Секрет его молодости
Он вспоминает, как часто в былые времена театр приезжал в Казань на гастроли, которые по тем временам длились не менее месяца. Теперь встречи редки и коротки.
Кстати, о голосе. Если слушать Ланового, выступающего со сцены, закрыв глаза, кажется, что это по-прежнему говорит Павка Корчагин из фильма 1956 года или Иван Варавва из «Офицеров», настолько этот голос силен и молод. В гримерке Ланового в Большом концертном зале им. С. Сайдашева, куда проникли журналисты, на столе трюмо – большой шоколадный торт с надписью «Офицерам – 45 лет». Сам актер – на диване, и только теперь, вблизи видно, что ему действительно пошел девятый десяток.
Я не решилась задать ему модный вопрос – кто ваш стилист, боясь такой мелочью оскорбить Великого. Но на сцене он был безупречно великолепен. Кремовый костюм-тройка, фиолетовый галстук, подтянутый, красиво стареющий мужчина с высоко вскинутой головой. «Ваш голос совсем не изменился…»
– А почему он должен меняться? – отвечает Лановой вопросом на вопрос. – Я каждый день работаю в театре, в училище, делаю дыхательные упражнения. Артист без голоса? Нуль!
Отличник-второгодник и 48 лет со «странной женщиной»
Так вышло, что Василий Лановой ассоциируется, прежде всего, с фильмом «Офицеры». Но были в его биографии и другие замечательные картины, хотя для себя он определил основной деятельностью работу в театре. Однако отдельно рассказал о двух судьбоносных для него картинах:
– Предложение сыграть в кино Павла Корчагина мне поступило, когда я учился на третьем курсе Щукинского училища. А надо заметить, что сниматься нам было запрещено под угрозой отчисления. Но я, хитрый артист и к тому же украинец, все же соблазнился и тайком начал ездить на съемки. Каковы же были мои удивление и ужас, когда я открыл однажды утром газету «Правда», увидел там мой портрет и подпись: «Роль Павки Корчагина исполнил студент третьего курса Василий Лановой». Я понял, что попался. Пока добежал до института, на доске объявлений уже вывесили приказ о моем отчислении… История на этом не закончилась. Потом мне рассказали, что ректор собрал по моему вопросу целое совещание – я ведь отличником был. «Я должен был его отчислить. Но вы должны сделать так, чтобы этого не случилось», – обратился он к преподавателям. Одна из моих учителей на это ответила: «На второй год его, мерзавца, на второй год!» Вот так щуку бросили в реку, и я остался. Был еще один интересный фильм – «Странная женщина». Там мы с Ириной Купченко играли любовников. И доигрались. Вот уже 48 лет мы женаты.
Как две немецкие автоматные очереди чуть не погубили артиста Ланового
Как сопредседатель общественного движения «Бессмертный полк» Лановой начал свои воспоминания именно с этой акции, упомянув детские годы на оккупированной немцами Украине, в деревне под Винницей, в 160 км от Одессы. Лановой рассказал, что в «Бессмертном полку» он обычно несет портреты своих родителей. Они работали на химическом производстве. В самом начале войны 72 работника химзавода разливали вручную противотанковую жидкость, коктейль Молотова, пока в соседнем цеху налаживали автоматику.
Через пять дней никто из них не вышел на работу – оказалась полностью разрушена нервная система, у людей отказали руки и ноги. Родителей Ланового вместе с другими работниками на всю войну отправили на лечение на Кавказ, после которого они вернулись инвалидами I и II групп. «Они внесли свой вклад в нашу победу», – добавил артист.
Сам Василий Лановой после войны стал заикаться: немецкий солдат ради забавы пустил две автоматные очереди над головой восьмилетнего мальчика. По совету врача-логопеда он целыми днями пел народные украинские песни, которые и вылечили его. «Так и родился будущий артист Лановой», – сказал он про себя.
Как дедова кобыла помогла сыграть Вронского
Артист напомнил, что по национальности он украинец, но на своей малой родине давно не был. «Мне даже близко запрещено подходить к Украине. Из деревни иногда звонят, говорят: "Убьют и не извинятся". Во что выльется тот ужас, что сейчас творится на Украине, даже представить страшно», – говорит Лановой.
Он вспомнил один из своих приездов в родную деревню, когда все односельчане во главе с дедом артиста вышли его встречать.
– Тогда, в 1967 году, только что вышла на экраны картина «Анна Каренина», где я сыграл князя Вронского. В этом фильме мне пришлось немало изображать лихого наездника, что было для меня уже не в новинку. К слову, впервые на лошадь меня посадил дед, еще совсем мальчишкой. Я очень ее боялся. Так вот встретили меня торжественно. А дед громко, чтобы все слышали, произнес: «Если бы ты голым задом на той кобыле не поелозил, фиг бы ты графа сыграл!» В последний раз я приезжал туда 5-6 лет назад. И тут уже ничего не поделаешь…
Нет комментариев-