Гостиница Lido расположена в зеленой зоне Уфы, в окружении соснового леса на высоком обрыве над рекой Белой. При этом здесь хорошая транспортная доступность – буквально рядом находится одна из главных транспортных магистралей города, улица Менделеева, и жилые кварталы. Но шум города сюда не доходит. Прямо возле гостиницы – горнолыжные трассы «Олимпик парка» и комплекса «Ак йорт». Это – одно из излюбленных мест активного отдыха горожан.
Сам отель, построенный в 2013 году, выполнен в оригинальном «альпийском» стиле. Некоторые сравнивают его со знаменитым баварским дворцом Нойшванштайн. Действительно, и в облике, и в расположении здания есть что-то от романтичного немецкого замка.
Зимнее обострение
Конфликт вокруг уфимского «замка» вступил в острую фазу в середине декабря. Тогда в лесу возле гостиницы появилась тяжелая техника в сопровождении судебных приставов. Служители закона были непреклонны: у них есть решение суда, которое давно не исполнялось. И теперь красивое здание будут сносить принудительно.
«В течение 2019-2021 года должник девять раз, а также руководитель должника трижды были привлечены к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, директор неоднократно предупреждался об уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда. Несмотря на то, что здание было признано самовольной постройкой и, согласно решению суда, возведенной с нарушением требований безопасности, должник продолжал осуществлять деятельность и использовать здание гостиницы», - сообщили в управлении ФССП по Республике Башкортостан.
Кадры того, как экскаваторы безжалостно крушили стены Lido, быстро облетели соцсети и вызвали широкий общественный резонанс. За здание вступились и рядовые уфимцы, и известные бизнесмены и блогеры. Они призывали прекратить снос знакового объекта, места притяжения туристов, и сесть за стол переговоров.
Кто на кого напал
16 декабря к уже изрядно пострадавшему зданию приехал владелец гостиницы и всего «Олимпик парка» бизнесмен Ильдар Хуснутдинов вместе с супругой Маликой и юристом компании Петром Низаметдиновым. О том, что произошло на площадке дальше, приставы и представители Хуснутдинова рассказывают диаметрально противоположные версии.
Известно, что в тот день Хуснутдинов был задержан якобы за препятствование законным действиям судебных приставов. На него надели наручники и увели. По словам его супруги, приставы сами спровоцировали конфликт, напав на нее.
«Мой муж парковал машину. Я встретила знакомую, шла в сторону кафе «108 чайников», случайно задела забор и даже не обратила на это внимание. Тут слышу, как один из приставов говорит: «Так вот она, иди лови». Он как козел перепрыгнул через ограждение, чтобы меня поймать. Потом он мне сделал подножку, и я упала. Знакомая закричала: «Что вы делаете?» Второй пристав ее отодвигает, третий хватает меня со спины. Я закричала: «Отпустите, отпустите!» Муж увидел все это и, конечно, он за меня заступился. А они начали его бить, на землю повалили, газовый баллончик распылили в лицо», - рассказала Малика Хуснутдинова изданию «Пруфы».
Похожую версию выдвигает юрист Петр Низаметдинов. По его словам, приставы сами набросились на Ильдара Хуснутдинова и его жену.
«Они [приставы] толкнули ее или даже подножку поставили, а Хуснутдинов за нее вступился. На него надели наручники, составили протокол за воспрепятствование законной деятельности и отпустили. Это происходило за пределами зоны оцепления», - сообщил Низаметдинов изданию «РБК Уфа».
Между тем в республиканском управлении ФССП утверждают, что предприниматель с супругой пытались помешать технике сносить гостиницу.
«Все попытки воспрепятствования работе судебных приставов будут пресекаться. Все заявления учредителя и нового руководителя должника, что объект мог быть сохранен и предложен взыскателю – администрации города Уфа по выкупной цене, не имеют под собой основы», - заявили в ведомстве.
Корни конфликта
Спор вокруг гостиницы Lido уходит корнями в 2016 год. Тогда администрация Уфы вдруг выяснила, что здание якобы построено с нарушениями – часть его выходит за пределы арендованного участка. Мэрия подала в суд и выиграла дело – объект постановили снести как возведенный незаконно.
В августе 2019 года исполнительный лист поступил в службу судебных приставов. Сначала они предложили владельцу здания снести его добровольно и за свой счет. Ильдар Хуснутдинов, естественно, отказался, надеясь, что здравый смысл возобладает, и он сможет найти решение проблем с властями. Но приставы не сдавались. И в 2021 году на Хуснутдинова завели уголовное дело за неисполнение решения суда.
«В связи с длительным неисполнением вступившего в законную силу решения суда в марте 2021 года было возбуждено уголовное дело по статье 315 УК РФ, в ходе дознания предъявлено обвинение директору организации, уголовное дело с обвинительным актом направлено в суд», - сообщили в управлении ФССП.
В августе 2021 года управление Федеральной налоговой службы по Башкортостану инициировало иск о банкротстве ООО «Олимпик парк» Ильдара Хуснутдинова. Сейчас дело находится на рассмотрении в Арбитражном суде Башкирии.
Тем временем судебные приставы, не дождавшись добровольного исполнения решения суда, стали действовать самостоятельно. Вот тогда тяжелая техника и появилась у гостиницы Lido.
Дошло до самого верха
В связи с общественным резонансом, который вызвали события вокруг «Олимпик парка», в ситуацию пришлось вмешаться первым лицам. Мэр Уфы Сергей Греков 17 декабря проводил большую пресс-конференцию, где ему ожидаемо задали вопрос по ситуации с Lido. Глава администрации уклончиво ответил, что он бы хотел, чтобы здание было сохранено, но муниципальные власти мало что могут поделать.
«Я сам бывший предприниматель и глубоко переживал всю ситуацию, которая возникла. Мы приглашали на встречи собственника здания, конечно, искали пути решения, чтобы сохранить здание, в то же время, понимая, что есть определенные ограничения, которые повлекло решение суда. Когда мы предложили собственнику наш вариант решения, он его не воспринял всерьез, и мы в результате видим ситуацию такой, какая она есть», - сказал тогда Греков.
Позже сам Ильдар Хуснутдинов заявит, что мэр Уфы лукавит и никаких предложений со стороны администрации ему не поступало. Более того, по словам предпринимателя, Греков не отвечает на его звонки.
20 декабря специальное совещание, посвященное ситуации вокруг Lido, состоялось уже на площадке Госсобрания – Курултая Башкирии. В нем приняли участие депутаты, представители Федеральной службы судебных приставов, федеральный инспектор по Республике Башкортостан Николай Разбежкин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ Флюр Асадуллин, представители Минземимущества РБ и городской администрации. Пригласили и Ильдара Хуснутдинова.
Представитель мэрии Виль Сафин на встрече заявил, что городские власти еще в 2020 году направляли в службу судебных приставов заявление о приостановке исполнения решения суда о сносе гостиницы.
«В удовлетворении требования было отказано», - сообщил Сафин.
По итогам совещания администрации города предложили создать рабочую группу, которая должна выработать «юридически обоснованные меры по разрешению сложившейся ситуации».
Но сразу после этой встречи на территории «Олимпик парка» вновь появилась тяжелая техника и снос продолжился. К вечеру вторника 21 декабря одно крыло здания было полностью разрушено.
Обращение к Бастрыкину
В тот же вечер Ильдар Хуснутдинов опубликовал в соцсетях видеообращение к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину. Предприниматель попросил главу ведомства вмешаться в ситуацию со сносом объекта и, как он выразился, уничтожением его бизнеса.
«С 2001 года я веду бизнес на горнолыжном склоне. Сегодня я реализовал спортивный комплекс «Олимпик парк», состоящий из нескольких социально-культурных объектов, центром которого является детская спортивная школа олимпийского резерва. Как и любой бизнес, мой выстраивался в рамках законодательного регулирования, в том числе в сфере земельно-имущественных отношений. Содержанием этих отношений были не только юридические нормы, но и правила делового оборота и устные договоренности с представителями органов власти – не по моей инициативе. Обстоятельства складывались так, что один из объектов, который сегодня уничтожен по решению суда, а именно гостиница на 52 места, может являться поводом и причиной разрушения всего комплекса, а значит, и моего бизнеса, который строился для поддержки детско-юношеского спорта», - сказал Хуснутдинов.
И обращение не осталось незамеченным. Уже через несколько часов пресс-служба Следственного комитета РФ опубликовала сообщение о том, что Александр Бастрыкин поручил разобраться в доводах предпринимателя.
«Председатель Следственного комитета России Александр Иванович Бастрыкин поручил руководителю СУ СК России по Республике Башкортостан Денису Чернятьеву доложить о ситуации, а также проверить изложенные в обращении доводы», - говорится в сообщении ведомства.
Сигнал бизнесу
Вся эта история с поспешным сносом гостиницы на глазах у всего города не могла не сказаться на общественных настроениях. Бизнес-омбудсмен Башкирии Флюр Асадуллин возложил ответственность за происходящее на мэрию Уфы. По его словам, городские власти могли спасти объект, но не стали этого делать.
«Приставы все делают по закону, их можно понять. У них есть исполнительный лист, они ему следуют. Муниципалитет может заключить с предпринимателем мировое соглашение и отказаться от взыскания, они готовы это сделать и даже пытались, направляли судебным приставам заявление об отзыве исполнительного листа. Но делать это надо через суд, что долго и сложно, а времени совсем нет. Вся эта проблема так или иначе в зоне ответственности администрации города Уфы. Они просили построить эту гостиницу срочно, допустили такое строительство, долго тянули с решениями. Итог налицо», - сказал Асадуллин.
Уфимский журналист Руслан Рахимов считает, что противостояние вокруг Lido еще аукнется городским властям, ведь мэрия таким образом вольно или невольно подала негативный сигнал бизнесу. Предприниматели теперь будут куда осторожнее решать – инвестировать в город или нет.
«По поводу сноса «Олимпик парка». Эдакий месседж властей уфимскому бизнесу: “Не доверяйте нам. Когда надо – мы вас попросим. А когда не надо – бросим”… Когда я вижу сытых, довольных собой, с наглой улыбкой мордоворотов, кладущих лицом в снег предпринимателя, человека, который развивает бизнес в Уфе, создает рабочие места, платит зарплаты и налоги, строит кафе, мне становится плохо. Неужели никто у руля этого не понимает? Какой сигнал подается инвестору?», - говорит Рахимов.
Примечательно, что конфликт с Lido по времени примерно совпал с двумя другими похожими событиями в Уфе. В конце октября – начале ноября на проспекте Октября снесли легендарное здание родом из нулевых – «А-кафе». Этот объект, тоже построенный в несколько эклектичной манере, имел непростую судьбу. В 2013 году там случился пожар. А вскоре его владелец бизнесмен Владимир Глухов был арестован, но до суда не дожил – в 2014 году он умер от рака.
И буквально в те же дни, когда сносили Lido, администрация Уфы подала иск к предпринимателю Виктору Искалину, перевозчику, который обслуживал несколько городских автобусных маршрутов. По мнению самого бизнесмена, власти города намерены устранить его с рынка, предъявляя заведомо невыполнимые требования. С историей Хуснутдинова его роднит то, что Искалин тоже обратился к Александру Бастрыкину и тоже был услышан – глава Следственного комитета поручил разобраться в конфликте мэрии с перевозчиком.
Судя по всему, скандальный снос гостиницы Lido будет доведен до конца. Проблема в том, что эта история также может означать конец свободного предпринимательства в столице Башкирии. После такого Уфа еще долго будет восприниматься малым бизнесом как место, в котором дела нужны вести с большой осторожностью или не вести вовсе.
Наиль Байназаров