На входе в Вахитовский районный суд Казани сегодня было шумно – женщины в хиджабах и несколько мужчин пытались попасть вовнутрь. Приставы требовали посетителей предъявить документы и назвать зал, в который они идут. Однако о том, какой именно судья будет рассматривать ходатайство следователей об избрании мер пресечения задержанным, до последнего не было известно.
Многие из родственников задержанных избегали камер, несколько человек охотно общались с журналистами.
«Он всегда был примерным мужем, примерным мусульманином. Я все видела, но я не видела, чтобы какие-то документы изымали или что-нибудь еще. Ничего такого не было», – поделилась супруга одного из задержанных.
Родственники отказывались признавать, что их родные могут быть причастны к тяжкому преступлению, наказание за которое – до 20 лет лишения свободы.
«Он мусульманин, никогда за ним ничего не замечал незаконного. Он такого не мог совершить. Я не знаю, почему их задержали – показатели поднимают или что еще, но мой племянник точно ничего такого не совершал», – поделился Рафаэль, дядя одного из задержанных.
Уголовное дело возбуждено 12 октября по статье «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации» в отношении семи жителей Альметьевского и одного жителя Лениногорского районов республики.
Во время обысков оперативники обнаружили многочисленные копии запрещенных книг и брошюр, рукописные записи, отчеты о проделанной работе с новыми адептами. Изъяты документальные материалы, которые подтверждают осуществление членами организации пропагандистской работы среди мусульман Татарстана. Были задержаны восемь участников, в том числе и лидеры террористической ячейки.
В Вахитовский районный суд Казани доставили только семерых – где находится восьмой задержанный, пока осталось непонятным.
Первым в зал суда двое вооруженных сотрудников спецназа завели Рината Ханнанова. Согласно информации следствия, мужчина официально не трудоустроен, постоянного источника дохода не имеет. Оставшись на свободе, по мнению следователей, мог продолжить заниматься преступной деятельностью или скрыться от следствия и предупредить возможных соучастников.
«Я убегать не собираюсь. У меня есть сын, как я его брошу? Я официально не работаю, но у меня есть заказы на ремонт стиральных машин, как я их брошу?», – заявил суду Ринат Ханнанов.
Прокуратура ходатайство поддержала в полном объеме, защита же, в свою очередь, возражала. В итоге суд арестовал Ханнанова на 1 месяц и 25 суток, до 12 декабря.
Вторым был Азат Загиев. Мужчина имеет высшее образование, у него есть годовалый ребенок. Как и Ханнанов, он официально нигде не работает, подрабатывает водителем. По данным следствия, в квартире Загиева были обнаружены документы или запрещенная литература.
«Я не виноват. Я не согласен. Я первый раз, не какой-то там преступник. Какое давление я могу оказывать? Я же не преступник. А какие улики могу уничтожить – все же нашли. Я ничего не хотел такого делать. Простите», – заявил суду Загиев.
Загиев выглядел растерянным и подавленным, прятал лицо в ладонях, его речь была сбивчивой, с паузами. Судя по всему, он очень опасался за свою дальнейшую судьбу – общаясь с адвокатом, он потерянно спросил: «Под стражу?»
Анас Гимазетдинов, по версии следствия, один из возможных лидеров незаконной ячейки, был третьим и ходатайство об избрании ему меры пресечения рассматривал другой судья.
Гимазетдинов выглядел совершенно спокойным. На вопрос суда о том, будут ли у него какие-либо доводы, коротко ответил: «Никаких доводов не будет».
После того как задержанный услышал решение суда об аресте, он просто надел кепку и сел на скамью.
«Я не виновен – никаких доказательств нет. Это цирк, а не обвинение. А книги – просто книги. Нашли книжку и что теперь, на пожизненное сажать?» – заявил Гимазетдинов журналистам.
Ходатайство в отношении задержанного Эмиля Шангареева также рассматривалось в другом зале, параллельно с другими ходатайствами.
«Отказываюсь. Не желаю выступать», – заявил суду еще один задержанный Ирек Мухаметов, не вставая со скамьи, на которой сидел в довольно-таки расслабленной позе.
Когда суд удалился в совещательную комнату, в зале начала всхлипывать пожилая женщина в хиджабе. Мухаметов улыбался ей и показывал большой палец – все, мол, в порядке.
Раиль Хамидуллин сообщил суду, что работает оператором в нефтяной компании.
«Я нигде не участвовал – там написано, что я с октября 2015 года состоял, но я нигде не состоял. Ни в какой группе. Можно не под арест? Я никуда не скроюсь. Может, под домашний арест? У меня двое маленьких детей», – заявил Хамидуллин.
После оглашения материалов Хамидуллин заявил: «Я только вчера узнал, что в отношении меня возбуждено дело. Утром ко мне пришли, обыск провели – ничего не нашли, никаких книг. У меня мать сердечница, если узнает, точно инфаркт получит».
Завершающим был арест Расима Мамедова. Он держался уверенно и заявил суду: «Мне нечего сказать».
Всех семерых суд отправил под стражу до 12 декабря.
*«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» – международная террористическая организация, решением Верховного суда Российской Федерации от 14 апреля 2003 года признана террористической и ее деятельность в России запрещена.
Нет комментариев-