После двухлетнего курса обучения в Болгарской исламской академии по программе докторантуры свои работы представили преподаватель вероучения и толкования Корана Казанского исламского университета Рашид Сибгатулин, преподаватель шариатских наук Дагестанского исламского университета Амир Мевлютов и директор Центра подготовки хафизов Корана при КИУ Рустем Фаизов.
Соискатели прошли процедуру обсуждения диссертаций, предварительной защиты на заседании диссертационного совета и вышли на защиту работ.
«Это первая защита докторских диссертаций по исламским наукам в современной России. Большая часть из работ посвящена возрождению отечественного богословия, как татарского, так и того наследия, которое имеется на Северном Кавказе», — сказал ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов.
В диссертационный совет БИА вошли 19 человек. Председателем диссовета академии стал доктор Исмаил Болбол, в прошлом более 10 лет возглавлявший филиал Университета Аль-Азгар в Палестине, заместителем председателя – кандидат исторических наук, проректор по научной деятельности Рамиль Адыгамов, а учёным секретарем – кандидат исторических наук Дамир Шагавиев. Двое ученых –Абдульраззак Аль-Саади из Иордании и Ибрахим Мурейхи из Бахрейна принимали участие в защите работ дистанционно, с помощью видеосвязи.
Основная часть представителей совета общалась исключительно на арабском языке. Также на арабском защищали работы Рашид Сибгатулин и Амир Мевлютов, Рустем Фаизов представил диссертацию на русском.
Татарский богослов Аль-Курсави и манускрипт из Стамбула
Первым защищался Рашид Сибгатулин с диссертацией «Книга комментирования „Аль-Акыда Ан-Насафийа“, принадлежавшая Абу-Насру Абд Ан-Насыру Ибн Ибрагиму Ибн Ярмухаммаду Ибн Иштираку Аль-Булгари Аль-Казани Аль-Курсави 1776-1812 годов: Исследование и научное редактирование». Аль-Курсави был татарским мыслителем и богословом начала 19 века. Работа докторанта относится к теме «Исламское вероучение».
«Моя работа связана с научной редакцией рукописи татарского богослова Аль-Курсави и редакцией его рукописи, которую я попытался ввести в широкий оборот, чтобы ее могли изучать, читать и делать выводы»,— поделился преподаватель вероучения и толкования тафсира КИУ Рашид Сибгатулин.
Важность работы, по словам докторанта, обусловлена повышенным в данный момент интересом к татарской богословской мысли, деятельности татарских интеллектуалов прошлого и критическому осмыслению их трудов в связи с ростом национального самосознания татарского народа.
«Результаты исследования могут быть использованы духовными служителями, учеными-исламоведами, преподавателями духовных учебных заведений, журналистами, которые освещают вопросы ислама, а также при изучении истории татарской богословской мысли», – говорится в автореферате Сибгатулина.
Сибгатулин в своей работе на 180 страницах сравнил две рукописи, посвященные Аль-Курсави, – одну из библиотеки академии наук Уфы, а вторым стал манускрипт из библиотеки «Сулеймания» в Стамбуле. По словам исследователя, он нашел дополнительные материалы, которых не было в трудах ученых Михаэля Кемпера и Гульнары Идиятуллиной, исследовавших труды татарского богослова.
«В дальнейшем я планирую написать книгу по моим исследованиям, заниматься рукописями татарстанских богословов и надеюсь в будущем стать сотрудником Болгарской исламской академии», — рассказал преподаватель.
Рукопись ученого из Египта и манускрипт имама Шамиля из США
Вторым защитил докторскую диссертацию Амир Мевлютов. Его работа была посвящена исламскому праву на основе исследования рукописи ученого Аль-Бакри, который жил в 10 веке по Хиджре в Египте.
Актуальность темы докторанта из Дагестана заключается в том, что труд Абуль Хасана Аль-Бакри является субкомментарием (комментарием к комментарию) к книге «Канз ар-Рагибин», которая является комментарием к книге имама Ан-Навави «Путь ищущих и опора муфтиев». «Канз ар-Рагибин» считается одним из источников шариатских решений шафиитских богословов, им также руководствуются в обучении шафиитскому мазхабу (правовой школы) преподаватели в исламских учебных заведений. Особой популярностью книга пользуется на Кавказе, где чтение и разбор ее считаются признаком глубокого познания и высокого уровня ученого.
«Я взял за основу своего исследования три рукописи, одна из которых принадлежала имаму Шамилю и сейчас находится в библиотеке Принстонского университета США», — подчеркнул завкафедрой шариатского права Дагестанского исламского университета Амир Мевлютов.
К слову, Имам Шамиль был предводителем кавказских горцев и в 1834 году признан имамом государства Северо-Кавказский имамат, в котором он объединил горцев Западного Дагестана и Чечни.
Второй манускрипт хранится в частной библиотеке села Цулда в Дагестане – родовом для Шамиля, а третий в сирийской захиритской библиотеке.
Практическая значимость работы преподавателя из Дагестана заключается в том, что результаты его исследования могут быть использованы в качестве пособия для шафиитской правовой школы, при разработке учебных пособий и лекционных курсов для студентов исламских вузов и дальнейшего изучения наследия Аль-Бакри.
После защиты доктор наук продолжит работу преподавателем в Дагестане и будет ждать дальнейших указаний от руководства Болгарской исламской академии.
«Впервые исследуется жизненный и творческий путь египетского ученого Аль-Бакри; комментируется его труд «Наставление анализирующего пояснение исследователя»; анализируется метод, которым он пользовался при комментировании трудов богословов шафиитской школы; проведен анализ данного источника, который позволил выявить особенности богословских взглядов и предпочтений автора», – указано в автореферате к диссертации.
Адаптация священной книги ислама для современного татарского читателя
Рустем Фаизов выбрал для своей докторской диссертации анализ толкований сур богослова Шайхульислама Хамиди, который жил на рубеже 19-20-х веков и внес вклад в развитие богословской мысли. Его труды также способствовали религиозному просвещению мусульман Волго-Уральского региона.
«Богословский анализ тафсира «Совершенство в толковании Корана» (автор Шайхульислам Хамиди – Ред.) позволит выявить его особенности в контексте общемусульманской традиции толкования Корана и облегчит работу по его адаптации для современного татарского читателя и перевода на русский язык. Материалы диссертации могут использоваться для подготовки спецкурсов по проблеме религиоведения, истории татарской богословской мысли», – отмечено в автореферате докторанта.
В комментарии к Корану (тафсире), который изучал Фаизов, содержаться устои ханафитского мазхаба (правовой школы в суннитском исламе), который является традиционным в Татарстане. Докторант исследовал национальный архив РТ, работы современных ученых, которые касались тафсира Хамиди, его личности и в том числе журнал Баруди «Дин ва эдеп».
Татарское богословское наследие изучено недостаточно и, в частности, толкования Корана. Нами было изучено, насколько тафсир можно внедрить среди населения России и понять, как он повлиял на развитие мусульманской мысли», — сказал директор Центра подготовки хафизов Корана при КИУ Рустем Фаизов.
Десять будущих докторантов
Защита докторских диссертаций, по мнению ректора Болгарской исламской академии демонстрирует, что отечественная богословская мысль начинает возрождаться и развиваться.
«Я надеюсь, что те работы, которые будут защищены сегодня и завтра, своим высоким уровнем позволят их авторам преподавать по всему миру», — подытожил ректор академии.
Помимо шести докторантов 2017 года, которые защитили свои диссертации в БИА, есть 10 человек, которые поступили в докторантуру в 2018 году.
Нет комментариев-