Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

В зале – «Ак калфак», за сценой – трагедия: последнее падение Странника

В зале – «Ак калфак», за сценой – трагедия: последнее падение Странника
26 июля в Арске трагически погиб известный татарский драматург, актер, режиссер Гафур Каюмов. Всего 7 месяцев не дожил до 60-летия. Свои пьесы он писал под псевдонимом Мосафир (Странник). Жил так же – сохранял свободу духа, не привязывался, не умел приспосабливаться. Коллеги говорят: «Бежал от судьбы». Покорив высоты в татарском театральном мире, выгорел творчески, и, словно к последнему приюту, вернулся в родные края, в Арск. Корреспондент «Татар-информа» проследила за творческой жизнью, театральной карьерой и человеческой судьбой Гафура Каюмова.

В тот день в Арском народном театре ждали гостей из Казани – в городе проходило выездное заседание общественной организации татарских женщин «Ак калфак». Женщины из зарубежных стран, регионов РФ и районов Татарстана в Арске знакомились с традициями и обычаями татар. Для гостей была подготовлена культурная программа. Как рассказал «Т-и» начальник Управления культуры города Рамиль Мухутдинов, Арский народный театр представил два спектакля, вернее, отрывки из них – «Балакайларым» («Дети мои») по произведению Ангама Атнабаева и отрывок из спектакля по пьесе Ильгиза Зайниева «Бабайлар чуагы» («Запоздалое лето»).

Гафур Каюмов в тот вечер находился в театре, помогал в подготовке вечерней программы. В этот же вечер он трагически погиб, случайно упав с лестницы на металлическую конструкцию. Была проведена срочная операция, но жизнь известного драматурга и режиссера спасти не удалось. Даже после тяжелой травмы он оставался в сознании. Но его сердце не выдержало операции, он скончался в реанимации.

Творческий путь Гафура Каюмова нельзя назвать ровным и гладким. Он поднялся быстро и ярко, так же неожиданно он ушел с профессиональной сцены. Исчез, оставив после себя глубокий след в татарском театральном мире. Он жил театром, всю жизнь посвятил театру – оказалось, и смерть ему было суждено встретить здесь. Из этого мира он ушел, находясь на сцене.

Биография творческого деятеля говорит о жизни, насыщенной событиями. Путь был извилистым – он назначался на престижные должности в театре, но в своих взглядах и философии оставался странником. В последние годы никто не знал, где он проживает. Говорят, в одно время он обитал в Союзе писателей РТ.

Арск: в зале – «Белый калфак», за сценой – трагедия

Он был очень обаятельным, деликатным, покладистым. Положительных качеств не перечислить. Был теплым человеком, притягивал к себе, вспоминает актриса Арского народного театра Резеда Гарифуллина.

«И любил он нас, актеров театра, каждого по отдельности, видел наши особенности. Умел вдохновлять – говорил, что мы артисты, достойные Камаловской сцены. Всегда горел идеями, мечтал сделать многое. Мы с ним успели выпустить всего один спектакль – «Балакайларым» по пьесе Ангама Атнабаева, к 100-летию писателя. Спектакль делали с большой любовью. В тот вечер мы играли сокращенный вариант спектакля, так как это было время отпусков, многие артисты не смогли участвовать. Гафур эфенде очень хотел выпустить этот спектакль, он обрадовался даже сокращенному варианту. В этот день ходил весь окрыленный. В театре мы собрались после семи часов вечера. Когда я пришла, он уже был на сцене, встретил меня с улыбкой: «О, Резеда ханум пришла!»

На момент трагедии мы были заняты подготовкой к спектаклю. Все актеры находились на сцене. В это время он решил по приставной лестнице подняться в комнату с декорациями. Возможно, у него сердце схватило, ведь сердце у него тоже было больное – он упал с лестницы на металлическую конструкцию. «Скорая» приехала очень быстро. Была оказана первая помощь. Даже с такой серьезной травмой он еще был в сознании. Когда уносили на носилках, пытался что-то сказать. Мы стали играть спектакль, постоянно узнавали, что с ним. Нам все время отвечали: «Пока идет операция». Во время спектакля мысленно молились, чтобы Всевышний сохранил ему жизнь. Уже дома пришло сообщение по Ватсапу. «О Аллах, пусть это будет хорошая новость!» - но нет. Его жизнь спасти не удалось».

