Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Узгэреш жиле-2017»: латиноамериканский стиль и жемчужины татарского творчества

«Узгэреш жиле-2017»: латиноамериканский стиль и жемчужины татарского творчества
В театре оперы и балета им. Мусы Джалиля прошел первый концерт II Фестиваля татарской песни «Узгэреш жиле».

Первый концерт II Фестиваля татарской песни «Узгэреш жиле» в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля прошел с большим аншлагом. Все связанную с фестивалем информацию организаторы сохраняли в секрете. Имена участников и песни, которые будут исполняться, зритель смог узнать только получив в руки программку. Единственная информация, просочившаяся в прессу задолго до фестиваля, – это имена ведущих.

Фестиваль начинается с буклетов. Так и здесь зрители получили превосходного качества буклеты с красочными фотографиями лучших моментов прошлого фестиваля, подборкой отзывов музыковедов о первом фестивале и полной информацией об организаторах. Также там были приведены слова приветствия Президента Татарстана Рустама Минниханова, который и был инициатором проведения фестиваля «Узгэреш жиле». «В прошлом году первый фестиваль, прошедший с большим успехом, доказал представителям разных национальностей, молодежи и взрослому поколению, что татарские народные и эстрадные песни могут звучать современно, при этом сохраняя национальную идентичность. Перед нами – новые вершины, новые задачи: я уверен, что татарская эстрада, воплощенная в современной музыке, достойной сценической постановке, выйдет на мировую арену», – говорится в приветствии Рустама Минниханова.

Напомним, концерты Фестиваля татарской песни «Узгэреш жиле» впервые прошли 5–6 ноября 2016 года в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, 4 декабря – в московском Кремлевском дворце. Как отметил музыковед, доктор искусств профессор Вадим Дулат-Алеев, «этот проект начался по инициативе Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова с намерением реализовать идею “попытаться внести некоторые изменения” в нашу эстраду. Если же вернуться к поставленному вопросу, то проблема кроется в сегодняшнем уровне татарского музыкального искусства, в его “способности быть конвертируемым” – на всероссийский, евразийский, мировой уровень; проект, получивший название Фестиваль татарской песни “Узгэреш жиле” (“Ветер перемен”), – первый шаг в решении проблемы. Еще в первом концерте фестиваля президент сказал, что у фестиваля “несомненно, будет продолжение”…».

Второй фестиваль. Первый день. Тридцать две песни

Наконец, организаторы представили и второй фестиваль. Как и было обещано, он начался 1 декабря и будет проходить три дня. Проведение концерта в Москве не планируется.

Оформление сцены – всемирно известного сценографа Виктора Герасименко. В этом году она оборудована совершенно по-иному. Вместо прошлогодней конструкции, одновременно напоминающей тюльпан-бутон-купол-шатер-пламя, на сцене сделаны ступени с подсветкой, они, поднимаясь ввысь, соединяются с оригинальной светлой стеной. На ступенях разной высоты расположились музыканты джазового оркестра Вадима Эйленкрига и симфонического оркестра театра. Дирижирует Станислав Курбацкий (Москва). На нижней ступени – самом близком к зрителю месте два баяниста – казанский музыкант Ринат Валиев и приглашенный из Москвы Айдар Салахов. В некоторых композициях они замолкали, а иногда выходили на самый передний план – прямо к исполнителю. На авансцене оставлена просторная площадка для танцоров. Хореографическое сопровождение композиций – московского балета STREET JAZZ под руководством Сергея Мандрика.

Режиссером постановки шоу стал Юрий Александров. Было интересно увидеть, как этот режиссер, будучи мастером в свой области, интерпретирует совершенно незнакомый для себя материал. Более трех десятков композиций ему удалось сделать так, что ни одна не повторяет другую. Немного забегая вперед: чего только стоит представленная им татарская народная песня «Апипа» – она, несомненно, войдет в историю фестиваля как одна из лучших композиций. Во-первых, ее исполнила Lucy Campeti из Италии, во-вторых, по предложению Вадима Эйленкрига песня была исполнена не так, как ее поют в «каждом дворе» в Казани, а в латиноамериканском стиле.

В первом концерте организаторы представили новое звучание 32 татарских песен. Привлечены 23 исполнителя и две музыкальные группы.

