Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Виталий Мутко: «Россия – спортивная держава, нравится это кому-то или нет»

Виталий Мутко: «Россия – спортивная держава, нравится это кому-то или нет»
В Казань в середине июля съехались министры спорта и чиновники высшего уровня, отвечающие за физическое воспитание и спорт, из 117 стран-членов ЮНЕСКО – они принимают участие в конференции МИНЕПС.
Компанию им составили представители международных спортивных федераций. На пленарном заседании гостей приветствовал вице-премьер РФ Виталий Мутко. 

После завершения пленарного заседания, в рамках которого состоялось открытие конференции, заместитель председателя российского Правительства вышел к журналистам. «Татар-информ» представляют стенограмму пресс-подхода к Виталию Мутко. 

– Виталий Леонтьевич, сегодня даже в приветственных словах не обошлось без упоминания российского антидопингового агентства (РУСАДА). В феврале Дмитрий Медведев подписал комплекс мер в отношении этой организации. На каком этапе ее реорганизация сейчас и какие у нас контакты со Всемирным антидопинговым агентством (WADA)?

– Борьба с допингом – это один из элементов повестки дня сегодняшнего, и в этом контексте вопросы антидопинговых правил не могли не прозвучать.

Речь идет о том, что конференция министров рассматривает три глобальных вопроса. Во-первых, доступность спорта в широком смысле этого слова для населения всех стран и выработку подходов для этого. Во-вторых, это устойчивое развитие, управление спортом и то наследие, которое оставляют после себя крупнейшие спортивные события. В-третьих, это, конечно, целостность спорта и его защита от таких глобальных проблем, как договорные матчи, влияние на результат, допинг. В данном случае сегодня речь идет о том, что мы, взаимодействуя с международными спортивными организациями (WADA, МОК), хотим двигаться вперед. Это главный посыл.

Сегодня есть конкретные обвинения и определенные доклады, но из всего этого сделаны выводы, есть дорожная карта, есть полнейшее взаимопонимание с международными организациями, в частности, с WADA. И мы последовательно это реализуем. Сегодня в приветственной речи заместитель генерального директора Совета Европы четко сказала, что «мы удовлетворены сотрудничеством с Россией, у нас есть абсолютное общее понимание». И на ту дорогу, которую мы прошли по переаттестации всей антидопинговой системы в стране, можно примерять весь мир. Мы делаем все и, возможно, даже опережаем те реформы, которые будут проведены в системе борьбы с допингом – это независимая мощная антидопинговая организация, независимая лаборатория, внешний определенный контроль за этим, измененное законодательство. В общем-то, это все, что нужно. Комплекс мер, принятый Правительством, направлен на то, чтобы создать такую систему в нашей стране, чтобы сегодня и применение допинга было вне закона, и мы смогли создать такую атмосферу в стране, чтобы все соревновались честно и с достоинством. Роль конференции министров спорта, которые периодически собираются, должна быть значительно выше. Мы с ЮНЕСКО на эту тему говорили.

Спортивное движение построено как на государственном уровне, так и на общественном уровне. На общественном уровне им управляет МОК, общественные организации и федерации. Они более стабильны. Люди десятилетиями возглавляют эти организации, они обладают регламентами, правами на проведение соревнований. А государства в данном случае несут в себе ответственность на своих плечах – финансирование спорта, организация спортивных событий. Но в связи с тем, что мы сегодня разобщены, есть разные политические повестки и определенные политические разногласия, у нас нет серьезных объединений, где министры спорта могли бы тоже высказывать свою позицию и делать все для того, чтобы спорт был более прозрачным и надлежащим образом управлялся. Вот об этом сегодня все говорили – о надлежащем управлении спортом во всех его аспектах. Заместитель генерального директора Совета Европы говорила, что в Европе это более организовано, и Совет Европы уже организовал несколько таких конвенций.



Сейчас, например, на ратификацию в России внесена конвенция по единому управлению, организации и безопасности во время проведения спортивных событий. Мы стараемся гармонизировать законодательство. Но есть вопросы целостности спорта, которые ни одна страна не решит в одиночку. Вы задаете вопрос о допинге. Но это не самое главное. Мы движемся вперед и не собираемся оглядываться назад. Мы не самая допинговая страна, и все видят, что последние два года у нас никаких проблем не возникает. Но допинг в России не решить, потому что 70 процентов времени наши спортсмены проводят за пределами страны. 80 процентов сборной, которые являются лидерами мирового спорта, постоянно тестируются. Но встает вопрос какой – проходит Олимпиада в Лондоне, проходит два года, и говорят: «Там допинг-контроль проводили неправильно, надо перепроверить».

