Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Управляющий региональным отделением ФСС: Электронные больничные позволят сэкономить время и избежать очередей

Управляющий региональным отделением ФСС: Электронные больничные позволят сэкономить время и избежать очередей
Управляющий Региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан Рамиль Гайзатуллин в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о преимуществах электронных больничных, которые стали выдавать с начала этого года, прямых выплатах гражданам, разработке электронного приложения ФСС и об инновациях обеспечения инвалидов колясками и тростями.

- Рамиль Ринатович, расскажите, сколько всего электронных больничных выдано на сегодняшний день? Если сравнивать с общим объемом бумажных больничных, это много или мало?

 - На сегодняшний день в Российской Федерации в 5 тысячах медицинских организаций сформировано более миллиона электронных листков нетрудоспособности. От общего числа выдаваемых больничных по всей стране доля электронных листков нетрудоспособности составляет более двух процентов. Если говорить про Татарстан, то выдано более 25 тысяч таких больничных листов — это 8 процентов от общего количества выданных листков за первые три месяца текущего года.

Из 323 лечебных учреждений 140 уже выдают электронные больничные. В среднем этими медицинскими учреждениями ежедневно оформляются около 700 электронных больничных. Татарстан находится на 9-м месте по количеству выданных электронных больничных среди 85 регионов нашей страны. Это неплохой показатель, но, тем не менее, есть еще куда стремиться. А по количеству медицинских организаций, фактически участвующих в формировании электронных больничных, Республика Татарстан занимает пятое место по стране.

 - Должны ли работники заранее узнавать у своего работодателя, принимает ли он электронные больничные, или эту информацию может как-то проверить медицинское учреждение?

- Согласно законодательству электронный больничный лист является легитимным документом, поэтому работник имеет право брать в больнице либо электронный больничный, либо бумажный. При этом в форме электронного документа он оформляется только с письменного согласия пациента. В случае технической неготовности работодателя к формированию электронных листков Фонд бесплатно предлагает свои программные продукты. И стоит отметить, что введение электронного листка нетрудоспособности — это Федеральный закон, который вступил в силу с 1 июля 2017 года. Поэтому отказ работодателя принять электронный больничный — это прямое нарушение прав граждан.

Чтобы оформить такой лист, работодатель может скачать на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации (https://cabinets.fss.ru/eln.html) бесплатное программное обеспечение АРМ «Подготовка расчетов для ФСС» и с его помощью получить электронный листок нетрудоспособности. Кроме того, многие другие наиболее распространенные программные продукты, например ПО фирм «1С» и «Парус», «СБиС», «Такснет-Референт», «Контур.Экстерн», были доработаны производителями и имеют функционал по работе с электронными листками. Поэтому редко у какого работодателя на сегодня может возникнуть техническая проблема с принятием электронного листка к оплате. Зачастую мы сталкиваемся с банальным нежеланием бухгалтера либо кадровика разобраться в работе этих систем, что приводит к формированию негативного отношения к электронному больничному. Однако они обязаны его принять в любом случае.

- Ранее вы говорили, что из-за участившихся подделок пришлось усилить защиту бумажных больничных листов. А насколько защищена их электронная версия?

- Да, конечно, так как больничный лист не на бумаге, его невозможно скопировать, переписать и так далее. Когда формируется больничный лист, в системе генерируется уникальный номер электронного листа. При этом сам запрос медицинское учреждение подтверждает усиленной квалифицированной электронной подписью. Уже сформированный документ врач также заверяет своей усиленной квалифицированной электронной подписью и подписью медицинской организации. Далее информация поступает по защищенным каналам связи в федеральную информационную систему ФСС РФ, из которой работодатель, также используя защищенные каналы связи и электронную подпись, забирает этот больничный для дальнейшей его оплаты. Переход на электронную версию должен значительно снизить возможность мошенничества.


- Планирует ли ФСС со временем полностью отказаться от бумажных листков нетрудоспособности и предусмотреть штрафы за отказ в использовании электронных больничных?

- Выбрать электронный или бумажный листок нетрудоспособности — это право гражданина. Да, конечно, нам хотелось бы, чтобы электронных больничных выдавалось больше, но заставлять никто никого не будет. Штрафов не предусмотрено. В настоящее время электронные листки нетрудоспособности используются наравне с их аналогами на бумажном носителе. Обе формы листка являются основанием для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам.

Все же стоит обратить внимание, что согласно законодательству Российской Федерации на сегодняшний день требований переходить только на электронную форму документа нет. Однако в электронном документе есть масса преимуществ как для работника, так и для работодателя, и именно они побуждают работодателей выбирать между двумя формами именно электронную.

- В чем плюсы электронного больничного? 

- Самое главное преимущество для пациентов — это то, что электронный листок нетрудоспособности невозможно потерять, испортить, помять. Кроме того, пациентам не нужно собирать печати и подписи врачей.