В фестивале татарской песни «Узгэреш жиле» приняли участие лауреаты международных конкурсов Лилиана Газизова, Эльза и Артур Исламовы, Айдар Сулейманов, Алина Шарипзянова, Илнар Миранов, Ильгиз Шайхразиев. Зритель смог увидеть в новом имидже знакомых ему артистов татарской эстрады Ильвину, Марселя Вагизова, Раяза Фасыхова. На фестивале также выступили Айгуль Гардисламова, Зарина Вильданова, Лилиана Ирназарова, Масгут Юлдашев. Пели Малика и участницы музыкальной группы «Ямьле». Открытием нынешнего фестиваля стали ребята из Jukebox trio, итальянская певица доминиканского происхождения Lucy Campeti и Ксения Коробкова.

Вадим Эйленкриг, вошедший в историю прошлогоднего фестиваля великолепным исполнением «Эдрэн дингез» Салиха Сайдашева, в этом году пришел с народной песней «Син сазынны уйнадын» и, погрузив зрительный зал в хрустально чистое и пронизанное невыразимой тоской звучание, поднялся на сцену. Эта песня на слова Наки Исанбета – настоящая жемчужина татарской музыки, уже вошла в историю национального искусства в исполнении великого Ильхама Шакирова. В прошлом фестивале ее представил Камиль Хайбуллин, а в этом году родился еще один вариант этой бессмертной песни.

Куда ведут ведущие?

Хотя над проектом работала в основном прошлогодняя команда, что касается ведущих – лиц фестиваля, то тут, видимо, поиски продолжаются. Первый фестиваль вели Марина Ясельская и легенда татарского театра Равиль Шарафиев. В этом году обязанности представлять песни и исполнителей возложили на заслуженную артистку РТ Гульназ Сафарову и Айваза Садырова. И хотя немного настораживал факт, что «Узгэреш жиле» будут вести люди, уже известные как лица фестиваля «Татар жыры», сомнения оказались напрасными – ведущие были довольно сдержанны, ограничивались озвучиванием информации о песне. Одним словом, «Узгэреш жиле» не использовал традиционный имидж ведущих «Барс-медиа». Вероятно, «Узгэреш жиле» сейчас на этапе поиска ведущих, способных стать лицом фестиваля.

От «Апипа» до «Золотого Казана»

Что касается репертуара фестиваля, то если в прошлом году преобладали авторские песни – классика татарской культуры ХХ века, то в этом году большое место отведено народным песням. В этом году вообще диапазон выбора композиций широкий – начиная с таких популярных в народе песен «Апипа», «Аниса», «Алмагачлары» и заканчивая дуэтом из мюзикла «Алтын Казан» молодого композитора Эльмира Низамова. В программу вошла даже новая неизвестная песня некоего автора Наиля Арифа под названием «Казань». Песню представила Малика.

Интересно мнение профессора консерватории Сагита Хабибуллина о программе концерта.

В последние годы  состояние татарской эстрады действительнооставляло желать лучшего, настолько, что на это был вынужден обратить внимание сам президент, – сказал профессор после концерта. – Организаторы выполнили огромную работу. Хочу сказать, что в сравнении с прошлым годом концерт стал лучше – видимо, был анализ, сделаны выводы. Поэтому организаторы стали ориентироваться на народные песни. Перекладывание народных песен на современный лад есть у всех народов. И зритель народные песни принял лучше».

«А что касается произведений композиторов, то их лучше исполнять так, как написал сам автор. Скажем, поют Яхина, а там самого Яхина в песне может и не остаться. Это и народ чувствует. В таких случаях надо быть осторожными. Главное, какой бы ни была аранжировка – надо сохранять национальный компонент».

Сагит Хабибуллин дал высокую оценку исполнению «Апипа» итальянской певицей Lucy Campeti и «Су буйлап» Ксении Коробковой. «Пусть и другие народы поют татарские песни. Это их уважение к нам», – сказал он.

«А в первой части концерта лучший номер – “Алтын Казан” Эльмира Низамова. Почему так? Потому что он написан с учетом требований современного мира. Он был исполнен без изменений», – отметил профессор.

