Задачу принять Стратегию развития татарского народа поставил перед Всемирным конгрессом татар Президент Татарстана Рустам Минниханов. Для обозначения главных вопросов Стратегии были созданы рабочие группы, которые разработали основу проекта. Вся информация оформлялась в виде эскизов и выносилась на обсуждение общественности. Заместитель Премьер-министра Татарстана, председатель Национального совета «Милли шура» Василь Шайхразиев встречался с татарами в Татарстане, регионах России и зарубежных странах, где лично проводил работу по разъяснению необходимости единения ради этого важного дела.
– Василь Гаязович, на какой стадии сегодня находится разработка Стратегии развития татарского народа? До этого мы видели ее эскизы, когда будет представлен готовый проект?
– Сейчас мы уже близимся к финишу.
Стоит отметить, что вопросы, касающиеся Стратегии развития татарского народа, мы неоднократно поднимали и ранее. Уже почти 27 лет прошло с момента образования Всемирного конгресса татар, все эти годы руководство конгресса заявляло о необходимости стратегии. Но в разные времена по разным причинам она не была принята окончательно. Мы жили по другим принятым в республике документам и законам. В то же время Конгресс уже разработал несколько проектов для Стратегии, они также рассматривались на съездах. Ни один из этих проектов не был принят окончательно.
В прошлом году наш Президент Рустам Минниханов во время ежегодного Послания Государственному Совету Татарстана напомнил, что Стратегию пора разработать и принять, и эту работу он поручил Всемирному конгрессу татар. Отмечу, что у нас уже были некоторые наработки, результаты исследований и анализов. Чтобы собрать весь имеющийся материал и на его основе разработать Стратегию, мы привлекли Академию наук, Институт истории, актив татарской общественности. Таким образом, были созданы несколько рабочих групп.
В нашем понимании Стратегия – это документ, который необходим каждому татарскому человеку, каждой татарской семье, организации. Мы сказали себе: будет неправильно, если мы просто покажем людям готовую Стратегию. Решили, что в создании Стратегии должны участвовать все, кому небезразлична судьба нации, кто желает высказать свое видение будущего татарского народа. Поэтому, разработав первый эскиз проекта, мы вынесли его на общественное обсуждение, чтобы в дальнейшем доработать его с учетом мнения народа. Первая встреча состоялась на родине Тукая, в Арском районе, с активом татарской общественности. Представляя им эскиз, мы напомнили, что Стратегия – это живой организм и что при поступлении предложений рабочая группа будет рассматривать их и при необходимости внесет в эскиз проекта.
Предложения также поступали онлайн на сайт Всемирного конгресса татар, где для этого была создана специальная рубрика. Конструктивные мнения и предложения мы включали в рабочий документ. Таким образом, были разработаны первый, второй, третий, четвертый варианты эскиза.
Встречи проходили как в Татарстане, так и в регионах России. У нас по всей стране 460 татарских организаций, мы дошли до каждой, знакомили с эскизом и получали от них обратную связь. И, наконец, были собраны все предложения, мнения, и на основе этой информации рабочая группа приступила к разработке окончательного варианта проекта Стратегии.
Хочу заметить, что работа над Стратегией хорошо освещалась в СМИ: телевидение, интернет-издания, газеты. «Татар-информ» и другие издания активно работали над информированием населения. На страницах вашего издания выходили материалы, в которых известные татарские личности доносили до рабочей группы свои пожелания.
Но это только начало работы. Даст Аллах, мы и после принятия Стратегии будем работать рука об руку в этом направлении.
13 июня мы представим проект Стратегии участникам Всероссийского форума татарских религиозных деятелей. Большинство татар исповедуют ислам. Значительная часть Стратегии затрагивает вопросы ислама, и очень важно, чтобы эта часть Стратегии была представлена татарским религиозным деятелям, чтобы они внести свои поправки и предложения.
15 июня на «Изге Болгар жыены» мы представим проект Стратегии татарскому народу. Текст будет размещен на страницах газеты «Халкым минем» – печатного органа Всемирного конгресса татар. Таким образом, первый этап будет завершен.
После этого проект будет дорабатываться, и эту работу мы проделаем до 1 августа. Экспертную оценку документу дадут юристы, ученые, проверят, насколько Стратегия соответствует уставу Всемирного конгресса татар. Эта стратегия должна быть принята раз и навсегда и полностью соответствовать действующему законодательству.
И, наконец, в конце августа, в День Республики Татарстан мы примем Стратегию развития татарского народа. То есть начало обсуждения Стратегии, первая встреча с общественностью прошла на родине Тукая в Арске, проект мы представим татарскому народу на священной земле Болгара, а принятие Стратегии произойдет в день рождения нашей республики.
Принимать Стратегию будет не только Национальный совет «Милли шура». Мы будем принимать ее в расширенном заседании. Но голосовать за стратегию будут члены Национального совета.
Кроме того, проект Стратегии будет опубликован на сайте Конгресса татар. Мы его можем опубликовать на сайте «Татар-информа» и к другим СМИ выйдем с таким предложением. И с 15 июня до 1 августа через телевидение, газеты, интернет мы вновь будем обсуждать этот проект вместе с общественностью.
Мы не надеемся, что сразу после принятия Стратегии все 8 миллионов татар в мире поддержат это и станут благодарить. Но спустя время придет понимание, благодарность оттого, что Стратегия была принята вовремя и она очень нужна народу.
– Что касается самого документа – Стратегия будет неизменяемой или динамичной? Допустим, через некоторое время появится необходимость внести в нее какие-то изменения – это будет возможно?
Да, это будет возможно. Будет неправильно, если мы скажем – всё, мы ее приняли, наша миссия выполнена, дело с концом. Если в сфере татарской национальной жизни произойдут изменения на мировом, российском масштабе, «Милли шура» может предложить внести изменения в Стратегию. Но любые изменения могут быть внесены лишь после обсуждения с народом. Этот документ нам представляется живым организмом.
Для Всемирного конгресса татар этот документ будет иметь такой же статус, что и законы для государства. Стратегию мы представим руководству республики. И надеемся, что Государственный Совет, наше правительство, муниципальные образования по нему будут работать, опираясь на государственные решения.
Стратегия развития татарского народа станет главным документом для каждого татарского человека, татарской семьи и организации, татарских общин.
– После принятия стратегии начнется ее реализация. Планируется ли привлекать к контролю над реализацией стратегии какой-либо орган – рабочую группу, организацию?
– Такой центр должен быть. Мы его должны образовать сразу после принятия Стратегии, одним из самых первых шагов. Этот центр должен быть независимым и объективным.
Созданный нами новый центр должен проводить мониторинг и давать нам отчет по основным цифрам через год, два, три года.
– Василь Гаязович, вы много раз представляли эскиз Стратегии – и во время очных встреч с татарской общественностью, и через интернет. Как вы считаете, смогла ли работа над Стратегией в какой-то степени объединить татарский народ?
– Да, все эти встречи и общение на тему будущего нашей нации дали стимул, чтобы глубже об этом задуматься. Люди стали высказываться, участвовать в обсуждениях, выступать с предложениями – пошло какое-то движение. Особенно сильно это было заметно после встречи 16 января в Арске.
То, что люди неравнодушны к судьбе нации, – это, конечно, пробудило надежду.
– Какие группы татар проявили наибольший интерес – русскоязычные татары или татароязычные, жители городов или деревень, молодые или старшее поколение? Как бы вы оценили интересующуюся Стратегией аудиторию?
– На этот вопрос не так легко ответить. Даже в нашем Татарстане татары в разных районах и разных деревнях живут по-разному. По России ситуация совсем другая. Поэтому в одном месте мы смогли собрать более тысячи человек, потому что для этого были и залы, и возможности. А в другом месте – всего 150, но и этому мы очень благодарны. Поэтому не хочу говорить «здесь были очень активные, а тут – не очень». Они смогли донести свои мнения через сайт, через другие средства массовой информации. Мы ведь людей собирали не для отчета. Я говорил, глядя прямо в глаза каждому присутствующему, и надо сказать, в глазах тех, кто пришел, я видел искреннюю заинтересованность и желание что-то изменить. Это для нас очень важно.
– Что касается молодежи – она больше общается и выражает мнение в интернете. Насколько активными были интернет-пользователи в обсуждении Стратегии?
– Если бы мы делали это для отчета, я бы сейчас назвал много цифр: «было столько предложений, сколько-то лайков». Мы работали не для этого. Если человек не оставался равнодушным, хотя бы зашел и прочитал, но не оставил предложения, все равно мы этому очень рады.
Молодежь участвовала, было довольно много предложений от Форума татарской молодежи.
– Но все же – не осталось чувства неудовлетворения от какой-то отдельной аудитории, что «вот она не была в должной степени активной»?
– Вот этим встречам я бы поставил твердую четверку. В регионах России наши мероприятия не оставались без внимания местного руководства. На наши встречи приходили руководители высоких рангов. Всегда мы слышали слова благодарности от них в адрес проживающих в этих областях и регионах татар. Во многих регионах наши татары входят в советы при губернаторе, некоторые являются советниками глав регионов.
Число этих встреч можно было сделать и больше. Удалось ли нам дойти до каждого татарского человека? Удалось ли нам их «разбудить»? На этот вопрос у меня нет ответа.
– Мне кажется, активность людей после принятия Стратегии будет только расти…
– Да, верно, после 15 июня будет большая активность. Дойдем до тех, до кого еще до этого не доходили. Мы не собираемся принять Стратегию и тут же отложить ее в сторону. С ней мы будем работать ежедневно. К этому будут привлекаться наши институты.
Планируем после 30 августа выпустить Стратегию в виде брошюры, книги. Документ будет объемом примерно 60 страниц. Если в мире проживает 8 миллионов татар, делим эту цифру на 4 – получаем приблизительно 2 миллиона семей. Нам надо будет издать около 2 млн экземпляров Стратегии. Эта книга должна быть в каждой татарской семье. Чтобы люди осознали: «Это написано для меня, если я не сделаю, наша нация, наш язык и наш мир останутся перед опасностью исчезновения».
Нет комментариев-