Кто занимается IT-исследованиями в Университете Иннополис и сколько у вас сейчас проектов?
– В университете есть подразделение, которое отвечает за научно-исследовательскую деятельность, мы его называем «грантовым отделом». Его сотрудники с нашими индустриальными партнерами занимаются исследованиями и разработками в области IT для реального сектора экономики. Мы для себя определили топ-100 ведущих российских компаний, с которыми ведем активную работу. В их числе – «Газпром», «Аэрофлот», «Россети», «Сбербанк» и другие. Практически с каждой из этих компаний у университета есть различные проекты, которые создаются силами наших профессоров, специалистов и студентов. Это позволяет зарабатывать деньги для университета на нашу операционную деятельность, студентам – обретать опыт в реальной индустрии, а также получать обратную связь от индустриальных партнеров по поводу качества подготовки абитуриентов. Сейчас у нас почти 42 проекта на общую сумму около 3 млрд рублей.
Может, сейчас есть компании, которые тоже хотят стать партнерами университета? Как вы находите партнеров?
– В России культура такого спонсорства, желание быть меценатом отсутствует, поэтому здесь мы в большей степени работаем как голодные студенты: бегаем по заказчикам, ищем проекты, которые сможем реализовать. Если кто-то хочет стать нашим партнером, то мы открыты, готовы к сотрудничеству. Но пока это работает так: у университета есть команда аккаунт-менеджеров, которая работает с индустрией на предмет генерации и реализации проектов.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о разработках университета.
– Один из больших проектов в рамках дорожной карты «Аэронет» называется «Создание 4D-модели Республики Татарстан». Это создание платформы, которая аккумулирует в себя большое количество данных от различных участников консорциума. Например, мы получаем данные космосъемки, фотосъемки, съемки беспилотников, дронов. Мы это умеем склеивать. Во-вторых, все это привязываем к точному межеванию практически до 20 см, чего не делает никто. Почему 4D? Мы видим информацию в условиях изменения по времени.
Это актуально, например, для нефтяников, у которых есть газопроводы. В природоохранной зоне не должно быть незаконных построек, врезок в эти трубопроводы и т. д. С помощью этой системы можно за секунду увидеть, если там появится какое-то строение. Эта платформа сама по себе достаточно уникальна, ее аналогов в мире нет. На этой платформе генерируем некие сервисы, которые покупают у нас коммерческие заказчики. К примеру, аграрные сервисы. Мы имеем данные по полям: как засеяли, что там с почвой происходит и т. п.
Другая разработка – внутритрубный робот для компании «Газпром». Точнее, делаем информационную систему – пишем код, который с помощью робота будет позволять «Газпрому» получать важные для них данные с точки зрения исследования трубы на предмет потенциальной коррозии, износа. Робот собирает стружку, смотрит, не появились ли микротрещины и т.д. И все это в режиме реального времени. Подобные решения есть, но они не работают в режиме реального времени. Есть платформа, которая быстро анализирует, выдает необходимую информацию, дальше уже специалисты принимают решение, что с ней делать.
У нас по робототехнике порядка 12 различных проектов. Тросовый робот способен выполнять достаточно сложные элементы сварки, покраски. Есть беспилотные автомобили с электрическим, дизельным и бензиновым двигателями. Есть промышленные и коллаборативные роботы, выполняющие сложные операции по обработке деталей для конечного использования. Есть антропоморфные роботы, которых мы учим ходить по гладкой и пересеченной местности. Сейчас разрабатываем систему управления на основе новых приводов, которая будет амортизировать удары, она будет запасать их энергию в механическую энергию, которая будет использоваться для следующего шага. Таких аналогов тоже в мире нет.
В апреле университет планирует начать тестирование дрона аэроразведки для беспилотного внедорожного «КАМАЗа». Какие задачи он решает?
– Здесь секрета нет. Мы делаем беспилотный автомобиль, дрон выполняет функцию оценки текущего состояния местности. Беспилотник сам должен уметь строить маршрут и передвигаться в условиях потенциального изменения или сложностей местности. Например, случилось наводнение, нужно добраться из точки А в точку В, а текущая карта неактуальна, потому что там, к примеру, сошел оползень, изменился рельеф местности. Нужно быстро построить карту, маршрут, чтобы машина смогла проехать. Вот эти задачи и решает данный комплекс. Испытания будут проводиться в реальных условиях.
У университета есть еще несколько проектов по беспилотным автомобилям. Например, беспилотный электрический автомобиль «Киа». Мы в рамках гранта будем тестировать беспилотные элементы в динамически меняющейся городской среде на нашем втором беспилотнике «Хендай».
Университет получает какую-либо материальную поддержку от государства или все средства приходится привлекать самим?
– Университет не имеет государственного финансирования, поэтому часть операционных средств нам приходится зарабатывать самим. На данный момент у нас нет ни федерального, ни республиканского финансирования. Все средства – внебюджетные. Мы их сами зарабатываем. По поводу федерального финансирования мы обращались за помощью к Президенту и к Премьер-министру РТ. Речь о том, чтобы на условиях софинансирования получить субсидии, то есть 50% университет привлекает сам, а 50% – субсидии. Этот вопрос сейчас находится на рассмотрении.
Как в Университете Иннополис организована система довузовского образования?
– Университет Иннополис позиционирует себя как университет полного цикла. Большое внимание уделяем и довузовскому образованию, и нашим выпускникам. Мы занимаемся тем, что популяризируем IT-профессии среди молодого поколения. И своего рода наша миссия – формирование поколения молодых специалистов в области IT, которые будут менять и трансформировать нашу страну в условиях цифровой экономики. Поэтому мы занимаемся организацией олимпиад, летних и зимних школ, готовим курсы по информатике, робототехнике и т. д. Рассказываем ребятам, что такое «IT» и как в этой сфере можно построить карьеру. Это нам позволяет отбирать наиболее талантливых потенциальных студентов университета.
Также большое внимание уделяем студентам. У нас есть Центр развития карьеры. Мы помогаем нашим студентам правильно писать резюме, подходить к процессу интервью и собеседования, которые проводятся при приеме на работу. Подбираем и помогаем им определиться с вакансиями, которые для них более всего подойдут, контролируем их трудоустройство. Как правило, у нас трудоустраивается 100% выпускников в Иннополисе. Образование у нас бесплатное, но у студентов есть ученический договор, согласно которому они должны пройти отработку в компаниях города Иннополис.
У нас есть очень талантливые ребята, которые начиная с третьего курса разрабатывают серьезные проекты, занимаются исследованиями. Есть ребята, которые создали свои компании, в том числе в Иннополисе, получили международные гранты.
Каков средний балл ЕГЭ у ваших абитуриентов?
– В прошлом году рейтинг по ЕГЭ (хотя мы не используем ЕГЭ в качестве отборочного экзамена в прямой форме, смотрим результаты постфактум) в университете Иннополис составил 90,4 балла. Это очень высокий балл. Если сравнить с бюджетными вузами, то мы вторые среди технических вузов страны и седьмые в общем зачете вузов России.
Сколько студентов вы планируете принять в этом учебном году?
– В 2018 году мы приняли 255 студентов. На 2019 – 2020 учебный год мы планируем принять 285 студентов на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры на грантовых условиях. 149 студентов в прошлом году выпустили, все они трудоустроены в Иннополисе.
Как будет развиваться сотрудничество с Университетом НТИ «20.35»?
– Мы подписали соглашение о сотрудничестве, в том числе для реализации части инициатив Университета «20.35». Появятся дополнительные курсы, которые мы, надеюсь, будем реализовывать в рамках программы цифровой экономики. То есть мы будем учить цифровой экономике.
Сколько иностранных студентов обучается в университете?
– Около 30% от общего числа студентов – иностранцы. Причем, из 37 стран мира, включая дальнее зарубежье. Всего у нас сейчас обучается 600 студентов.
Проводится какая-либо работа, чтобы иностранные студенты остались в городе Иннополис после обучения?
– Такая работа проводится. У иностранных студентов возникают сложности с оформлением документов. Поэтому работаем с соответствующими органами, которые выдают разрешение на работу, помогаем оформлять визу, целый отдел у нас этим занимается. Но для них правила такие же: если они получили у нас образование, то должны отработать.
Ваши студенты проходят стажировки за границей?
– Мы не оплачиваем стажировки за границей. Есть несколько программ, по которым студенты могут поехать за границу на обучение. Например, «Алгарыш», «Глобальное образование». По этим программам у нас студенты ездят. Есть также программа академического обмена, когда, к примеру, к нам приезжают из университета Амстердама, а наши студенты уезжают туда и проходят стажировку.
Но целенаправленно мы не финансируем отправку наших студентов за рубеж и не считаем целесообразным. Потому что у нас около 80% преподавателей – иностранцы. Чтобы давать образование мирового уровня в IT-сфере, нужны специалисты в этой области. На территории России таких специалистов немного.
Из каких стран приехали к вам иностранные преподаватели?
– Это весь мир – Италия, Франция, Америка, Сингапур, Пакистан и другие страны. Мы ищем преподавателей по потенциалу и уровню Хирша – это международный индекс качества преподавателей.
В международной академической среде создали некий уникальный индекс. Из чего он состоит? Ученый проводит исследования, они публикуются в различных журналах, публикации цитируются, используются в научных работах. Исследования, публикации и цитирование формируют некий индекс. Если он высокий, значит – профессор, который потенциально может быть хорошим преподавателем, достаточно разбирается в своей области.
А как вам удается привлечь в университет таких преподавателей?
– Это наше ноу-хау. Самая сложная задача – найти талантливого преподавателя, профессора, привлечь его сюда, чтобы он делился своими знаниями со студентами, по сути, давал образование мирового уровня в Университете Иннополис. Это сложный процесс, который мы умеем делать. Это работа специального отдела, который занимается привлечением профессоров, у них много различных методик.
Нет комментариев-