И даже если врач при заполнении совершил опечатку или ошибку, не надо идти вновь в поликлинику и собирать все подписи. Сам работник либо его работодатель могут позвонить в поликлинику и сообщить об ошибке, и поликлиника внесет исправленные данные в систему, которые моментально обновятся и у бухгалтера. Это же сплошные плюсы не только для пациентов, но и для поликлиник — меньше очереди у них в коридорах, а врачам не надо будет отвлекаться на исправление опечатки в бумажном варианте, переоформлять документ.

Данные о пациенте хранятся в информационной базе, и врачу не нужно каждый раз вводить их заново. А это, как вы понимаете, высвобождает часть его времени, которое он может направить на диагностику или лечение пациента. Кроме того, исключаются ошибки в оформлении больничного, снижаются затраты на организацию учета и хранение бланков. Что касается работодателя, то у него появляется быстрый доступ к электронному документу: информация, введенная медучреждением, ему загружается автоматически.

Таким образом, от нововведения выигрывают все. И те, кто уже получил больничный в новом — электронном формате, уже оценили преимущества. И теперь просят специально выдавать только его. То же самое и с врачами. Об этом мы можем говорить с уверенностью — на конец 2017 года общее количество выданных электронных листков по Татарстану составляло всего 1462 экземпляра, а за январь — март 2018 года их количество увеличилось более чем в десять раз. Таким образом, использование электронного листка нетрудоспособности расширяется как в масштабах Российской Федерации в целом, так и в масштабе Татарстана в частности. Как видим, показатели его востребованности у нас в республике увеличиваются. Постоянно растет объем страхователей, готовых к участию в формировании электронных листков нетрудоспособности. Что касается Татарстана, то готовность к работе с электронными больничными заявили порядка 15 тысяч страхователей. И это не только бюджетники и крупный бизнес. Принятие к оплате электронных листков у малого бизнеса также достаточно востребовано.

Кстати, планируется создать мобильный ФСС, с помощью которого человек через свой личный кабинет сможет отслеживать, в какой стадии находится его больничный лист и передала ли бухгалтерия данные в ФСС.

- Когда планируется ввести в работу это приложение?

- Пока мы над ним работаем, уже есть определенные наработки. Я думаю, к концу года мы уже определимся, когда это будет внедряться. То есть теоретически уже к концу года оно может быть запущено в тестовом режиме.

- Еще один блок работ, который проводит Фонд социального страхования, — это обеспечение инвалидов техническими средствами. Какая помощь им оказывается? Приведите, пожалуйста, статистику и суммы.

- В 2016 году полномочия по обеспечению средствами реабилитации были переданы нам с Минтруда. Порядка 35–40 тысяч заявлений мы обрабатываем ежегодно по Татарстану. Только представьте, за один год мы выдаем около 15 млн технических средств реабилитации. Причем все изделия разной направленности. Практически каждое приходится подбирать индивидуально, под конкретного человека с ограниченными возможностями здоровья. Это огромная работа. Мы обеспечиваем необходимыми изделиями почти 36 тысяч жителей. Это 3,5 тысячи человек в месяц.

 Технические средства реабилитации, закупаемые Фондом, поставляются поставщиком напрямую потребителям. Они получают их совершенно бесплатно. В утвержденный перечень средств входит порядка 400 наименований. Надо сказать, что он довольно обширный — от ежедневно необходимых подгузников и пеленок до протезов, кресел-колясок и ортопедической обуви. Также в него входят трости, костыли, бандажи, слуховые аппараты, корсеты и многое другое.

С начала 2018 года мы уже заключили 40 контрактов на сумму 401 млн рублей. А в 2017 году наше отделение получило из федерального бюджета на эти цели 1 млрд рублей, и это почти на 100 млн больше, чем сумма 2016 года.

К сожалению, у нас есть еще незакрытые долги, оставшиеся нам от Минтруда, мы их постепенно закрываем. Если брать статистику, то в 2015 году выделялось порядка 70 млн рублей из средств федерального бюджета, то когда нам эти полномочия передали, мы подняли эту цифру до миллиарда. Проблема в том, что нам поступает много жалоб на доставку и качество. И сейчас мы с этим боремся — вводим различные системы слежения. Например, это система ГЛОНАСС. Мы подключаем и Общество инвалидов, чтобы они тоже контролировали данный процесс. Это большая работа, которую мы проводим, и она приносит свои плоды — количество жалоб уменьшается. Но они все равно есть, так как мы не можем обеспечить всех нуждающихся в один момент, и те, кто стоит в очереди, остаются недовольны. В любом случае, все получают положенные им средства реабилитации.


- Количество заявлений растет?

- На сегодня в Татарстане порядка 302 111 человек с ограниченными возможностями здоровья. Это официальная статистика. Из них женщин — 159 448, мужчин — 127 754, детей — 14 909. Но не все из них приходят к нам с заявлениями на обеспечение техническими средствами реабилитации. К нам обращаются порядка 40 000 инвалидов ежегодно. Между тем растет число назначений технических средств реабилитации. Если раньше выдавали по одному изделию, то теперь по два-три и даже больше.

- К вам часто обращаются граждане с ограниченными возможностями, мамы с колясками. Вы проводите дополнительную работу для обеспечения дополнительного комфорта таким гражданам?

- Мы находимся в постоянном поиске — никогда не останавливаемся на достигнутом. Наши главные клиенты — инвалиды, мамы с детьми. Поэтому большая работа ведется по организации доступа маломобильной группы населения. Все административные здания Фонда оборудованы специальными пандусами для инвалидов-колясочников, информационными табло для слабовидящих, написанными с помощи азбуки Брайля. Также есть все условия для слабослышащих — специальные аппараты-звукоусилители для общения с сотрудниками Фонда социального страхования. Помимо этого, в местах приема граждан стойки специалистов занижены так, чтобы это было удобно людям на инвалидных колясках. В зданиях есть бесплатные телефоны, по которым наши клиенты могут вызвать такси. На это в 2016–2017 годах было выделено 2 млн 723 тыс. 850 рублей.

Также у нас внедрена электронная очередь. Придя за государственной услугой в Фонд социального страхования, гражданин должен ее получить максимально быстро. Мы подсчитали среднее время ожидания — 3,5 минуты.

Еще мы узнаем у самих посетителей, что еще мы можем улучшить в обслуживании. Для этого в каждом нашем филиале клиенты могут заполнить анонимные анкеты. Во всех структурных подразделениях регионального отделения установлены ящики для сбора этих анкет. Мы регулярно проводим анализ, если есть вопросы по каким-то направлениям — выясняем, почему случилась та или иная ситуация, пытаемся ее исправить.

Кроме этого, в интернете есть система «Ваш контроль». Те, кто не хочет идти заполнять анкету, могут написать свои пожелания, замечания и предложения на портале отзывов о госуслугах  vashkontrol.ru.  

- Как работает служба горячей линии? Какие обращения в основном поступают?

- У нас работают две «горячие линии» — одна отдельно по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (221-50-99, 221-51-13, 221-50-93). И вторая — по прямым выплатам (293-60-72). Все телефоны есть у нас на сайте.

Чаще всего на горячую линию по обеспечению звонят по вопросам доставки абсорбирующего белья — это львиная доля звонков, примерно 80%. Также интересуются сроками доставки кресел-колясок, тростей. Часто интересуются, правильно ли им рассчитали выплаты. Кстати, у нас на сайте есть калькулятор, где можно все рассчитать. Раньше часто звонили с жалобами — это было примерно 70 процентов звонков. Сейчас же доля таких звонков составляет всего 30 процентов.

- В 2015 году Фонд перешел на прямые выплаты денежных пособий гражданам. Какова ситуация сегодня?

- До подключения Татарстана к проекту «Прямые выплаты» расчет и перечисление «больничных» и пособий по материнству производили работодатели. Сегодня же они перечисляют в Фонд полную сумму взносов, а мы уже сами рассчитываем и выплачиваем страховые пособия непосредственно работникам. Зачем это нужно? Чтобы защитить права последних. Сейчас люди могут рассчитывать на получение пособий в полном объеме и в установленный срок независимо от финансового положения работодателя. Раньше для того, чтобы получить свое пособие с организации-банкрота, декретнице приходилось обращаться в суд. А это, как вы понимаете, процедура длительная. Или еще одна проблема: как вытребовать пособие по временной нетрудоспособности с фирмы-однодневки? Сейчас сотрудники таких предприятий получают свои деньги, даже если недобросовестный работодатель и вовсе не перечислял за них страховые взносы.


- И в заключение расскажите о планах регионального отделения.

- Мы хотим перейти на цифровизацию, помимо электронного больничного листа это будет еще и родовой сертификат. Если брать по Татарстану, расходы на родовые сертификаты составляют около миллиона рублей. Их очень много, поэтому привести их в электронный вид было бы хорошим подспорьем в нашей работе. Как я уже говорил, мы планируем ввести персональные электронные кабинеты. С помощью них можно будет следить за своим больничным листом. Планируем ввести личный кабинет инвалида, который позволит следить за доставкой средств реабилитации. Также с этой целью внедряем систему ГЛОНАСС, возможно, внедрим карту контроля доставки средств реабилитации, будем максимально фиксировать доставку средств реабилитации — это очень важно. Кроме того, сейчас у нас в планах разработка электронного талона РЖД. Помимо обеспечения инвалидов средствами реабилитации мы должны еще и обеспечивать их санаторно-курортными путевками. Сейчас у нас много бумажной работы в этом направлении. Планируется, что в этом году система запустится в тестовом режиме в некоторых регионах.

Мы проведем большую работу по сбору страховых взносов и уменьшению недоимки. Продолжим деятельность в части реабилитации сотрудников, пострадавших на производстве: у нас есть результаты, а значит, мы на верном пути! Наши главные приоритеты — это обеспечение финансовой стабильности системы обязательного социального страхования в Татарстане, выполнение государственных социальных гарантий в полном объеме, повышение качества предоставления социальных услуг и клиентоориентированность. 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев