– Галимзян Идриси действительно очень интересная личность. Работал в очень многих направлениях, оставил крайне противоречивый след в истории.
Я бы назвал его большим авантюристом. Иногда я говорю так: «Считаю Галимзяна Идриси самым большим авантюристом татарской истории XX века». Его жизнь, деятельность, биография до сих пор до конца не изучены. Но даже по имеющимся данным, сохранившимся в архивах, становится ясно: это был человек неординарный, со своими положительными и отрицательными качествами, поступками и взглядами, достойными осмысления и какой-то оценки исходя из современных реалий.
Искандер Гилязов
Сторонник единства тюркских народов
Галимзян Загфарович Идриси родился в 1887 году в городе Кызылъяр, сейчас это город Петропавловск на территории Казахстана. Отец был торговцем. Первое образование Идриси получил в Оренбурге в медресе «Хусаиния». Потом он решил учиться в Европе – поехал в Бельгию, город Льеж, затем во Францию. Изучал языки. Некоторое время преподавал в медресе «Хусаиния».
И, наконец, в 2011 году отправился в Стамбул. В то время Идриси выступал сторонником идеи тюркизма, то есть единства тюркских народов. Там же, в Турции, он сотрудничает с одним из идеологов этого течения Юсуфом Акчурой в издании журнала «Тюрк юрду».
В это время Галимзян Идриси очень много пишет, печатается в большом количестве журналов и газет и проявляет себя как великий графоман. Хватается за самые разнообразные темы. Например, заголовки некоторых статей звучали так: «Почему мы правши?» или «Был ли Наполеон мусульманином?». Десятки его статей выходили в журнале «Шура».
Имам лагеря военнопленных на территории Германии
В 1914 году Идриси уже в Германии. Как он туда поехал, почему – не знаю, сведений об этом у меня пока нет. Известно, что сначала он поехал в Швейцарию, затем, когда началась Первая мировая война, переехал в Германию. И в Германии он начинает работать имамом в лагере военнопленных. Первым имамом лагеря был Абдрашид Ибрагим, но он постепенно начал отходить от этого дела и на свое место предложил Галимзяна Идриси.
По информации, касающейся жизни и деятельности Галимзяна Идриси, можно предположить, что человеком он был достаточно амбициозным, надменным. Он всегда видел себя великой личностью, в роли лидера, предводителя. Поэтому можно сказать, что назначение имамом соответствовало его желанию занять какую-то уважаемую должность, тем самым поднять свой статус.
Будучи имамом, он разворачивает среди татар масштабную пропаганду против России и стран Антанты. Выпускает газету «Аль-джихад», в которой выходит множество его собственных статей на русском, арабском и татарском языках. Газета «Аль-джихад» распространялась среди военнопленных и выходила в течение четырех лет.
В 1915 году в лагере была построена деревянная мечеть. Эту мечеть в Вюнсдорфе можно считать первой настоящей, полноценной мечетью в Германии. Мечети были и в XVII, XVIII, XIX веках, но они, скорее, выполняли декоративную роль.
В 1918 году Галимзян Идриси выпускает газету «Татар иле».
Организовал благотворительное общество Русских мусульманских студентов
Ближе к окончанию войны Галимзян Идриси организует первое в Германии татарско-мусульманское благотворительное общество. Оно называется Благотворительным обществом русских мусульманских студентов. К благотворительности у Идриси был довольно своеобразный подход: его больше интересовали материальные возможности, которые дает это общество. Полученные пожертвования он по большей части тратил на себя.
Он также пытался пополнять фонд своей организации путем присвоения денег военнопленных. Есть достоверная информация о случаях, когда Идриси получал завещания от военнопленных с подписью о согласии перевести все их деньги обществу после их смерти. Некоторые мусульманские пленные действительно имели какие-то деньги, потому что у них были специальные права.
Благотворительное общество существовало в 1918 – 1923 годах. После окончания Первой мировой войны Идриси некоторое время остается в Германии, занимается делами организации.
В 1920 – 1921 годах Идриси как начальник эшелона сопровождает поезда с возвращающимися на родину военнопленными. В 1921 году, во время одной из таких поездок, его арестуют на границе советского государства. Причина задержания неизвестна, речь даже шла о наркотиках, якобы он вез наркотики. Правда это или нет – сказать трудно. По крайней мере, его судят и сажают в тюрьму на очень большой срок.
Но что интересно: уже через два или три месяца он вновь оказывается на свободе и уезжает обратно в Германию.
Куратор татарских студентов в Германии
Вернувшись в Германию, Идриси становится официальным представителем Бухарской советской республики в этой стране. Почему, каким образом – снова не очень понятно, как я уже говорил, здесь сложно выявить все связи, все тонкости. На должности официального представителя Бухарской республики Идриси разворачивает широкую деятельность в Германии. Одним из основных направлений его работы было привлечение студентов-мусульман из Советской России и позже Советского Союза в университеты Германии. Для этих студентов он был своеобразным куратором.