Он очень любил Арск, ведь наш город сейчас такой красивый. За день до трагедии выслала фотографии моих цветов в саду, в ответ он написал, что у меня красивый сад. Попросил поделиться луковицами моих цветов. Время было позднее, муж поинтересовался, с кем я переписываюсь, я сказала: «Вот, с Гафур эфенде сажаем цветы». Сердце сжимается от боли – ведь только вчера с ним говорили!»

В жизни Гафура Каюмова был случай падения со сцены

Некоторые СМИ написали – «умер, упав в оркестровую яму». Конечно, он не падал в оркестровую яму. Но в жизни Гафура Каюмова был похожий случай. В оркестровую яму выпал актер Хурмат Файзуллин, занятый в его постановке «Сагынырсын, мин булмам». Точно так же, была опасность пораниться торчащими металлическими конструкциями. Но в тот раз все обошлось.

Гафур Каюмов – один из самых талантливых драматургов

Я считаю Гафура Каюмова самым талантливым среди драматургов своего возраста. Его произведение “Җыен” (другое название “Мирас” – («Наследие»)) шло на сцене академического театра.

Литературовед Альфат Закирзянов рассказывает, что Гафур Каюмов пришел в татарскую драматургию в конце 80-х.

«Они пришли целым поколением: Фанавиль Галиев, Зульфат Хаким, Мансур Гилязов, Данил Салихов, Хабир Ибрагим. В своем произведении “Упкын өстендә уен” («Игра над пропастью») Гафур Каюмов показал, как в пору смены духовных и материальных ценностей конфликт отцов и детей может перерасти в физическое насилие. В пьесе «Ыру» он задумывается об общечеловеческих ценностях на исторической плоскости. Считаю, что это произведение заняло свое место в татарской драматургии. Пьес у него было немного, но он высказался также и как режиссер. Он предложил татарскому театральному миру идею Камерного театра, и уже это говорит о нем как о человеке, способном создавать что-то новое и актуальное.

Но, к сожалению, идея Камерного театра, поднимающего философские проблемы, не была поддержана татарами, она не нашла достойного отклика. В то же время Гафур Каюмов, в период работы в Альметьевском театре, представил работы, получившие признание общественности. Я знаю Гафура Каюмова как человека открытого, отзывчивого, который считал татарскую культуру важной частью своего существования».

В фильме Рамиля Тухватуллина «Зулейха» Гафур Каюмов сыграл одну из главных ролей – мужа главной героини Салимджана. Этой ролью он навсегда вошел в историю татарского кино.


Альметьевский период: триумфальный старт и… "провальные" спектакли

Из книги, посвященной истории Альметьевска: 

«22 февраля 2005 года Гафур Каюмов назначается главным режиссером в Альметьевский театр. В тот же день директором театра становится Фарида Исмагилова. И вот, наконец, первые премьеры. Грустная комедия по произведению Н. Птушкиной «Бары бер генэ» и мелодрама Данила Салихова «Парлы ялгызлар». Эти постановки – результат неутомимого, кропотливого труда, не только главного режиссера, но и всего театрального коллектива. Спектакли, выпущенные за считанные дни до закрытия юбилейного 60-го сезона, стали большим подарком зрителю.

Как известно, заветная мечта Гафура Каюмова – построить камерный театр психологического-философского плана. Но в этой постановке ощущается некоторая измена режиссера самому себе. В этот раз он решил обратиться к жанру балагана, который больше основывается на зрелищности. Как известно, данный жанр очень отличается от психологических произведений, в нем преобладают буффонада, гротеск.

После 6 лет перерыва, наконец, устраивает большие гастроли в Казань. С 6 по 12 апреля 2006 года на сценах Камаловского и Тинчуринского театров были показаны 8 спектаклей. Гастроли, посвященные 100-летию татарского театра, привлекли большое внимание столичного зрителя и театральных деятелей…».

Один из этих восьми спектаклей был драмой, один – мелодрамой, шесть – в жанре комедии. Гастроли открылись комедией Мансура Гилязова.

