«О, кажется, кого-то реанимировали. Раз десятый уже за сегодня, нормально», – замечает студент Института фундаментальной медицины и биологии КФУ с фотоаппаратом в руках и отправляется в «реанимационную».
Характерные звуки от оборудования, которое контролирует показатели жизнедеятельности человека, раздаются на все помещение, а это значит, что чье-то сердце снова бьется. В это время очередная команда студентов-медиков проводит интубацию трахеи и отравляется к «пациенту» с отравлением.
Полосу препятствий из нескольких непредвиденных медицинских случаев организовало Правительство Татарстана, Минздрав РТ и руководство вузов на базе Центра симуляционного и имитационного обучения ИФМИБ КФУ 12 и 13 октября. Суть соревнований, которые получили название «медотлон», заключается в выявлении лучшей в оказании первой помощи студенческой команды.
«Казань готовится к мировому чемпионату по Worldskils. У нас созданы лучшие условия для симуляционных технологий. У нас есть центры, которые могут конкурировать с лучшими европейскими учреждениями. Мы решили запустить соревнования, которые будут называться медотлон. Сначала попробовали провести внутри вуза, чтобы посмотреть на результат, а после вывели на всероссийский уровень. Технологии нам позволяют проводить подобные вещи. Почему бы и нет?» – отметил Министр здравоохранения РТ Адель Вафин.
Мероприятие приурочили к Всероссийской конференции «Оказание скорой и неотложной медицинской помощи на современном этапе. Достижения и перспективы», которая проходила в столице Татарстана.
Чтобы было интереснее и продуктивнее организаторы разделили желающих состязаться на две группы: будущие медики и студенты других вузов. На необычные соревнования студенты приехали со всей России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Волгограда, Ульяновска, Ижевска, Ярославля, Якутска, Екатеринбурга, Дагестана, Рязани, Нижнего Новгорода, Самары и Саранска.
«Медотлон» начался с жеребьевки: команды вытягивали листочек с номером и объявляли его залу. Когда последовательность определилась, стартовал конкурс-домашнее задание, студенты в любой доступной форме должны были представить себя и свой вуз. К примеру, команда из Мордовии отказалась от популярного способа презентации – видео-визитки – и спела частушки.
Далее команды ждала проверка на знание теории – тестирование. После этого этапа студенты перешли к практике. На этом этапе для справедливого соревнования будущим врачам и «не медикам» – так их именует жюри – подготовили разные задания.
Студенты-медикаи должны принять внебольничные роды, реанимировать новорожденного, провести интубацию трахеи и сердечно-легочную реанимацию, оказать первую медицинскую помощь при отравлении и при ДТП. Для студентов немедицинских направлений список заданий несколько отличается: нужно провести сердечно-легочную реанимацию, произвести временную остановку кровотечения с помощью медицинского жгута, изготовить импровизированную шину, зафиксировать конечность при травме голени и наложить повязку.
Требований к университетским командам было только два – в них должно быть не более трех человек, и один вуз представляет одна команда.
Для придания правдоподобности ситуаций к соревнованию привлекли активистов-актеров, которые изображали пострадавших.
«Я играю роль водителя, чья машина попала в аварию. И вот моей подруге понадобилась помощь. Это как в американских фильмах, когда что-то происходит и человек кричит: “Здесь есть врач?” И все такие: “Да, конечно”. Прибегает бригада и начинает спасать. А я бегаю, бросаюсь на врачей – в общем, изображаю шок и мешаю медикам», – рассказывает студентка ИФМИБ КФУ Анна Кудрявцева.
По словам членов жюри, команды проявляют себя по-разному. Если, например, с «родами» студенты справились отлично, то при проведении сердечно-легочной реанимации некоторые участники сплоховали – пациент «умер».
«Мы оцениваем по имеющимся у нас критериям правильность, скорость и качество выполняемых процедур. У студентов разный уровень, конечно. Есть те, которых мы отметили, но мы не знаем из какого вуза эти участники. То есть мы оцениваем их вслепую, у нас есть только номер команды и сами ребята. Есть команды, которые значительно превосходят другие. Те, кто готовились к соревнованиям, показали хороший результат, а те, кто отнеслись к мероприятию, как к забаве, соответственно, провалились», – рассказал профессор, заведующий кафедрой хирургии КФУ Сергей Зинченко
Все чрезвычайные ситуации разыгрывались в одном месте – в симуляционном центре КФУ. Это большое помещение, разделенное на несколько застекленных боксов. В каждом боксе определенное оборудование, аппаратура и инструменты. Последовательность полосы препятствий была такая: оказание поиощи пострадавшему в аварии, сердечно-легочная реанимация, роды, реанимация новорожденного, проведение интубации трахеи и помощь при отравлении. Волонтеры-актеры помогали не везде, где-то их заменял манекен-тренажер.
«Нам будет трудно изобразить остановку сердца. Я сначала должна была просто находиться в родильном отделении, а потом во время подготовки соревнований из меня сделали роженицу. Вот такие мы активисты – на все готовы. В итоге мне сейчас все показываю руками “класс”. Надо орать, имитировать схватки и проталкивать ребенка из тренажера специального. Все по-разному справляются», – поделилась волонтер Софья Колышкина.
К слову, на каждую ситуацию дается определенное время, например, на роды – 5-7 минут, на реанимацию – 3-5 минут, на помощь пострадавшему в ДТП – 10 минут.
«Время очень быстро прошло. Сложно себя оценивать, были сложности и ошибки. Наверное, на четверку с плюсом прошли. У нас примерно у всех одинаковые обязанности. Капитан у нас один, но руководили процессом на разных этапах мы по очереди. У нас на интубации была задержка, возникли сложности с резиновым манекеном», – делится на выходе с дистанции одна из команд.
После того, как все 16 команд медиков и 7 команд «не медиков» проходят полосу препятствия, жюри отправляется подсчитывать баллы. Казанские команды – КГМУ и КФУ в конкурсе не участвуют. Как отметили организаторы, принимающая сторона может участвовать в соревновании, но претендовать на какое-либо место – нет. По словам сотрудников вуза, казанские студенты занимаются в симуляционном центре постоянно и было бы не честно сражаться здесь с гостями.
Итак, лучшей среди студентов-медиков оказалась команда Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета. Второе и третье места достались Дагестанскому государственному медицинскому университету и Медицинскому университету Самары «Реавиз» соответственно.
Среди немедицинских команд места распределились так: первое заняла команда из Удмуртии, на втором – команда из Казани (здесь хозяевам разрешили участвовать, так как доступа к симуляционному центру КФУ у «не медиков» нет), а третье место досталось Ульяновску.
Соревнования решили сделать ежегодными, так что следующая своеобразная олимпиада по оказанию скорой помощи откроется в Казани уже следующей осенью.
Нет комментариев-