Это очень интересный, пока досконально не изученный сюжет. Десятки татарских студентов из Перми, Казани, Уфы, Оренбурга, Крыма, Пензы приезжают учиться в университеты Германии. Галимзян Идриси берет их всех под свою опеку.
Как он вел эту работу, с какой целью он ее делал? Есть предположения, что он выполнял задание, потому что, по некоторым версиям, в 1921 году на свободу он вышел благодаря заключению соглашения с ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. – Ред.) и ВЧК дала ему какое-то поручение. Поэтому кто-то называет Идриси советским шпионом, советским агентом. Даже сейчас некоторые о нем так пишут. В начале 1920 годов его считали коммунистическим агентом, коммунистическим пропагандистом.
После завершения работы в качестве официального представителя Бухарской республики в Германии Идриси продолжает жить в этой стране. В 1927 году, несмотря на возраст (40 лет), поступает учиться на философский факультет Берлинского университета. В 1940 году получает гражданство Германии.
Пропагандирует идеи нацизма на турецком и арабском языках
В 1930-х годах в жизни Идриси снова крутой поворот. В 1933 году, с приходом к власти нацистов, он становится яростным и активным сторонником этого режима. Работает чиновником в министерстве иностранных дел Германии, также сотрудничает с министерством пропаганды, отвечает за пропаганду на радио на турецком и арабском языках. То есть становится человеком, который доносит информацию о достижениях нацистской Германии на турецком и арабском языках.
По некоторым данным, Галимзян Идриси также переводит на фарси "Мою борьбу" Гитлера.
Вообще у Галимзяна Идриси была большая способность к языкам. Он знал 10 – 12 языков, восточных и европейских, в том числе турецкий, фарси, арабский, французский, немецкий, английский.
Насколько я знаю, он не был членом партии.
Известно также о его связи с восточными легионами во время Второй мировой войны. Он пишет множество доносов против татаро-башкирских эмигрантов, потому что лишь себя видит лидером. Пишет против Гаяза Исхаки, Ахметзаки Валиди, узбекских эмигрантов… Все эти письма сохранились, они есть в архивах Германии.
Своих оппонентов он называет сепаратистами, мечтающими о создании отдельных государств, тогда как он сам – сторонник идеи тюркизма. Он считает, что тюркские народы не могут считаться самостоятельными народами, они лишь ответвления, роды от одного большого тюркского народа, поэтому у них не должно быть отдельных государств.
Видимо, в мыслях он себя представлял руководителем этого большого тюркского государства. Во время войны он испортил все отношения, связи с татарскими эмигрантами.
В годы войны он почему-то начинает называть себя профессором. Везде подписывает бумаги «Профессор Алим Идрис». Хотя нигде и никогда не преподавал в университетах, не получал какой-то профессорской степени! Видимо, ему нравилось так себя называть.
«Коммунистический агент» и «предатель-фашист»
Был женат два или три раза. Если не ошибаюсь, одна из жен была в России, он ее оставил. Затем женился на немке, у них родился ребенок. Об этом каких-то конкретных данных нет. Третья жена – я ее считаю третьей, хотя, может быть, она и четвертая – Шамсельбанат Ашраф. Это молодая студентка, которая в 1920-х годах приехала из Пензы учиться в Германию, училась на медицинском факультете Берлинского университета.
От этой жены у Идриси трое детей. В 1927 году родился сын Ильдар. О нем мы знаем некоторую информацию. В 1944 году Ильдар Идриси поступил на медицинский факультет Берлинского университета, позже стал известным человеком в области медицины. Жил в Мюнхене, издавал журнал «Селекта».
Остальные двое детей были девочки. Известно, что с дочерьми Галимзяна Идриси встречался Тауфик Айди (татарский писатель, публицист. – Ред.), о чем можно узнать по записям самого писателя.
В 1944 году Галимзян Идриси также руководил школой военных мусульманских священнослужителей, то есть готовил мулл для вермахта и СС.
После войны Идриси сначала перебирается в Швейцарию, затем в Египет.
В начале 1950-х годов он обращается к египетскому королю с предложением собрать в этой стране татарских эмигрантов по всему миру. Планам Идриси не было суждено осуществиться, так как в стране происходит революция и короля свергают. Египет становится республикой.
Галимзяну Идриси приходится бежать в Саудовскую Аравию. В этой же стране в 1959 году он умирает.
Позже жена и дети перевозят его тело в Мюнхен. Он похоронен на мюнхенском кладбище, если не ошибаюсь, оно называется «Лесное кладбище». Там стоит надгробный камень Галимзяна Идриси. Там же похоронены его супруга Шамсульбанат и сын Ильдар.
Вот такой противоречивой, многогранной личностью был Галимзян Идриси. В 1930-х годах о нем ходили разные слухи. Его несколько раз проверяло гестапо, подозревая в шпионаже для коммунистов, но доказать ничего не смогли. В Советском Союзе его называли предателем, фашистом. Там, в Германии, он был под подозрением как коммунистический агент, а здесь считался предателем, перешедшим на службу к нацистам.