Наиля Назипова: «Гафур в театре работал много, спектакли были интересные, необычные. Говорил о своем Камерном театре. Я не часто была занята в его спектаклях, но обиды никакой нет. Так как мы оба из Камаловского театра, вроде меня считал своим. Но актеры есть разные. Кто-то до конца принять его не смог. Артист работает, если есть роль, а если роли нет… Кажется, и Фарида Басыровна его принимала как близкого по духу человека, поддерживала его. В то же время Гафур был с характером. Ему надо все – или ничего. Идей было очень много. Мечтал о камерном театре, говорил о Казани. Но, кажется, он так и не смог до конца здесь освоиться.

Когда Гафур по собственной пьесе поставил спектакль «Аерылабыз ахрысы» («Расстаемся»), посмотреть его в Альметьевск приехал Шамиль Зиннурович (Шамиль Закиров, директор ТГАТ им. Г.Камала 1985-2012 гг. – Ред.). Очень сильно хвалил. Привезли с спектакль в Казань – провал. Наверное, в нем были какие-то новшества, он не был обычным. Зрители до сих пор с любовью вспоминают «Туй кулмэге» («Свадебное платье»). Я в нем тоже сыграла роль. Он старался. Пусть Всевышний примет его душу в рай. Очень трагическая смерть».

«Для Гафура были только два великих человека: режиссер Гафур Каюмов и драматург Мосафир»

Народный артист Татарстана Рафик Тагиров: «Очень сильно любил искусство, был неординарным человеком, особенным, амбициозным. С моей Анисой они иногда спорили. Аниса как-то сказала: «Для Гафура есть всего два великих человека – драматург Мосафир и режиссер Гафур Каюмов». Драматург Мосафир это он сам – это его псевдоним. То есть, пришел с небес.

Мы с ним выпустили пьесу «Сагынырсын эле син дэ бер» («Ты тоже еще соскучишься»). Автор пьесы - он сам. Очень глубокое было произведение. Я там играл художника Карима. Он, наверное, писал свою судьбу. Он ведь тоже человек искусства, а жена в торговле работала. У него тоже были проблемы развода, ребенка. К нам пришел, поработал около года, но общего языка с коллективом не нашел. К 1000-летию Казани выпустил одно очень красивое произведение Мансура Гилязова. Сделал как фантасмагорическую, эксцентричную вещь. Зритель не принял, и большинству артистов не понравилось. Вроде по фестивалям ездил. Некоторые критики очень полюбили. Нам же показалось, что спектакль с суперфальшью. И последнее его произведение получилось примерно таким же. Он пытался сделать грандиозный спектакль из двух пьес – «Первого театра» и «Артиста». Критики его просто «уничтожили». Он не умел приспосабливаться к власти. Старался ставить написанные им самим вещи. Со стороны религии была своя философия. С давних пор он то ли вегетарианец, то ли веган. Ел балиш, а мясо выбирал и убирал в сторону. Говорили ему, все равно животный жир впитался в картошку. Это все мне казалось странным. У него были какой-то космической высоты философия, существование.

Умел говорить свое мнение, не умел быть гибким, кажется, не умел хитрить. Гафур сыграл очень большую роль в этапе развития моего творчества».

Гафур Каюмов проработал в Альметьевском театре недолго, примерно один-два года, отметили артисты. Насколько нам известно, он так и не нашел общего языка с коллективом, и несколько актеров попросили руководство освободить режиссера от должности. Где был и чем занимался он после Альметьевского периода – сведений об этом практически нет.

Казань. Работа и проживание в Союзе писателей РТ

Руководивший Союзом писателей Татарстана в 2012-2016 годах Рафис Курбан: «Когда он приехал в Казань, я позвал его работать в Союз писателей. Сначала комендантом в здание, но он мне был и помощником, и заместителем. Когда открылся Тукаевский клуб, назначил его заведующим. Квартира его была занята дочерью, ему жить было негде. Поселил его в одной из комнат в здании Союза писателей. В этой комнате он прожил три года.

У него ведь и семейная жизнь не совсем удалась, с женой давно в разводе. Он был женат на двоюродной сестре Данила Салахова. Есть дочь Лейсан, она тоже актриса. Отец ее звал на мероприятия в Тукаевском клубе. Квартиру оставил дочери. Сам построил себе дом в родной деревне.

Когда я ушел (с поста председателя Союза писателей РТ – Ред.), Данил Салихов его уволил. Гафур сказал, что будет работать в народном театре, и уехал в Арск».

2012 год. Гафур Каюмов – комендант здания Союза писателей. В эти же годы он жил в Союзе писателей.

Арск. Работа в народном театре и жизнь в деревне

Руководитель отдела культуры Арска Рамиль Мухутдинов: «Мы даже не знали, где он живет. Звонишь – он в Казани, другой раз звонишь – он в своей деревне. Иногда и не дозвонишься – «недоступен».

Мечтал сделать Арский народный театр государственным театром

В 2018 году Арский театр отмечает свой 65-летний юбилей. В 1986 году на основе этого театра открывается народный театр под названием «Жидегэн чишмэ». Его организовали журналисты Гульсина Закиева и Ильфат Файзрахманов. Первым спектаклем на сцене обновленного театра стал «Балакайларым» по пьесе башкирского драматурга Ангама Атнабаева. В честь юбилея народного театра Гафур Каюмов возобновил эту постановку.

Артистка Арского народного театра, журналист районной газеты Гульсина Закиева пишет, как они мечтали о государственном театре в Арске. «Гафур тоже верил. «Будем работать, получим это звание», говорил он», - пишет журналистка.

«От судьбы не уйдешь»

«Он был человеком свободным. Бежал от своей судьбы. Но оказалось, от судьбы просто так не спрячешься», - говорит писатель Ркаиль Зайдулла, приехавший в Арск провожать Гафура Каюмова в последний путь.

Может быть Ркаиль и прав. Но, возможно, Странник не бежал ни от чего, а в Арск его привела заветная мечта о Камерном театре. Никто этого не знает. Верно только то, что он не свалился в яму – он упал, взбираясь вверх.

«Его дом в деревне напоминает театральную студию»

Журналист Ильфат Файзрахманов: «У творческих людей счастья через край не бывает. Обычный тракторист, имей он пол-литра, может быть счастливее. Творческий человек горит, страдает, томится. Гафур был таким. Мы вместе работали в телевидении, в Альметьевском театре он поставил одно мое произведение. Спектакль шел с большим успехом. У него не было ни единого недостатка. Безумно жаль, что его жизнь так оборвалась. У него всегда было свое мнение, начальству прислуживаться не умел и подхалимничать тоже. Неумение угождать повлияло на его карьеру. С дураками и невеждами не мог мириться.

В последние годы он строил себе дом в родной деревне. Он получился очень красивым, прямо как театральная студия. Звал меня в гости – я тоже в Арском районе живу в своем доме. Теперь так жалею, что не поехал – знал бы, что так все случится, пешком отправился бы к нему…».


Фото Ильфата Файзрахманова

Гафур Шакурович Каюмов родился 2 марта 1959 года в селе Новая Сарда Арского района. В 1983 году окончил Казанское театральное училище и до 1990 года работал в Республиканском передвижном театре (сейчас театр имени К.Тинчурина). С сентября 1990 года до 1997 года – артист Татарского академического театра. В 1997-2000 годах работает в Министерстве культуры – специалистом по государственным театрам. В 2000-2004 годах работал на телевидении, готовил передачи о театре. С 2004 года - главный режиссер Альметьевского театра. В последние годы Гафур Каюмов отвечал за музыкальную часть в Арском народном театре. Сотрудничал с самодеятельным театром педагогического колледжа.

Спектакли по пьесам Гафура Каюмова были поставлены на сценах театров Татарстана и Башкортостана. Трагифарс «Мирас» (ТГАТ им. Г.Камала, 1990 год), драма «Язмышлар ярында» (театр им. К.Тинчурина, 1991 год). Последняя в разные годы шла также в Нижнекамском молодежном театре, театре «Нур» в Уфе, Альметьевском драматическом театре. В Татарском академическом театре с особым успехом шла его музыкальная комедия «Индианка» (1992 год). В 90-е годы эта пьеса была поставлена также Челнинским татарским драматическим театром, Уфимским башкирским молодежным театром, а также Туймазинским татарским театром.

Сказка для детей «Сарык Арыслан» («Овца Лев»), оптимистическая трагедия о фантазийном древнем мире «Ыру» («Род»), музыкальная сатира «Кабан куле серлэре» («Тайны озера Кабан») и другие пьесы привлекают режиссеров богатством эмоций и мысли, стремлением решать жизненные ситуации в философском ключе.

Как уже здесь было отмечено, Гафур Каюмов разведен с женой. 

Дочь Лейсан Каюмова – актриса Атнинского народного театра. Живет в Атне.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев