Скейтборд на семилетие
Отец Саши, Кирилл Гусев, изначально был против покупки скейтборда. Это казалось ему небезопасным занятием. Зато жена Кирилла, Наталья, поддержала желание сына. На седьмой день рождения родители подарили ему скейтборд. А затем увидели, что у него сразу стало все хорошо получаться и он по-настоящему «горит» этим.
Сашин интерес и отличное чувство баланса заметили почти сразу, родителям посоветовали найти тренера для сына. Год упорных тренировок, и уже летом 2017 года восьмилетний скейтер вышел в полуфинал всероссийского контеста The Bowl. Тогда на Сашу обратили внимание его первые спонсоры — бордшоп «Сквот» и DC Russia — и Федерация скейтбординга России.
«Федерация скейтбординга тогда как раз набирала обороты, собирала команду. Саша попал в хорошие руки, продолжил тренировки под руководством тренеров, стал выезжать на международные соревнования. Да, он сильно младше остальных ребят из сборной, но общаются они абсолютно нормально, никаких возрастных барьеров нет, — рассказывает Кирилл Гусев. — Единственное, что тут имеет значение, — это твой настрой, дружелюбие, поддержка друг друга и собственное желание каждый раз прыгнуть выше своей головы».
В 2018 году Саша принял участие в Vans Park Series в шведском Мальмё и стал там лучшим из россиян, а в 2019-м выступил на первом в истории чемпионате мира по скейтбордингу в китайском Нанкине.
Экстрим-парк «Урам»
«Мы начали ездить в составе взрослой российской команды на отборочные олимпийские этапы, и по результатам Саша своих старших товарищей объезжал. Если посмотреть по тому, как с годами улучшаются его баллы, то прогресс очевидный, — рассказывает Кирилл Гусев. — Да, в рейтинге россияне пока не на вершине, там доминируют американцы и бразильцы. Но в этих странах давно развит вид спорта и, самое главное, паркостроение соответствующих масштабов. У нас первый пример такого парка — это „Урам“ в Казани, и это вселяет колоссальную надежду».
Долгие годы скейтбординг в России считался подростковым развлечением, обязательным аккомпанементом которого было родительское ворчание про «несерьезное занятие». Несколько лет назад Международный олимпийский комитет окончательно «легализовал» скейтбординг, включив его в программу Олимпийских игр. Сейчас ситуация в стране понемногу улучшается, однако профессиональных площадок по-прежнему не хватает. Первый парк подходящего уровня появился только этим летом, в Казани.
«Урам» (в переводе с татарского — «улица») открылся в Казани в конце июня. Это самый большой экстрим-парк в России и, вероятно, в Европе. Помимо бетонного скейт-парка, он включает в себя эйр-парк, два памп-трека, а также площадки для стритбола, паркура и воркаута. Фигуры разных размеров и уровней сложности позволяют заниматься как профессионалам, так и начинающим райдерам. Планируется, что в сентябре «Урам» примет чемпионат России по скейтбордингу, а в следующем году в парке может пройти этап Мировой серии, переговоры об этом уже ведутся.
«Раньше мы были вынуждены ездить в Швецию, Испанию, Францию, летать на зиму в США, — рассказывает Кирилл Гусев. — А теперь у нас появилась собственная база в 12 часах езды на машине от Москвы, это огромный прорыв со всех точек зрения. Видно, что и региональные, и городские власти в Казани очень заинтересованы в развитии разных видов спорта, они большие молодцы, и за этим будущее. Думаю, нам стоит ждать спортсменов высокого уровня именно из Татарстана, мы видели там очень способных и целеустремленных ребят».
Достойная площадка для подготовки
Крутой дизайн, масштабность, качество высокого уровня — кажется, про «Урам» уже сказали все. Но главное в том, что у сборной России впервые появилась достойная домашняя площадка для качественной подготовки, перспектива для приглашения лучших мировых тренеров и воспитания новых талантов.
«Надеюсь, на новой базе в Казани построят полноценный тренировочный процесс с привлечением и наших, и мировых специалистов, которые будут вести ребят к олимпийским достижениям. Вся эта система создается буквально у нас на глазах, мы отчасти первопроходцы, и конечно, здесь есть свои нюансы, — поясняет Сашин отец. — Хочется верить, что уже через несколько лет талантливый ребенок, приходящий в этот вид спорта, будет попадать в уже готовую структуру, которая будет брать его на ручки и вести вперед. Сегодня эта система подготовки строится и растет».
Для серьезных тренировок скейтбордистам нужно как можно больше площадок такого же уровня, как в Казани. Ведь чем больше парков, тем универсальнее и сильнее становятся ребята, которые тренируются видеть линии на разнообразных фигурах, развивают вариативность мышления. «Знаете, вроде бы скейт-парков в Москве много, но они не соответствуют тем задачам, которые нам необходимо решать, — считает Кирилл Гусев. — Когда я собственными глазами увидел парк в Казани, то пришло осознание — вот оно, свершилось. К парку приложили руку руководство республики и города, молодежь Татарстана. Меня очень впечатлил их настрой, отношение, с таким настроем можно решать серьезные задачи. Постоянную работу ведет федерация скейтбординга России, договаривается с регионами о строительстве скейт-парков. Надеюсь, что „Урам“ будет не единственным парком такого уровня у нас в стране».
По пути в Париж
Токио станет для скейтбординга дебютной олимпийской площадкой, а вот к Парижу-2024 уже должны быть отлажены и система отбора, и программа подготовки. И у семьи Гусевых, кажется, уже есть план на эти четыре года.
«Мы надеялись, что сможем зацепить уже Олимпиаду в Токио, но уровень конкуренции на данный момент очень высокий. К Парижу обещают скорректировать систему отбора, чтобы было больше представителей из тех стран, где скейтбординг только развивается, — поясняет Кирилл Гусев. — Наша цель — Париж. Хочется попасть на Олимпийские игры так, чтобы не думать о том, сколько у кого квот, какой уровень катания у конкурентов. Отобраться уверенно и своими руками, не полагаясь на чьи-то ошибки».
Глядя на старшего брата, на скейтборд встал и младший сын Гусевых. При этом Сережа начал даже раньше самого юного скейтера сборной — в четыре года. «Сережа младше Саши на два года и семь месяцев, сейчас ему восемь лет. Мы старались создавать одинаковые условия для обоих сыновей, когда ездили семьей в Швецию или Америку, то все катались, — рассказывает Кирилл Гусев. — Накатанность у Сережи приличная, но с Сашей у нас была возможность обеспечить ему занятия с тренерами. С Сережей получилось по-другому — когда он подрос и можно было начинать заниматься с тренером, у нас все серьезно закрутилось со старшим сыном. Прошлой зимой немного удалось это как-то уравнять, но свои коррективы внесла изоляция».
Практически перед началом пандемии сборная России по скейтбордингу отправилась тренироваться в США, но ребята успели вернуться домой в последний момент. «Мы вернулись в Россию за несколько дней до закрытия границ и должны были отсидеть положенный двухнедельный карантин. Сначала хотели провести его отдельно от Натальи и Сережи, но они не согласились, и вышло так, что мы строго два месяца просидели дома, — вспоминает Сашин отец. — Не могу назвать это пустым или потерянным временем, ребята занимались дыхательной гимнастикой, другими полезными вещами. И конечно, нужен был отдых, ведь вплоть до отъезда из США мы находились в потоке, постоянно тренировались».
На тренировки — в Казань!
Сейчас Саша вместе с братом и отцом старается не терять времени зря, на полную использовать возможность потренироваться в российских парках. И конечно, в первую очередь — в Казани. «Мы даже поменяли план поездки, — смеется Кирилл Гусев. — Сначала из Казани должны были уехать в Самару, а оттуда уже напрямую вернуться в Москву. Но первое желание, которое возникло, когда мы увидели „Урам“, — возвращаться туда как можно чаще. Посидели, пообщались с мальчишками и решили, что обратно в Москву тоже поедем через Казань. Останемся там еще на неделю, будем обкатывать новый парк».
«Думаем ли над переездом? В Казани обещают построить крытый парк, сделать круглогодичную тренировочную базу сборной. На данный момент это лучшая площадка в России, так что идея с переездом не лишена смысла. Когда и как это произойдет, это еще предстоит выяснить», — заключил собеседник агентства.
Нет комментариев-