– Как этот человек перед окончанием войны смог уехать из Германии?
– Сначала он переехал в Швейцарию. Швейцария – нейтральная страна. Затем, когда все немного успокоилось, переехал в Египет.
После завершения войны ситуация была примерно такая: кто попроще, искреннее, наивнее, может быть, тот старался вернуться на родину. Даже если был в плену, сотрудничал с немцами. Но здесь их ожидала проверка, фильтрация, большинство отправлялись в лагеря.
А кто-то смотрел дальше и глубже, был хитрее и корыстнее, если можно так сказать, и такие всеми возможными путями старались остаться в американской и английской зонах, предлагали им свои услуги. Англичане, американцы таким всегда помогали.
Конечно, если бы Галимзян Идриси был обычным солдатом, его обратно вернули бы. А тут видят – человек что-то из себя представляет, человек с именем, авторитетом и он может быть чем-то полезен. Они понимали, что когда-нибудь Америка и Советский Союз столкнутся в своих интересах, и поэтому каких-то интеллектуалов из СССР они старались привлечь в свою сторону. Я допускаю, что мог сыграть и примерно такой фактор.
– Общаться с королем Египта, предлагать ему какие-то проекты – довольно высокий уровень. Как же ему это удалось?
– Он был человек довольно умный и со способностями. Хотя многие его проекты больше похожи на авантюру, были и достоинства у этого человека – он знал много языков, заработал себе какое-то имя, занимал высокие должности. Например, королю Египта он мог представиться как имам-хатыб единственной мечети для военнопленных в Германии, редактор газеты. Мне кажется, в нем были и хитрость, и самоуверенность.
– Известно происхождение этого человека? Кто его родители?
– Как я уже сказал, он родился на территории нынешнего Казахстана, но корни его из Средней Волги. Мать из Буинска, отец из Казанской местности.
– У него остались потомки?
– Вот это сказать сложно. Его сын Ильдар Идриси, после войны называл себя Ильдар Идрис. Мне кажется, потомки есть, но они уже не татары.
– В Германии знают об этом человеке – писатели, журналисты? Или в других странах?
– Для Германии или других стран это экзотическая тема, она для них неактуальна. Ну, был какой-то Галимзян Идриси, в годы войны называл себя профессором. Таких были миллионы, для них это неинтересно. Он интересен нашим татарам. А для Германии он практически никто.
Сейчас Германии не интересна даже тема восточных легионов. Им и Татарстан не интересен, потому что действуют исходя из своих практических, конкретных целей.
Если возьмем научной мир Германии, историков – тюркский мир их не интересует. Если возьмем университеты, научные организации, их интересует терроризм, исламский терроризм, интересует Турция. А сам тюркский мир им не интересен. Поэтому о каком-то месте Галимзяна Идриси говорить не приходится.
– Кто-нибудь из наших писателей исследовал эту тему?
– Чтобы исследовать, надо вести огромную работу в архивах, знать языки. А так, без достаточной базы, поверхностно показать интересно не получится.
Судьба у этого человека интересная, в то же время в ней мы видим трагедию личности. Он нигде не мог найти себе места, применить себя и никогда не получал удовольствия от достигнутого. Следуя своим, известным ему одному целям, подстраивался, приспосабливался к разным условиям.
Стоит только подумать! Начинал как сторонник идеи единства тюркского народа в Турции, затем во время войны стал имам-хатыбом, после занялся благотворительной организацией, был официальным представителем Бухарской республики, потенциальным шпионом, переводчиком, политиком, называвшим себя профессором, научным руководителем школы священнослужителей, – чем он только не занимался!
«Историю на одних героях нельзя понять»
– Действительно, сложно дать однозначную оценку поступкам этого человека. Нужны ли нам такие исторические персонажи? Стоит ли изучать таких людей?
– Конечно стоит. Вообще историю надо знать и понимать ее со всех сторон. Неправильно, если мы в своей истории будем искать только героев, только людей, которые совершали какие-то героические поступки. Изучение судьбы этого человека может дать нам очень много в плане того, чтобы лучше узнать какие-то страницы истории самого татарского народа и понять какие-то противоречия того времени. Думаю, игнорируя такие личности, мы не можем полноценно изучать и знать свою историю.
– Все же, как вы считаете, за счет чего этот человек достигал своих целей? Чего он хотел?
– Он был личностью талантливой. У него было непомерное тщеславие, и, видимо, это подогревало его изнутри. Он жаждал показать себя, добиться чего-то – степени, статуса, занять какое-то место, – мне кажется, так. Такие люди есть – им всегда мало, им всегда кажется, что нужно что-то еще – новое занятие, статус, имя. Не зря же он себя называл профессором. Ну какой же он профессор?
Нет комментариев-