Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Уникальные оборудование и технологии: как в КНИТУ-КАИ реализуют новые образовательные программы

Уникальные оборудование и технологии: как в КНИТУ-КАИ реализуют новые образовательные программы
Заведующий кафедрой «Материаловедение, сварка и производственная безопасность» КНИТУ-КАИ ЭнгельГалимов и доцент кафедры Павел Шибаев в интервью «Татар-информ» рассказали об уникальных технологиях в ВУЗе и как там готовят востребованных высококвалифицированных специалистов. Подробнее читайте в нашем материале.

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ и Казанский национальный исследовательский технологический университет в рамках развития системы партнерства между университетами договорились тиражировать профессиональные образовательные программы по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Материаловедение и технологии материалов». Программы реализуются с целью повышения качества образовательных услуг за счёт синергизма научного и кадрового потенциала в результате коллаборации вузов, подготовки конкурентоспособных специалистов.

Современная материально-техническая база и тесная связь с МГУ

— Энгель Рафикович, расскажите, какие цели и задачи новых образовательных программ?

— В 2019 году Министерством науки и образования РФ был объявлен конкурс на разработку и реализацию образовательной программы высшего образования с привлечением научно-педагогических работников из университетов, входящих в топ-200 предметных глобальных рейтингов. Заказчиком программы является «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». Наш университет участвовал в этом конкурсе, который мы выиграли.

В настоящее время наша кафедра совместно с ведущим университетом нашей страны — МГУ им. М. В. Ломоносова, разрабатывает образовательную программу бакалавриата по направлению 22.03.01 — «Материаловедение и технологии материалов». У нас уже сложился богатый опыт плодотворного сотрудничества с московским вузом. Программа разрабатывается с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов. В рамках выполнения проекта разрабатываются массовые открытые онлайн-курсы (МООК) на русском и английском языках, которые будут размещаться на российских образовательных платформах, интегрированных с государственной информационной системой «Современная цифровая образовательная среда» и международных образовательных онлайн-платформах. Подготовка студентов по данной программе будет проводиться в КНИТУ-КАИ с 2021 года.

У этой программы есть четыре основные цели:

1. Перевод основных образовательных программ по материаловедению и технологии материалов на новейшие IT-технологии. Всё это проводиться совместно с МГУ.

2. Разработка массовых открытых онлайн курсов на русском и английском языках.

3. Сетевая реализация новых программ. Например, студенты Новосибирского государственного технического университета и КНИТУ-КХТИ будут изучать наши дисциплины, а наши магистры будут изучать ихпередовые программы.

4. Профориентация для школьников, которая проводится на новом качественном и технологическом уровне. Горизонт программы — 17 месяцев. В этом году впервые прошла 21-дневная смена для одаренных детей из всей России по материаловедению. Руководителем этого премьерной смены был доцент нашей кафедры Павел Шибаев.

Собственные онлайн-курсы и помощь МГУ

— Энгель Рафикович, расскажите о сотрудничестве с МГУ?

 — Мы занимаемся разработкой этой передовой программы с привлечением партнеров, которые входят в топ 200 предметных глобальных рейтингов, в России таким лидером является МГУ. У них традиционно сильнейшая школа и научная база, а также отдельно создан факультет, который так и называется «Наука о материалах». На этом факультете ведутся исследования мирового уровня. И МГУ выступает партнером- разработчиком, который помогает нам в рамках этого проекта создать на мировом рынке конкурентоспособную образовательную программу и целый комплекс мероприятий, позволяющий повысить мотивацию преподавателей.

Передовая образовательная программа должна быть разработана с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов, в соответствии с перечнем приоритетных направлений подготовки кадров, указанных в приказе Минобрнауки России, в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки. В рамках этого проекта мы готовим два онлайн-курса, один на российскую платформу Stepik, которая направлена на то, чтобы быть конкурентоспособными и делиться опытом КАИ на рынке образовательных услуг. Мы разрабатываем также онлайн-курс на английском языке для международной платформы Udemy. Причем этот курс разрабатывается в тесной коллаборации ряда кафедр нашего университета (математики и теоретической механики, нанотехнологии в электронике) совместно с ведущими преподавателями двух факультетов МГУ.

Безусловно, коронавирус оказал влияние на образовательный процесс. Мы живем в эпоху глобализации, в эпоху интеграции образовательных технологий, мы не можем не меняться и не реагировать, поэтому, например, один из наших методических семинаров с участием специалистов из МГУ и представителей промышленных предприятий проходил в сетевой форме с использованием современных технологий.

При этом меняющиеся условия позволяют нам пересмотреть подход к обучению и делать акцент на использование современных технологий. Например, в этом году мы прошли повышение квалификации в МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого с использованием современных технологий по дистанционной форме обучения. Все это стало неоценимым опытом для нашей работы. И те знания, которые были получены активно внедряются нашими преподавателями в учебный процесс.

— Энгель Рафикович, скажите почему выбор пал на КНИТУ-КАИ?

— Сегодня КНИТУ-КАИ является признанным в России и за рубежом современным образовательным и научно-исследовательским кластером, готовящим высококвалифицированные кадры для многих отраслей промышленности. КНИТУ-КАИ занимает высокие позиции среди технических вузов России и попал в глобальный рейтинг лучших вузов по направлению «Технические науки». ВУЗ обладает современной материально-технической базой, реализует широкий спектр направлений инновационных образовательных программ по разным уровням образования. У обучающихся имеется уникальная возможность получить качественное образование. У нас проводится модернизация материально-технической базы, совершенствуется учебный процесс, укрепляются связи с производством, развивается международное сотрудничество. Научный потенциал университета составляют: 7 институтов, в том числе германо-российский институт новых технологий, 1 факультет, 45 кафедр, 11 научно-образовательных центров, 2 колледжа, 1 бизнес-инкубатор, 48 научно-исследовательских лабораторий. Здесь трудятся более 3000 преподавателей, научных работников и инженеров, в том числе свыше 700 докторов и кандидатов наук, среди них 17 академиков и членов-корреспондентов РАН, АН РТ, Международной академии наук высшей школы. Вот поэтому выбор пал на КНИТУ-КАИ.

Сотрудничество с зарубежными университетами и гарантированное трудоустройство

— Энгель Рафикович, расскажите про развитие направления «Материаловедение» в КНИТУ-КАИ?

— Подготовка студентов на кафедре проводится по двум направлениям. Первое направление бакалавриат- 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов», профиль подготовки «Материаловедение и технологии новых материалов». По этому направлению имеется магистратура. Второе направление — «Машиностроение», профиль подготовки «Оборудование и технология сварочного производства». Наш университет является единственным в РТ, в котором проводится подготовка по данному профилю. Для подготовки специалистов на кафедре имеются современные учебные и исследовательские лаборатории (их всего 15).

Кафедра имеет высокие показатели успешности в образовательной деятельности. Кафедра участвует в разработке и реализации международной образовательной программы по проекту европейской комиссии TEMPUS «Модернизация образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в области инженерного материаловедения» с участием университетов из Германии, Бельгии, Израиля, Франции, Польши и других стран. Многие наши преподаватели проходили стажировку в ведущих университетах этих стран. Проводятся мероприятия по развитию интернационализации: сотрудничаем с коллегами из зарубежных университетов; обучаем иностранных студентов; участвуем в международных конференциях, в образовательных и научно-исследовательских проектах. На нашей кафедре регулярно проходят стажировку специалисты из Китайской Народной Республики (срок подготовки от 1 до 3 месяцев).

Кафедра имеет высокие показатели успешности научной деятельности. На кафедре проводятся научно-исследовательские работы по разработке новых материалов и перспективных технологий. Например, в период с 2016 по 2019 год кафедрой выполнено международное соглашение на тему «Разработка технологий получения синтактических углеродных пен с заданными теплофизическими свойствами для работы в экстремальных условиях». Эти уникальные по эксплуатационным свойствам материалы используются в авиационной и космической технике, судостроении и теплотехнике, а также в других отраслях промышленности. Соглашение выполнялось совместно с Харбинским политехническим университетом (КНР), МГТУ им. Н. Э. Баумана и «НИИграфит» (г. Москва).

— Каковы предварительные итоги и перспективы применения вашей программы в сотрудничестве с предприятиями РТ и РФ?

— Индустриальными партнерами разрабатываемой программы являются: Казанский вертолетный завод, Казанское моторостроительное производственное объединение, Казанский авиационный завод и Казанский компрессорный завод.

Специалисты по направлению «Материаловедение и технологии материалов» востребованы для предприятий многих отраслей промышленности. Это обусловлено тем, что получение, разработка и практическое применение перспективных материалов и прогрессивных технологий являются основой современного производства и во многом определяют уровень развития научно-технического и экономического потенциала государства. Разрабатываемая передовая образовательная программа предусматривает профессионально-практическую подготовку студентов в виде практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на промышленных предприятиях. Между университетом и индустриальными партнерами заключены договора на проведение различных видов практик (учебной, производственной и преддипломной), проводимых в соответствии с учебным планом.

Вклад промышленных предприятий в реализацию проекта заключается в участии при формировании учебных планов, создании необходимых условий для проведения студентами программ практик, предоставлении студентам и ППС (руководителям практик от КНИТУ-КАИ) возможности пользоваться помещениями для проведения практических и теоретических занятий, лабораториями, мастерскими, технической и другой документацией, необходимыми для успешного освоения студентами программы практик и выполнения индивидуальных заданий. Считаю, что это долгосрочный проект, который приведет в дальнейшем к совместным научным исследованиям и практическим результатам. Уверен, что реализация передовой образовательной программы будет полезна не только предприятиям нашего региона, но и предприятиям РФ.

— Энгель Рафикович, поделитесь, каким требованиям должны отвечать научно-педагогические работники, участвующие в образовательной программе?

 — Для участия в разработке образовательной программы было необходимо выполнить определенные требования:

 — иметь высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;

 — большой опыт в подготовке специалистов по данному направлению;

 — индекс Хирша участников проекта должен быть не менее трех;

 — участники должны иметь определенное количество публикаций в журналах, индексируемых в международных базах данных Scopus и WoS;

 — наличие современной материально-технической базы и ряд других требований.

Эксклюзивные онлайн-курсы

— Павел Борисович, расскажите, как велась разработка передовых образовательных программ высшего образования?

— Разработка и реализация этой передовой образовательной программы высшего образования ведется с привлечением научно-педагогических работников из университетов, входящих в топ-200 предметных глобальных рейтингов. Она включает в себя выполнение работ по разработке и реализации передовых образовательных программ высшего образования и их отдельных частей (модулей) с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов, по тиражированию данных образовательных программ (образовательного контента), а также повышение квалификации и стажировку научно-педагогических работников в целях дальнейшей реализации ими данных образовательных программ. Потребность в работе определяется стратегиями развития системы высшего образования Российской Федерации с учетом задач, сформированных национальным проектом «Образование», в рамках достижения результата федерального проекта «Молодые профессионалы» с целью:

 — повышения качества реализуемых образовательных программ высшего образования (образовательного контента);

 — повышения мотивации научно-педагогических работников к разработке новых передовых междисциплинарных экспортно-ориентированных образовательных программ высшего образования и их отдельных дисциплин (модулей) по приоритетным специальностям и направлениям подготовки высшего образования.

— Павел Борисович, расскажите, какое техническое и программное обеспечение используется в процесс образования?

— Для разработки и реализации этой программы на предприятиях с ними был заключен договор о приеме наших студентов на практику, повышении квалификации, стажировке и на трудоустройство выпускников, которые будут обучаться по этой программе. Причем этот договор бессрочный, при условии, что наши студенты смогут показать высокий уровень знаний и навыков, и главным образом компетенций, которые должны быть сформированы по итогам освоения этой передовой образовательной программы.

Современное образование требует внедрение передовых технологий, включая и VR-технологий, дополненной и смешанной реальности, виртуальные тренажеры, потому что есть студенты, в том числе иностранные, с которыми мы выстраиваем работу с помощью этой программы. И сейчас нет никаких проблем в работе со студентами, даже если они находятся за рубежом, им также выдаются задания, есть специальное программное обеспечение. В своей работе мы применяем современное программное обеспечение передовых компаний «Siemens», «АСКОН», которое позволяет проектировать, моделировать и создавать трехмерные модели деталей. Широко используем методы прототипирования с применением 3D-принтеров и 3D-сканеров. Студенты имеют возможность заниматься проектированием с использованием продуктов фирмы «Autodesk», которые применяются в ведущих мировых компаниях. Так программа «AutodeskDesign» позволяет обучающимся моделировать и испытывать изделия из современных композиционных материалов. В процессе обучения наши студенты активно изучают и осваивают эти программные комплексы.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов в КНИТУ-КАИ имеется «Центр прикладных нанотехнологий». Основные направление деятельности центра — это проведение фундаментальных прикладных исследований по анализу и созданию новых и высокоэффективных наноструктурированных материалов, наноустройств и моделей. Необходимо отметить современное оборудование, которым оснащен центр, сюда входятсканирующие микроскопы, просвечивающие электронные микроскопы, рентгеновские дифрактометры, сканирующие зондовые микроскопы. Это уникальное оборудование, перечень которого очень велик. Разрабатываемая образовательная программа предоставляет уникальную возможность скооперироваться многим кафедрам ведущих Вузов РФ по специальности «Материаловедение и технологии материалов».


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев