальности оставаться работать. Это очень динамичное, интересное и гибкое производство. Здесь те, кто хочет работать, имеет желание и интерес развиваться, обязательно вместе с компанией найдут новые карьерные возможности. В ближайшее время мы планируем начать работу по дуальному образованию совместно с местным средним специальным образовательным учреждением по специальности «мехатроника». Вообще, это новая для нас штука – программа обучения будет немножко скорректирована под те потребности, которые у нас есть на предприятии. Если это все будет работать, то мы будем эту программу развивать и дальше.
Рост зарплаты за первое полугодие 2017 года до 7,5 процента
Какой сегодня средний возраст сотрудников и средняя заработная плата?
— Я могу сказать, что у нас молодой коллектив, средний возраст в районе 35-36 лет. Вообще, для автопрома это молодой возраст, потенциал роста и возможность развития большие. Мне кажется, надо ставить вопрос не только о заработной плате, здесь имеет смысл говорить о программе компенсации в целом. Заработная плата – это один из элементов и, конечно, она конкурентная. Мы очень внимательно следим за ее уровнем, и мне приятно отметить тот факт, что за период работы Ford Sollers в регионе мы каждый год изменяли в сторону увеличения компенсационный пакет. Увеличение пакета опрережает уровень инфляции в регионе за пятилетний период, несмотря на все сложности и турбулентности, которые есть сейчас в автомобильной индустрии. В июле текущего года мы увеличили заработную плату на уровень до 7,5 процента. Мне кажется, это один из самых высоких показателей по региону. В системе поощрения существуют различные уровни: есть базовая заработная плата, но есть также и дополнительные стимулирующие выплаты, зависящие от коэффициента участия работника, от его стажа и квалификации, от возможности перемещения по смежным профессиям и так далее. Еще раз хочу сказать о том, что возможности для изменения работниками своих компенсационных условий в сторону увеличения в автомобильной отрасли, на нашем заводе, очень большие, особенно, когда мы говорим про рост производства и расширение наших возможностей на рынке.
Помимо вопросов, связанных с компенсационной составляющей очень большое значение имеют условия труда. Безусловно, работники должны получать достойную заработную плату, они должны получать достойный компенсационный пакет, социальный пакет, медицинское страхование и так далее. Мы организовываем широкую сеть доставки работников с разных близлежащих регионов для того, чтобы они не тратили время и средства для попадания к нам на работу и реализации себя в этом бизнесе. В то же время вопрос, связанный с условиями труда, с безопасностью труда имеет не меньшее, а может даже и бо́льшее значение. Я надеюсь, что вы своими глазами увидите, сколько усилий и средств вкладывается командой и руководством совместного предприятия в то, чтобы сделать условия труда безопасными, комфортными, удобными и эргономичными. Эта работа не прекращается ни на один день. Мы серьезно думаем о том, чтобы работник, который приходит к нам в компанию, оставался с нами надолго. Мы должны привлекать их не только конкурентной зарплатой, мы должны обеспечивать и возможность професиионального улучшения и, безусловно, заботиться об их безопасности. Это, наверное, основные параметры, связанные с компенсационными и трудовыми условиями на нашем заводе. Это не только относится к заводу здесь Ford Sollers в Елабуге, это общая политика, практика на всех предприятиях и в офисах нашей компании, в том числе и в других регионах.
Широкая география сотрудников и доставка транспортом на предприятие
Производство на заводе довольно объемное, требует большого количества рабочих рук. Если говорить о сотрудниках, откуда они в большинстве своем приезжают на предприятие?
— У нас широкая география и, конечно, двери завода открыты для всех, кто хочет здесь работать. Но в первую очередь мы, естественно, рассматриваем ближайшие регионы. Это такие крупные города, как Елабуга и Набережные Челны, но это также Менделеевск, Мамадыш, Грахово (Удмуртия), Заинск и другие. Как я уже сказал, у нас широкая сеть возможностей доставки работников на предприятие. Поэтому, если у жителей этих регионов есть интерес к работе на нашем заводе, то мы постараемся сделать все для того, чтобы добираться на работу было комфортно. Хотя у нас есть сотрудники, которые работают и приезжают сюда из других регионов. То есть мы не делаем каких-то особых программ по привлечению сотрудников из очень дальних регионов, но у нас есть люди, которые приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Зауралья и так далее.
То есть вопрос доставки, он решается?
— Да, будет решаться.
Изменение штатной численности происходит из-за перераспределения потребительских предпочтений в автопроме
В 2014 году на заводе во Всеволожске (Ленобласть) по соглашению сторон было уволено 700 сотрудников. Связан ли прием 700 сотрудников на завод в Елабуге с переносом части производства в Татарстан? Связано ли это с расширением модельного ряда, выпускаемой продукции?
— Действительно, хороший вопрос. Потому что я на своем уровне очень много раз слышал различные слухи и спекуляции на тему переноса и так далее. Я хочу, чтобы было очень четко и понятно – это вещи не связанные. Никаких переносов производства или трудовых ресурсов в связи с увольнением сотрудников во Всеволожске или набором в Елабуге не планируется. Да, к сожалению, нам пришлось изменить штатную численность, уменьшить ее, сократив большое количество работников в прошлом и позопрошлом году на нашем производстве во Всеволожске, но это не связано с производством в Елабуге или в Челнах. Это связано с тем, что происходит перераспределение потребительских предпочтений между сегментами в автопроме. К сожалению или к счастью конкуренция растет, люди хотят покупать больше машин класса «внедорожник», «компактный внедорожник», «кроссовер», так называемый «B-class». Во Всеволожске производятся модели Focus и Mondeo. Они оказались под сильнейшим давлением, рынок упал в этом сегменте.
С другой стороны, Ford Focus все равно является бестселлером Ford в России. Несмотря на то, что мы видим падение в этом классе, отмечается рост продаж Ford Focus. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи этой модели с января по август выросли на 23 процента. Сегмент падает, а продажи Focus увеличиваются благодаря тому, что мы ведем грамотную политику в этом вопросе. Мы очень внимательно относимся к тому, как сделать этот продукт более конкурентноспособным не только по качеству и сервису, но и по цене, стоимости производства и так далее. В этом году завод во Всеволожске работает гораздо более ритмично и стабильно по сравнению с предыдущими годами: пять дней в неделю, не имея каких-то больших периодов простоя. Нам надо было, как бизнесу найти для себя формулу – как при падающем рынке, при быстром перераспределении потребительских предпочтений остаться на плаву, построить свой бизнес, сделать его более эффективным, сохранить потенциал, сохранить людей и возможности для быстрого наращивания и роста.
Прием на работу сотрудников в Елабуге обеспечен, прежде всего, тем, что те машины, которые производятся здесь, сейчас находятся на пике, они взлетают по всем трем направлениям. Ford Transit имеет колоссальный потенциал роста. По сравнению с прошлым годом уровень продаж этой модели вырос на 51 процент, причем в августе нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 87 процентов.
C увеличением штата, с приливом новых сотрудников есть ли необходимость вносить изменения в действующий коллективный договор?
— Такой прямой необходимости, конечно, нет. Коллективный договор – это некий свод соглашений между работниками и компанией, суть которого в том, чтобы эти условия одинаково распространялись на всех работников. Принятые условия применяются по отношению ко всем сотрудникам независимо от того, когда они пришли на завод. Коллективное соглашение не привязано к режиму сменности или к модельному ряду производства. Каждый, кто приходит на завод и проходит испытательный срок, обладает теми же возможностями коллективного договора, которыми пользуются сотрудники, работающие здесь много лет. Это очень важный момент, потому что здесь идет речь о социальной защищенности новичков. Безусловно, им еще нужно время, чтобы они нарастили компетенции, свою квалификацию, чтобы они могли ее как-то капитализировать, укрепить, развить. У нас, хорошие, эффективные рабочие отношения и с работниками, и с их представителями на предприятиями. Наш коллективный договор в прошлом году проходил пересмотр, мы согласовали его условия на период еще до двух лет. Поэтому те люди, которые придут к нам на завод в 3-4 квартале 2017 года, тоже будут пользоваться условиями этого договора. Такие же отношения мы будем развивать и в дальнейшем.
Есть ли в будущем планы по расширению модельного ряда автомобилей, выпускаемых на заводе в Елабуге?
— Наша задача на ближайшее будущее – сохранить свою долю на рынке. Те модели, которые мы здесь производим, они новые, свежие, востребованные и даже модель Ford Focus, которая производится в Петербурге, мы видим ее рост. Мы также постоянно запускаем новые модификации автомобилей, выводим новые модели и их обновленные версии, поэтому модельный ряд будет обновляться и расширяться.
Что можно сказать о географии поставок автомобилей, произведенных на заводах Ford Sollers?
— У нас все заводы Ford Sollers в России производят продукцию в основном для российского рынка. Конечно, есть сотрудничество со странами ближнего зарубежья, мы установили и начали экспорт машин в Казахстан, Беларусь, Армению, расширяя таким образом географию поставок. Но фокусным регионом для нас, безусловно, остается Российская Федерация. У нас достаточно широкая и развитая дилерская сеть – это порядка 122 центров по всей Российской Федерации от северо-запада до Дальнего Востока. Мы присутствуем во всех ключевых сегментах. Важно, чтобы дилерская сеть удовлетворяла максимальные потребности в любом регионе, где бы покупатель ни захотел купить машину под брендом Ford. Надеюсь, что экспортные поставки будут расширяться в будущем.
Вернемся к вопросу об экономических показателях предприятия. Какой объем продукции был выпущен в прошлом году? Какая динамика фиксируется по отношению к прошлому году?
— Мы не комментируем объемы производста, но так как все автомобили, которые продаются в России, произведены здесь же, то можно говорить, что производство будет адаптироваться под текущий спрос. На данный момент мы прогнозируем постепенное востановление рынка и в 2018 году, что позволяет нам наращивать производство по ключевым моделям уже сейчас.
Локализация линейки Ford превышает 60 процентов
Есть ли какие-то ожидания по тому, чтобы увеличить локализацию с приходом новых сотрудников? И какой ее уровень сегодня?
— Конечно, локализация – это вопрос не только строгого соблюдения тех обязательств, которые компания на себя взяла перед правительством, это и элемент долгосрочной стабильности на нашем рынке. Поэтому с первого дня создания компании вопрос локализации стоит отдельно, к нему приковано очень большое внимание. Сейчас мы в среднем по модельному ряду, производимому в России, имеем уровень локализации более 60 процентов. Здесь очень большой вклад вносит то, что мы открыли на территории ОЭЗ «Алабуга» завод по производству двигателей. То есть мы не только имеем факт наличия двигательного производства, мы имеем от этого большое преимущество. У нас локальный двигатель, который мы производим на площадке в Елабуге. У компании уже сейчас порядка 70 локальных поставщиков в Российской Федерации и порядка 11 предприятий-поставщиков в регионе. География компонентов, которые мы производим и получаем, достаточно широкая. Порядка 300, если не больше, компонентов мы получаем локально. Вопрос стоит не только в том, чтобы стимулировать создание локальной базы, которая предоставляет нам сами комплектующие. Вопрос в том, чтобы идти дальше и говорить о более глубокой интеграции сырьевой базы. Вопрос в том, чтобы наши поставщики пользовались материалами или ресурсами, сырьем, которые производятся в Российской Федерации.
Если говорить про нашу площадку ОЭЗ «Алабуга», то есть хороший пример – это компания «Джошкуноз Холдинг», которая поставляет для нас штамповочные изделия. Для нас это прекрасная возможность развития сотрудничества, плечо доставки измеряется метрами, обсуждать и решать вопросы можно в рабочем порядке. У «Джошкуноз Алабуга» есть уже другая компания, которая поставляет для них сырье. Это хороший пример здесь, в этом регионе, на этой площадке, который надо масштабировать, как-то использовать и развивать в других регионах. Естественно, это снижает нашу зависимость и риски от курсовых колебаний, делает наш продукт более конкурентоспособным, дает нам возможность более глубоко планировать свою деятельность, свое производство. Для работников – это стабильность, безопасность, личное и семейное благополучие. Вопрос локализации, ее глубины – это, действительно, предмет очень большой заботы и внимания руководства компании.
Как сегодня развивается сотрудничество с руководством Татарстана?
— Мы с вами находимся в особой экономической зоне, и я могу сказать, что мы видим очень большую поддержку и внимание со стороны, как руководства Республики Татарстан, так и руководства Правительства на федеральном уровне. Мы с большой ответственностью и благодарностью относимся к такому сотрудничеству, оно у нас выстроено очень эффективно. Каждый раз, когда у нас проходят какие-то события, связанные с изменением производства, выпуском новых моделей или открытием заводов, мы видим какой отклик это находит в руководстве республики. Очень здорово, что это сотрудничество есть и, мне кажется, что это вообще один из лучших примеров эффективного взаимодействия.
Как вы уже сказали, автомобили Ford представлены в разных сегментах. Какой выбор делает вице-президент Ford Sollers? На чем вы ездите сами?
— Слушайте, у меня большой опыт. Я проездил практически на всех моделях, и самыми любимыми для меня являются Ford Mondeo и Ford Explorer. Это совершенно разные не только по классу, это совершенно уникальные возможности и ощущения от вождения. При этом я считаю, что в зависимости от того какие есть интересы и предпочтения у покупателя он находит для себя подходящую модель из нашей линейки. Вот если брать Mondeo или Focus, которые производятся у нас на питерской площадке, то я бы назвал их «реактивными» машинами. При этом Explorer доставляет огромное удовольствие от широких возможностей и для семьи, и для поездок на дальние расстояния. Это фантастическая машина, которая не сможет сравниться ни с какой другой.
Когда мне хочется драйва, я сажусь в Mondeo, потому что это просто «ураган». Но, когда я везу свою семью, и мне хочется ехать с комфортом, тогда я выбираю Explorer, он плывет, как корабль. Это удивительная модель, потому что она просторная, но не кажется огромной.
В завершение я хотел бы еще сказать о том, что мы сейчас проводим большой набор персонала, и я буду очень рад приветствовать всех, кто откликнется на наше предложение и воспользуется возможностью найти и реализовать себя в этом интересном бизнесе с нами, с дружной компанией Ford Sollers.
Нет комментариев-