Композитор Эльмир Низамов тоже был в зрительном зале. «Меня попросили предложить свои песни, и из них была выбрана “Алтын Казан”. Изменений в песнях не было, они написаны в современном ключе. Такое произведение можно лишь обогатить во время исполнения», – говорит Эльмир Низамов. Композитор очень доволен звучанием своего произведения в сопровождении оркестра. Дуэт исполнили заслуженные артисты Татарстана Алина Шарипзянова и Айдар Сулейманов.

Светлой памяти Альфии Авзаловой

Сентиментальный момент «Узгэреш жиле» – исполнение песни «Кил иркэм, кил инде» из репертуара народной артистки России и Татарстана Альфии Авзаловой, ее посвятили светлой памяти ушедшей в этом году артистки. Вместо привычного народного звучания зрителю песня была представлена Эльзой Исламовой в академическом исполнении.

Вошедшему в историю фестиваля с песней «Бормалы су» Ильгизу Шайхразиеву было поручено дать современное звучание «визитной карточки» Асафа Валиева «Эх, сез матур кызлар». Как известно, песня написана удмуртскими авторами.

Очень популярную в свое время в исполнении Рената Ибрагимова песню «Тосле жыр» представил студент Казанского государственного университета культуры и искусства, ученик Венеры Ганиевой Ильмир Сагадиев. Молодой исполнитель является лауреатом конкурсов им. Рашида Вагапова и «Татар моны», однако не особо знаком зрителю. Это его первое выступление на фестивале. В зале также присутствовал первый исполнитель «Тосле жыр», вошедший своим исполнением в историю татарской национальной музыки, – Ренат Ибрагимов.

Jukebox Trio – открытие фестиваля

Открытие нынешнего фестиваля – музыкальный коллектив Jukebox Trio. Ребята смогли удивить неожиданной интерпретацией татарских народных песен «Ком бураны» и «Алмагачлары».

К слову, солисты Jukebox Trio Илья и Владимир Ивановы выросли в Казани, они внуки татарской актрисы Гульшат Байбиченко. Песни, представленные ими на фестивале, они успешно использовали ранее на своем сольном концерте в Казани. В качестве анонса концерта музыканты запустили в соцсетях уроки татарского языка, сопроводив их исполнением «Ком бураны».

Эта группа сохраняет традиции Ключарева, Лундстрема. У солистов трио имеются и голос, и «мон», содержание, национальный характер. Татарскую песню на мировой уровень могут вывести вот такие ребята», – такими словами выразил свое восхищение доктор исторических наук, профессор Айдар Хабутдинов.

Бережно прикасаясь к исторической памяти…

Музыковед Вадим Дулат-Алеев объясняет возникшие у татар сомнения перед первым фестивалем «Үзгэреш җиле» исторической памятью народа. «Эти недоразумения могут возрасти до искреннего страха “вместо моего традиционного искусства мне навязывают что-то чужое”, мало того, “мое могут отнять у меня”», – говорит он.

Мне показалось, что организаторы в этом году более бережно работали с музыкальным наследием татарского народа, дружелюбно отнеслись к исторической памяти. Это привело лишь к успеху. Подтверждение того – светлые лица зрителей, которые на концерт пришли все же немного настороженными.

По-татарски, по-нашему…

Что еще радует – сценарий фестиваля написан только на татарском и ведущие говорили только на татарском языке. Не стоит переживать, что кто-то не поймет: на табло над сценой идет перевод тестов песен – в театре оперы всегда так. Мало того, программка концерта тоже сделана только на татарском языке. Признаться честно, у названия фестиваля, хоть оно и задумано на двух языках, используется в основном лишь татарский вариант – русскоязычные хоть и немного в твердом звучании, но все же выговаривают «Узгэреш жиле». И это приятно. Как корабль назовешь – так и поплывет.

А если уж нужна капля дегтя, это тоже можно: артиста, привыкшего выступать в обычном для себя формате на татарской эстраде, «Узгэреш жиле» не изменит. Надо ли останавливать в их избранном пути известных артистов татарской эстрады Салавата Минниханова, Раяза Фасихова? Пусть идут по ней дальше – у них свой зритель.

А такие, как Айдар Сулейманов, Илнар Миранов, Артур Исламов, – настоящие сыновья татарского народа, рожденные для перемен. И, конечно, Ивановы – татарские ребята…

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев