Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Упавшая звезда: как экс-солист «Казан егетлэре» получил 19 лет колонии строгого режима

Упавшая звезда: как экс-солист «Казан егетлэре» получил 19 лет колонии строгого режима
Вахитовский районный суд Казани недавно поставил точку в деле, растянувшемся на несколько лет. Восемь человек признали виновными в создании запрещенной в России экстремистской организации и распространении ее идеологии и отправлены в колонию строгого режима. Среди осужденных – экс-солист музыкальной группы «Казан егетлэре» Азат Адиев.

Как говорится в заключении суда, Адиев был одним из лидеров татарстанской ячейки запрещенной в России террористической организации «Хизб ут-Тахрир».

«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения») – политическая партия, основанная в Палестине в 1953 году. Организация ставит перед собой цель создать всемирный халифат со «справедливым исламским обществом». В 2003 году «Хизб ут-Тахрир» признан в России террористической организацией и запрещен.

Арест Азата Адиева многие встретили с недоумением. «Как это Азат? Он же был таким робким». Один мой знакомый признался: «Часто думал, видя его выступающим в составе «Казан егетлэре», – как же его жалко, петь не дают, все время стоит позади всей группы, только на гармошке играет».

Азат Адиев родом из села Новое Ибрайкино Аксубаевского района РТ. Сейчас ему 39 лет. Женат, четверо детей. Певец с высшим образованием, в свое время окончил Казанский университет культуры и искусств. Многие помнят, как развивалась его карьера на татарской сцене. В составе «Казан егетлэре» выступал с 1997 года – с самого основания коллектива. Покинул группу в 2010-м. За эти годы «Казан егетлэре» завоевали огромную популярность, все четыре солиста были удостоены званий заслуженных артистов Республики Татарстан.

В 2010 году коллектив раскололся. Два солиста – Азат Адиев и Вэли Фазыйлахметов решили основать собственный проект. Их репертуар сильно отличался от прежнего – теперь это были песни религиозного содержания. Мусульманская музыка в исполнении дуэта «Раян» принесла Азату и Вэли популярность теперь уже у религиозной аудитории.

«В родное село приезжал вплоть до ареста»

«Рос в большой семье, пятеро детей. Он был младшим. Мама Фарида апа учительница, папа Галимзян абый работал завхозом. Учился хорошо. Был весь в искусстве, не сходил со сцен. Насколько я знаю, и в университете хорошо учился. Работать начал еще во время учебы. До 2014 года регулярно приезжал в родное село, вплоть до своего ареста», – рассказывает об Азате заместитель главы сельского поселения Новое Ибрайкино Рамис Нурутдинов.

«У него не было времени на пустые дела»

Корреспондент «Татар-информ» связалась с Фаридой апа – матерью Азата Адиева.

«Мой сын жил по предписаниям Аллаха, – говорит она. – Сразу после армии встал на намаз, каждый год держал уразу, резал барана на Курбан-байрам. У него и времени не было на пустые занятия. Воспитывали четверых детей. Несправедливо с ним поступили, это все клевета. Преследовать его начали еще после возвращения из армии. 6 января Азату исполнится сорок. Он ведь уже не в том возрасте, чтобы заниматься недостойными делами».

По словам Фариды апа, остальные ее дети также придерживаются ислама, средние – соблюдающие мусульмане, старшие живут с верой в сердце, стараются выполнять предписания религии предков.

В год ареста Азата семью настигла другая беда – у Галимзяна абый обнаружили рак, была операция. Фарида апа ухаживала за мужем, всегда находилась рядом, поэтому и суд с оглашением приговора она была вынуждена была пропустить. Будет ли подана апелляция – мать осужденного сказать пока не может.

«Летом через адвокатов добились свидания. Больше двух часов говорили с сыном. Он меня успокаивал: «Не верьте, мама». Я и не верю. Вернется, даст Всевышний, вернется», – с надеждой в голосе говорит мать Азата.

«Азат даже не изменился, держится стойко»

С девушкой из Азнакаево Рамзией судьба Азата свела в 1998 году. Оба студенты института культуры. Рамзия – первокурсница, а Азат тогда учился на третьем курсе. После окончания вуза молодые создали семью. Один за другим на свет появились четверо детей – три девочки и один мальчик. Сейчас дочери Азата учатся в 8, 6 и 3 классах. Младшему в апреле исполнится пять.

Теща Азата Муршида ханум в беседе с корреспондентом «Татар-информ» призналась, что не верит в виновность зятя.

«Вернутся они, даст бог, они ведь ни в чем не виноваты, – также уверена она. – Такого хорошего человека, как Азат, нет во всем белом свете. Видимо, судьба такая. Кому же он переступил дорогу? Для нас он прекрасный человек, все ведь любят Азата. Дочка моя тоже не сдается, слава Всевышнему. Желаем ей больше сил, чтобы это все пережить. Только вот дети очень его ждут. Когда папа покинул дом, младшему было полтора года. Маленький, а все знает и понимает. Как-то мне говорит: «Бабушка, а ты знаешь, где папа?» Я ему: «Нет, сыночек, не знаю». –Он же в СИЗО сидит!» Все в руках Аллаха. Девочки тоже верят, что папа вернется. Мы тоже верим».

Муршида апа участвовала в судебных заседаниях в октябре, но в день оглашения приговора в зале ее тоже не было.

«Азат держится, он совсем не изменился и не похудел. Да поможет ему Всевышний Аллах», – говорит Муршида апа.

«Наши пути давно разошлись»

Корреспондент «Татар-информа» связался с бывшим коллегой Азата, одним из солистов группы Артуром Мингазовым.

«С тех пор как он отделился от коллектива, мы не общались – не то чтобы видеться, даже по телефону не говорили. У каждого своя дорога. Он ушел с Вэли, а я остался с Маратом. Не общались около 7–8 лет. Пока вместе работали, Азата знали только с хорошей стороны. Культурный, к музыке очень способный, был хорошим баянистом. Не слышал ничего плохого о нем ни от кого. Как же так получилось? Это поразительно. Невозможно поверить», – говорит Артур.

«К нам не имеет отношения»

Говоря об Азате Адиеве как о фигуранте громкого уголовного дела, СМИ обычно упоминают о его участии в группе «Казан егетлэре». Коллектив и сегодня ведет активную деятельность, хотя от первоначального состава группы практически никого не осталось. Мы поинтересовались, не «бьет» ли информация об экс-солисте группы по репутации коллектива. Ребята из нынешнего состава заявили, что эта информация не имеет к ним никакого отношения.

Среди архивных материалов группы не нашлось ни одного клипа с Азатом Адиевым. Не удалось найти и клип на песню «Миляуша», с которой и начался путь «Казан егетлэре» к славе. В официальной группе музыкальной команды фотографий Азата Адиева нет. Ни клипов, ни фотографий Азата Адиева – одного из основателей коллектива у группы тоже не сохранилось.

Арест

Как было оглашено в судебном заключении, в ячейку «Хизб ут-Тахрир» Азат Адиев вступил 2009–2010 годах. В целях распространения идеологии запрещенной в России террористической организации ячейка проводила многочисленные встречи и агитационные собрания. Известно, что только в 2013–2014 годах было проведено около пятидесяти таких собраний. Встречи могли проходить где угодно – в квартире, кафе и даже салоне автомобиля. Перед членами организации была поставлена задача вербовки прихожан казанских мечетей, а также ведение пропаганды в интернете. Помимо этого, по некоторым данным, участники группы платили ежемесячный членский взнос в размере 500–1000 рублей на приобретение методических пособий.

Азат Адиев впервые был задержан в июле 2012 года. 19 июля было совершено покушение на муфтия Татарстана Илдуса Фаизова, в этот же день террористами застрелен руководитель отдела ДУМ РТ Валиулла Якубов. Среди временно задержанных по этому делу оказался также и Азат Адиев. Известно, что тогда в его доме провели обыск.

Азат Адиев и его единомышленники были арестованы 14 октября 2014 года. По данным следственного комитета, во время обыска в домах задержанных нашли запрещенную литературу, диски и символику запрещенной организации – черные флаги. Эти черные флаги казанцы хорошо помнят – в 2008 году 28 автомобилей устроили пробег по Горьковскому шоссе с флагами в окнах машин. Тогда троих организаторов акции отправили в колонию на сроки от 3 до 6 лет, а машины оказались на штрафстоянке.

Звезда по имени Азат Адиев ярко вспыхнула и погасла. Его осудили на реальный срок. На момент задержания ему было 36 лет. Совершенное им преступление относится к тяжким, поэтому ходатайство о досрочном освобождении он сможет подать лишь по истечении половины срока – через 8,5 года. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев