Об итогах форума и планах Всемирного конгресса татар поговорили с заместителем премьер-министра Республики Татарстан, председателем национального совета «Милли шура» Василем Шайхразиевым.
— Василь Габтелгаязович, у нынешнего, 12-го по счету форума был иной формат — он был перенесен из столицы республики в особую экономическую зону «Алабуга», и число делегатов заметно сократилось — вместо 600–700 в нем участвовали всего 150 предпринимателей. С какой целью был изменен формат и к каким результатам могут привести эти изменения?
— В этом году мы собрали предпринимателей в Татарстане в 12-й раз. Первый вопрос, который мы им задали: «После того, как вы поучаствовали в 11 форумах, какие будут к нам предложения, в каких форматах вы хотели бы встретиться и пообщаться?» Они донесли свои мнения на этот счет: «Нас приезжает 500–600 руководителей, однако наши финансовые возможности, сферы деятельности — разные». Поэтому, учитывая их мнения, и для более основательной работы в рамках форума мы собрали 150 предпринимателей по формату, финансовым возможностям, желанию развиваться в том или ином направлении. Это первый фактор.
Во-вторых, форум был перенесен в Елабугу тоже в соответствии с пожеланиями предпринимателей. Ранее мы проводили форум только в Казани. Предприниматели сказали: «Мы гордимся Татарстаном, поэтому хотели бы по работе побывать и в других местах». В деловой сфере наша главная гордость — особая экономическая зона в Елабуге. Нам хотелось показать предпринимателям новые стандарты, потому что предприятия там — Ford Sollers, «Хаят Кимья», «Кастамону» — организованы по новым стандартам мирового уровня. Мы показали бизнесменам их возможности.
Среди делегатов уже есть те, кто заинтересовался возможностями особой экономической зоны. К примеру, предприниматель из Москвы заявил, что ему понравились условия в ОЭЗ, и он намерен войти в нее со своим бизнесом. Сейчас он готовит заявление и собирает документы, чтобы здесь работать. Таким образом, форум в Елабуге показал, что в результате общего обсуждения с предпринимателями, руководителями работу можно вести эффективно.
В-третьих, когда все делегаты форума одинаковые по финансовым возможностям, деятельности, отношению, то есть равные по горизонтали, то здесь для них появилась возможность еще раз познакомиться и обсудить дальнейшее сотрудничество. В рамках круглого стола уже прозвучали предложения: «С тобой можно сделать это, со мной можно организовать вот это», — есть какие-то договоренности.
Мы обсудили итоги данного форума в исполкоме Всемирного конгресса татар. Мы должны в первую очередь поблагодарить каждого руководителя, приехавшего на форум, и в следующем году предложить им новые возможности, идеи. Это наше общее дело.
«Помогать, объединять, быть благодарными — наш главный девиз»
— Сейчас вы как руководитель национального совета «Милли шура», вероятно, думаете о создании системы работы с татарскими предпринимателями в разных странах. Какие планы по налаживанию подобного сотрудничества?
— На первый взгляд, 3 августа будто было лишь вчера. С тех пор, как по предложению нашего президента Рустама Нургалиевича я был избран делегатами конгресса председателем национального совета, в новой должности прошли уже 4 месяца. Хоть я и татарин, и руководитель, однако до этого серьезно не занимался национальными вопросами. Поэтому, заинтересовавшись и с желанием протянуть руку помощи татарам, выезжаю в области, зарубежные страны, в регионы, где действуют татарские автономии, и вижу, как работает татарский конгресс. Выслушиваю их предложения, наблюдаю за их работой с представителями власти на местах. Воистину наш конгресс творит великие дела, в течение 25 лет он правильно выстроил свой фундамент, работал ради соотечественников, нашего языка и религии, для объединения татар.