Перепроверяют русских и что-то находят. Возникает вопрос – стандарты не те или что? Как нам-то быть? Или на чемпионате мира по футболу 2014 года у нас всю сборную 48 раз проверяли, никаких проблем. Проходит какое-то время, и некие коллеги говорят о том, что там что-то нечисто. Ну как нечисто? Тогда задайте вопрос хозяевам чемпионата мира – бразильцам: куда они возили пробы? Мы-то здесь причем? А обвинения разворачиваются в адрес государства. Я уже об этом говорил – мы назначены за провал, за результаты государства, но влияния на управление процессами спорта никакого не имеем. Значит, общественная организация в лице условной федерации легкой атлетики создать какую-то комиссию, чтобы отстранить целую страну, запретить спортсменам выступать под своим флагом. А государство? Вот здесь все министры собрались, но у нас нет инструмента воздействия. Даже если мы все сегодня проголосуем, ничего не будет. А они соберутся на конференцию, проголосуют, и это является основанием для отстранения. Как же так? Вот об этом речь-то и идет.

По итогам казанской конференции будет принята декларация, надеюсь, туда войдут какие-то вопросы управления спортом, независимости спорта, его доступности. Это очень важно. И тот уровень организации конференции, который предлагает Казань, закрепит у всех понимание того, что надо чаще общаться и обсуждать эти проблемы. Мы в Сочи проводили конференцию «Спорт Аккорд», где собирались министры спорта, представители международных федераций, медиа и бизнес. Но этот форум, как говорят в народе, благополучно зачехлили и не дали ему развиваться. На самом деле именно в таком составе и в таком формате можно было решать все проблемы спорта. Эти вопросы являются главными в повестке конференции МИНЕПС в Казани.



– На Украине заявили о возможном бойкоте командой этой страны чемпионата мира по футболу 2018 года. Вы могли бы как-то прокомментировать это?

– Им еще нужно туда [на чемпионат мира] отобраться. Всегда легче искать внешние причины. Сначала нужно отобраться, у них очень сложная подгруппа. Мы им желаем удачи. Сегодня только сборные России и Бразилии получили путевки на чемпионат мира, а остальным еще надо попотеть. Мы всех ждем в гости в Россию. Надо отобраться, а потом говорить будем. Но если сборная Украины отберется на турнир, никаких проблем у нее в России не будет, ни одной проблемы. Это я говорю абсолютно точно.

– Ни для кого не секрет, что в спорт сегодня часто вмешивается политика. Этот форум министров спорта поможет снизит уровень политизированности спорта?

– Здесь в повестке есть устойчивое развитие в этом направлении. Мы должны понять, что совещание министров МИНЕПС не может принять никакого прямого решения, я об этом говорил. Это не конференция МОК и не конгресс какой-то международной федерации. Здесь вырабатываются некоторые документы и рекомендации, дальше есть межправительственный комитет ЮНЕСКО, которые начнет работать. Если будет принято, допустим, решение, как в свое время было принято решение о создании новой конвенции по допингу: ЮНЕСКО приняло решение, создало рабочую группу. Разработали, внесли, главы правительств ратифицировали, и эта конвенция начала подписываться и приниматься. Вот как работает эта машина. То есть мы можем через соответствующее законодательство это делать. Сегодня есть резолюцию Организации Объединённых наций о невмешательстве в спорт, её просто нужно исполнять. 

– В президиуме на конференции мы видим много больших людей. Можно ли говорить о том что Россия сегодня пользуется поддержкой в вопросе о возможном непроведении каких-либо международных соревнований в нашей стране? 

– Это немного разные темы. Я уже говорил, что решения о проведении соревнований принимаются на других площадках. В принципе, это хороший позитивный сигнал спорту и всему спортивному движению, что Россия – это спортивная держава. Это никак не изменить, нравится это кому-то или нет.

Мы являемся одними из лидеров мирового спорта и по количеству проводимых соревнований, и по качеству, по стандартам, которые здесь задаются. И мы одни из лидеров мирового спорта с точки зрения результатов. Мы можем под нейтральным флагом выступать, но едет Кучина и становится лидером мирового сезона в прыжках в высоту. Это факт и это говорит о том, что потенциал российского спорта очень высокий.

Поэтому когда такие форумы, как МИНЕПС, проводятся в России, это сигнал того, что общественность и государственные институты, такие, как ЮНЕСКО, видят Россию партнером: это звучало и в послании Боковой, и в обращении заместителя генсека Совета Европы. Мы абсолютно из партнеры, мы не скрываем существующих проблем и готовы со своими коллегами их решать. В целом, я считаю, что изолировать спорт, накладывать какие-то политические вещи или бойкоты глупо – они уже апробированы историей и никаких положительных эффектов не дали. В своё время бойкотировали московскую Олимпиаду, мы бойкотировали соответствующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Что от этого получил мир? Ничего. Что сейчас мир получит, если наши паралимпийцы не поедут на игры? Ну что он получит? Какое в этом гуманитарное и смысловое решение? Никакого, вообще никакого. Мало того, что вы самую сильную державу не пустили, значит, конкурентная среда рухнет на несколько порядков.

Возьмите легкую атлетику, чемпионат мира в закрытых помещениях (2016 год – прим.ред.). И возьмите таблицу результатов. И вы все поймёте. Посмотрите, кто там на первом месте и сколько медалей (США, 23 медали – прим.ред.) и кто на втором месте и сколько медалей (Эфиопия, 5 медалей – прим.ред.). Там одна нация провела открытый чемпионат страны и все закончилось. Это не даёт ничего с точки зрения соревновательности, не решает никакие вопросы.



Допинг – это просто: ты сдал, тебя проверили. Только определитесь, кому вы доверяете. Нас последние два года проверяет Британская антидопинговая организация. Что мы видим на выходе? 21 нарушение, из них 11 за употребление запрещённых препаратов в прошлом году. Вот такой процент, ниже, чем у ста стран мира. И им не доверяете? Ну это же до безумия можно дойти. Поэтому, конечно, надо двигаться вперёд и решать всем совершенно другие задачи. А эти эмбарго, политика и вмешательства никаких результатов не даст. Кроме того, что закроют карьерные возможности у молодых спортсменов, потому что второй чемпионат мира или Олимпиада через четыре года будет, не факт, что он до этого доживёт. То есть, вы забираете у людей возможности. Мы здесь говорим об инклюзивности, доступности спорта, а другой рукой эта инклюзивность забираем. Это же неправильно. 

– Казань была единственным кандидатом на проведение конференции МИНЕПС? Или другие российские мегаполисы также хотели провести этот форум у себя?

– Казань сделала самые удачные предложения, презентации и предоставила все возможности, потому Казань, конечно, была в приоритете. Мы доверяем Казани проведение таких спортивных событий. В последнее время Казань сделала серьезный шаг в развитии инфраструктуры, навыках и опыте. Естественно, есть Москва и Петербург, которые тоже способны принимать крупнейшие спортивные события. Сейчас мы инвестируем в Красноярск, надеюсь, после 2019 года это тоже будет столица для проведения крупных событий. Если взять Казань, то здесь нужен стадион по легкой атлетике или, может быть, реконструкция «Центрального» и велотрек. В принципе, Казань обладает всеми возможностями для проведения любого комплексного спортивного мероприятия.

– Включая Олимпийские игры?

– Я это не сказал (улыбается). 

– В чем ваши главные ожидания от конференции МИНЕПС и как России защититься от многочисленных провокаций иностранных СМИ?

– Последние 10 лет Россия живёт в таком режиме, что что бы мы не делали, информационный фон получается сложный – это было накануне Олимпийских игр, накануне Кубка конфедераций. Говорили о нашей неспособности подготовить инфраструктуру, неспособности провести мероприятие, предупреждали всех о том, что здесь будут беспорядки. И рабочие не те строили стадионы, и чего только не было. Противостоять этому крайне сложно, нужно просто делать свою работу.



Мы с вами провели Кубок конфедераций, куда приехали команды, организаторы. Гости сразу сами ответили, что это не так, и фон сразу начал меняться. В принципе, ряд стран продолжают это делать, как будто ничего не произошло. Естественно, мы знаем, что в начале августа будет определенный фильм о России, это будет постоянно. Итог в том, что мы сейчас все здесь собрались при поддержке международных организаций и государственных институтов. Мы стоим на одной волне, на одной платформе, на одном понимании вопросов борьбы с допингом. И мы все это совместно реализовываем. Если мы не будем на все это отвлекаться, то мы этот путь должны пройти. 

Нам вместе с нашими коллегами в ближайшие год-два нужно изменить отношение к этим уважаемым институтам, вернуть доверие за счёт контроля всей системы борьбы с допингом в России. Мы такие меры приняли, РУСАДА сегодня полностью независима. Там работают несколько независимых экспертов из Англии, Литвы – они сами помогают выбирать персонал, все это на конкурсной основе.

Такие выпада в СМИ будут долго и будут определяться повесткой дня – например, к чемпионату мира. Мы знали о том, что уже приехали журналисты в Россию и намерено снимают только недостатки. Именно это им надо было показаться. Никто не спорит, что при организации такого проекта есть недостатки. Это же нешуточный проект – организовать чемпионат мира по футболу. Поэтому нам надо лишь достойно работать и делать своё дело. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев