В годы советской власти в стране закрылся не один храм. Здания либо разрушали, либо использовали по-новому: некоторые отдали под больницы, детские сады, киноклубы или даже овощехранилища, другие ждала жуткая участь – они стали тюрьмами.
Спустя годы храмы начали возвращать: разрушенные купола восстанавливали, кресты поднимали, наводили порядок внутри. Однако и сегодня можно встретить святыни, которые несут на себе «чужой крест».
«Перед революцией 1917 года в Казани функционировало 67 храмов и 37 часовен. В настоящее время осталось около десятка старинных церквей. Остальные разрушены или остаются недействующими. Одной из таких церквей, по-прежнему использующихся не по назначению, является церковь, освященная во имя преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца», – рассказал историк-краевед, доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии Анатолий Елдашев.
Сейчас в церкви располагается СИЗО, стоит она на улице Большой в Кировском районе Казани. Когда ее только построили, вокруг располагались волжские пристани Адмиралтейской слободы. Это был 1712 год.
Красавец-храм стал визитной карточкой города – он встречал прибывающие в город суда.
«По преданию, Свято-Троицкий Желтоводский монастырь был основан в 1435 году бывшим иноком Печерского Нижегородского монастыря преподобным Макарием. Свое наименование обитель получила от урочища Желтые Воды, в котором она находится. Такое название некогда носило озеро, которое позже вошло в русло Волги. Там, по преданию, подвижник веры Христовой крестил магометан и язычников. В этих местах он соорудил кельи и деревянную Троицкую церковь», – рассказал историк.
Церковь несколько раз перестраивалась и расширялась, в 1907 году началось строительство нового храма необычайно больших для тех времен размеров. Новая церковь примыкала к старой со стороны алтаря. В 1913 году была возведена колокольня.
«Церковные службы продолжались до 1936 года, затем церковь была передана под Дом обороны и клуб водного транспорта, часть помещений была занята военной школой. Еще до войны обе церкви “обезглавили” и окружили бетонным забором», – вспоминает Анатолий Елдашев.
Сегодня монастырь еще сохраняет свои внешние очертания: узорная кладка, арочные окна и полуколонки дают понять даже обывателю, что здесь стоит не простое СИЗО. Строение из красного кирпича порядком обветшало, кое-где пошли трещины. Окна заколочены досками, лишь некоторые из них частично открыты и служат форточками в камерах изолятора. Естественно, купола снесены, а старая колокольня давно уже разрушена.
Работники изолятора рассказали, что стараются следить за зданием. Периодически здесь проводится ремонт, но в полной мере привести церковь в надлежащий вид не позволяет финансирование. Чтобы «почистить перышки» постройке, пусть даже с внешней стороны, потребуется грамотная работа реставраторов.
СИЗО № 2 рассчитан на 673 человека, которые располагаются в трех мужских и одном женском корпусе. Внутри самой церкви содержатся женщины и мужчины из отряда хозяйственного обслуживания – осужденные за нетяжелые преступления отбывают наказания в здании изолятора, выполняя обязанности хозперсонала.
Внутри от былой лепнины и фресок не осталось и следа, внутренние перегородки перестроены, только некоторые помещения сохранили своды и полукруглые стены. Когда идешь по мрачным коридорам с решетками и стальными дверьми, совсем не ощущается дух старины. Интерьер разбавляет яркая разноцветная плитка на полу учреждения.
В женском корпусе обстановка помягче: светлые стены украшены искусственными цветами, свисающими с батарей отопления.
«В этом корпусе следственного изолятора имеется девять камер, где содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Вместимость камер от 5 до 30 человек. На данный момент у нас под стражей содержатся 70 человек, они поступают со всей республики», – рассказала начальник корпусного отделения пятого корпуса Ольга Гринистова.
В изоляторе содержатся и беременные женщины, и женщины с детьми. Некоторые становятся мамами прямо в СИЗО. Роды, конечно же, принимают в больнице, но после выписки младенец с мамой отправляются назад в камеру.
Осмотрев камеры, мы прошли в молельную комнату. В воздухе ощущался запах ладана после только что завершенного молебна. Священник приходит сюда регулярно, и у осужденных есть возможность исповедаться, попросить совета или просто помолиться на службе.
В небольшом помещении со сводчатым потолком стены увешаны иконами. Здесь есть и небольшая православная библиотека. Эта молельная комната, пожалуй, единственный уголок, напоминающий о первоначальном предназначении всего здания.
Как удалось выяснить, процесс возвращения здания храма церкви мог бы пройти гораздо проще, если бы оно не находилось внутри режимного объекта.
«Здание церкви расположено в центре следственного изолятора на территории режимной зоны внутри охраняемого периметра. В случае передачи данного здания религиозной организации функционирование всего комплекса зданий в качестве следственного изолятора будет невозможным», – ответили нам в УФСИН России по РТ.
Выходит, что при передаче одного здания придется выселять весь изолятор. Строительства нового здания УФСИН по РТ добивалось много лет, но не для того, чтобы старое передать РПЦ, а чтобы избавиться от перенаселения в следственных изоляторах республики.
Лишь в этом году вопрос удалось-таки решить вопрос – новое СИЗО на 930 мест скоро появится на улице Химиков в Авиастроительном районе города. Здание будут строить в два этапа, и только к 2026 году строительство планируется полностью завершить.
«Планируется, что новый следственный изолятор заменит ныне действующий СИЗО № 1, являющийся памятником архитектуры и находящийся в охранной зоне Казанского кремля, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО», – сообщили в ведомстве.
О втором СИЗО пока нет ни слова. К слову, в Татарстане два изолятора располагаются в зданиях бывших церквей – помимо СИЗО № 2 это СИЗО № 3 в Бугульме.
«Это один из красивейших храмов, он всегда был визитной карточкой города. Когда проходили суда, было ясно видно, что это храм, а сейчас он весь в колючей проволоке и разрушенный. Конечно, это не здорово. Поэтому надо, чтобы все становилось на свои места – храм должен быть храмом. Нужно возвращать его ровно, спокойно, без драки, будем обсуждать, возвращать надо», – объяснил свою позицию ИА «Татар-информ» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Доводы УФСИН по РТ владыка Феофан считает неубедительными.
«Это все лукавые рассуждения. Это не наше дело – они пусть освобождают храм», – объяснил он свою позицию.
На прошлой неделе в Казани прошло заседание межведомственной рабочей группы, на котором решался вопрос возвращения зданий ведомства верующим. Участие в обсуждении принял и татарстанский митрополит. Говорилось о том, что удалось разработать план передачи Русской православной церкви храма Макария Желтоводского и комплекса зданий Казанско-Богородицкого монастыря в Бугульме, в которых сейчас располагается СИЗО № 3.
Сроки передачи пока остались неизвестны, как, впрочем, и то, каким образом будет происходить возвращение здания.
Нет комментариев-