В настоящее время составлены планы Всемирного конгресса татар на 2018 год. Эти планы утвердим до 10 декабря и в следующем году будем по ним работать. В наших планах три позиции: первое — это “Милли шура”, второе — исполнительный комитет, третье — ревизионная комиссия. Наши татары в регионах должны знать, какое мероприятие и в каком месяце года состоится и по какому поводу будем собираться. План всегда создает удобство.
Среди наших соотечественников в регионах есть разные люди. Некоторые руководители автономий буквально горят за дело сохранения нашего языка, культуры, религии. Это не бизнесмены, работают по-своему. А другие могут быть и предпринимателем, и руководителем — они работают по-другому. И есть третьи — в нашем конгрессе они зарегистрированы только как предприниматели, и они тоже работают по-своему.
Хочу сказать: задача Всемирного конгресса татар — поддерживать всех. Мы должны помогать нашим татарам, где бы они ни жили и работали. Во-вторых, мы должны их объединять. Мы, татары, должны гордиться своей нацией, языком, религией, своим народом, своими делами, великими людьми — поэтому надо объединяться. В-третьих, мы должны быть благодарны. Благодарны тем, кто работает, не жалеет сил и времени ради благополучия своей нации. Помогать, объединять, быть благодарными — наш главный девиз.
«Сейчас нам надо создать стратегию развития татарского народа»
— Хотелось бы узнать о ваших планах дальнейшей работы в национальном совете «Милли шура». В какие регионы собираетесь и с какой целью?
— Я здесь сказал бы немного по-другому. Главная цель — поддержать наших соотечественников. В ходе своей деятельности я понимаю многие вещи. Во время встреч с руководителями, главами администраций, губернаторами я всегда испытываю чувство гордости за татарский народ. Где бы татары ни проживали, их знают как народ трудолюбивый и дружный, они умеют строить основанные на взаимопонимании отношения с местной властью и умеют жить, используя свои возможности.
Успех Татарстана — в стратегии. Поэтому сейчас нам надо построить стратегию и для развития татарского народа. Нам надо сесть вместе и определить — какими мы должны быть в 20-м году, в 25-м и 30-м годах. Это наше единство.
Для каждого татарина Татарстан — родная страна, земля предков, поэтому мы здесь остаемся примером, чтобы татары всегда могли испытывать гордость, вернувшись сюда. Мы должны показывать пример по сохранению нашего языка, архитектуры, религии, воспитанию наших детей, сохранению семей, национальной одежды. Нам самим в Татарстане важно быть бдительными, потому что зачастую едем куда-то и учим, а решение проблем у себя на месте оставляем на потом. Это неправильно. Большинство приезжает в Татарстан за опытом, примером, посмотреть возможности по инвестициям, берет пример в спорте, смотрит на деятельность министерств — по делам молодежи, здравоохранению, — везде мы являемся примером.
— Вы сказали о стратегии. Насколько я понимаю, она будет в разных отраслях. Все же интересует ваше личное мнение: в какой сфере татарской жизни нужна некоторая перестройка?
— Вы знаете, это один из самых сложных вопросов. Если говорить в масштабах всей России, то Россия очень большая. У себя дома, в Татарстане, одного рода менталитет, финансы, история, возможности. Но чем дальше мы от Татарстана, попадаем в другую ситуацию.
Если мы, входя в какое-либо место, пожелаем изменить его с ментальной стороны, во-первых, мы должны задать себе вопрос: а правильно ли мы делаем? Они чувствуют себя комфортно в своей ситуации. Однако мы должны им объяснить ценность сохранения татарского языка, своей нации, культурного наследия. Они должны сохранить это все и передавать от поколения к поколению, детям, внукам.
По стратегии нам надо дойти до каждого татарина и сказать: «Ты татарин, должен знать свой язык, религию, традиции, почитать могилы родителей». С этого начинается. Если мы сможем задеть эти струны и вместе работать, тогда есть надежда и дело состоится.
Работать в поставленных перед нами целях вместе с представителями конгресса в регионах — наша главная задача. Успешная реализация стратегии развития татарского народа будет заключаться в выполнении данных задач.
Нет комментариев-