Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

В каких случаях следует обратиться с ребенком к психологу?

В каких случаях следует обратиться с ребенком к психологу?
Наиля Никонова из Российского комитета «Детские Деревни – SOS» о психологической помощи несовершеннолетним и их семьям.

Психология все больше и больше появляется в нашей жизни, о ней больше говорят, ею многие пользуются, стираются стереотипы и мифы относительно нее. Восприятие людьми психологии сейчас и несколько лет назад отличается очень сильно, ей стали больше доверять и стали больше верить в ее эффективность. Но, тем не менее, есть среди нас люди, которые продолжают скептически относиться к психологии. И я очень надеюсь, что сегодняшняя статья поможет вам немного лучше понять психологию, и тем самым своевременно обратиться за помощью к специалистам.

Сегодня хотелось бы вам немного рассказать о психологической помощи детям и их семьям. Давайте разбираться: как оказывается психологическая помощь, какие проблемы встречаются чаще всего у детей, что влияет на эффективность психологической помощи.

Начнем с оказания психологической помощи. Во всех случаях, когда запрос идет относительно несовершеннолетнего ребенка, и не важно, сколько ему лет, на первую консультацию приглашаются родители отдельно без ребенка. Казалось бы, речь идет о ребенке, почему тогда не привести его сразу и не показать?! На самом деле, чтобы понять, есть ли проблема в семье, связана ли она непосредственно с ребенком, или это проблемы родителей, необходим сбор данных о семейной ситуации и сбор истории о ребенке (своего рода анамнез). В психологии, как и в медицине, чем больше информации мы знаем, тем легче будет определиться с проблемой и причиной происходящего у ребенка. Собирается информация относительно зачатия ребенка, как протекала беременность, о рождении ребенка, его росте и развитии. Также, собирается информация относительно взаимоотношений между родителями ребенка, про их личностные особенности и про их собственное детство. Согласитесь, обсуждать некоторые вопросы при ребенке будет не этично и не правильно, к тому же, присутствие ребенка может повлиять на достоверность сказанных слов родителями. Сбор и анализ полученных ответов это часть диагностики.

Часто, уже после первой встречи становится понятно, есть ли проблема или нет. Бывает так, что родители обращаются к психологам, когда им что-то становится не понятно относительно поведения ребенка, и тогда им бывает достаточно разъяснить, чтоб все стало на свои места. Встречаются случаи, когда проблемы в изменении поведении у ребенка являются следствием проблем между родителями ребенка, их личными проблемами и др. В таких случаях, дальнейшая работа уже ведется с самими родителями, либо с кем-то из них.

В тех же случаях, когда мы не можем полностью выявить проблему только из собранных данных, на вторую консультацию приглашаем всю семью, либо ребенка в сопровождении одного из родителей. Для чего это нужно? Одним из условий успешного оказания психологической помощи является хорошая диагностика и установление доверительных отношений с клиентом, и не важно, будет это ребенок или взрослый. Учитывая нашу базовую потребность в безопасности, доверительные отношения с ребенком, быстрее и легче мы сможем установить, при наличии значимого взрослого. Вторая встреча также является диагностической, на которой мы уже с помощью различных методик диагностируем психо-эмоциональное состояние самого ребенка, его личностные особенности или диагностируем семью полностью. Диагностический инструментарий подбирается индивидуально под каждый случай. По завершении диагностики с ребенком, идет обсуждение полученных результатов с родителями, без присутствия ребенка.

Бывает так, что после проведении диагностики у ребенка, психолог может предположить, что трудности у ребенка связаны с проблемами медицинского характера, и для их успешного разрешения требуется привлечение компетентных специалистов из других профессиональных областей. Это может быть детский психиатр, клинический психолог, нейропсихолог, невролог, психотерапевт и др. Услышав о привлечении дополнительных специалистов, у родителей может повыситься тревожность. Здесь психологу важно дать дополнительную информацию об этих специалистах, объяснить о важности своевременного обращения к ним, и о принципе «не навредить». Любой специалист может «навредить» ребенку, если он будет решать те вопросы, в которых он не компетентен. И здесь родителям важно помнить, что вас направляют не для постановки диагноза, а больше для его исключения.

После всех диагностических встреч, становится понятно: нужна ли терапия для ребенка, и если да, то какая именно. Терапия, также как и диагностика, подбирается индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от возраста, от проблемы, от личностных особенностей и др.

Поводов для обращения с ребенком к психологу может быть множество. Для начала приведу примеры безотлагательного обращения:

  • резкие, необъяснимые перепады настроения, неоправданные страхи, злость и агрессия;
  • повышенная активность (гиперреактивность);
  • расстройство сна – частые кошмары, беспокойство, боязнь спать одному, затруднение в утреннем пробуждении;
  • трудности в обучении/адаптации к школе или детсаду;
  • психологические травмы – смена школы, пополнение в семье, гибель близкого человека или домашнего любимца, развод родителей;
  • симптомы психического расстройства – заикание, нервный тик, недержание мочи.

Также, психолог может помочь в решении следующих ситуациях:

  • ребенок проказничает и хулиганит;
  • у ребенка отсутствуют авторитеты, и он никого не слушается;
  • ребенок не коммуникабелен и избегает других детей;
  • ребенок не уверен в себе, у него есть комплексы;
  • ребенок часто молчит, испытывает стеснение;
  • ребенок не заводит друзей;
  • у ребенка нервозное поведение;
  • между вами и ребенком нет понимания;
  • вы часто ловите ребенка на обмане, у него появилась склонность брать чужие вещи;
  • ребенок агрессивно относится к родственникам, проявляющим к нему любовь и заботу;
  • ребенок применяет физическую силу к самому себе.

На эффективность психологической работы с ребенком влияет: придерживание всех рекомендаций психолога; выполнение домашних заданий, если они есть; своевременное обращение к дополнительным специалистам, при необходимости; и вера в результат совместной работы с психологом. Также, немаловажным фактором является мотивация к изменениям, а учитывая тот факт, что мы работаем с детьми, то они не всегда понимают, зачем им посещать психолога. И здесь важно родителям проговаривать с детьми о своих чувствах относительно сложившейся ситуации, важно проговаривать о том, зачем вам, как родителям, важно чтоб ваш ребенок посещал психолога.

Завершая статью, хочется сказать, что никто лучше вас, родителей, не знает и не чувствует своего ребенка. Помните, что при возникновении у ребенка проблем и трудностей, с которыми он самостоятельно не справляется, и ваша помощь тоже не дает ожидаемых результатов, стоит обратиться за помощью к психологу. И откладывать посещение психолога тоже не рекомендуется, ведь тем самым вы забираете у ребенка возможность гармонично развиваться и радоваться жизни, несмотря на все невзгоды и трудности.

Наиля Никонова
ведущий психолог «Программы профилактики социального сиротства и укрепление семьи» в РТ Российского комитета «Детские Деревни – SOS»

фото из группы Вконтакте "Программа "Укрепления семьи"-Казань

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям