Новая методика, по словам специалистов, позволит медицине в подобных случаях навсегда отказаться от ампутации ноги на уровне бедра, а пациентам позволит использовать протез.
Мансуру Сибгатуллину из Мамадышского района Татарстана поставили диагноз сахарный диабет 18 лет назад – тогда мужчине было 36. С того момента Мансур четко выполнял рекомендации врачей, принимал необходимые лекарства, однако в 2012 году мужчина стал инсулинозависимым. В это же время врачи обнаружили у него закупорку бедренной артерии и нарушение кровоснабжения в правой ноге.
Чтобы предотвратить возможное развитие гангрены, появление язвенно-некротических процессов и, как следствие, ампутации ноги, врачи РКБ приняли решение провести Мансуру бедренно-подколенное шунтирование – иными словами, операцию по восстановлению кровоснабжения бедренной артерии. Однако у Мансура начались осложнения.
По словам медиков, у пациента молниеносно развился процесс, при котором началось омертвение тканей и потребовалась ампутация. 2 августа врачи ЦРБ Мамадышского района созвонились со специалистами Клиники медицинского университета Казани и на машине скорой помощи отправили Мансура в Казань.
«Врачи вовремя заметили, вовремя поймали и ликвидировали гангрену. Врачи справились – молодцы! Я понимал, что без ампутации невозможно. Я был готов, к тому что ноги на уровне бедра придется лишиться. А умелый врач сделал все правильно, я доверился ему. Вот уже почти 10 дней прошло, и я поправляюсь. Я всех медицинских терминов не знаю, поэтому и не могу объяснить точно», – улыбаясь поделился Мансур Сибгатуллин.
Операция, которую сделали 54-летнему мужчине, в своем роде уникальна. По словам врачей, раньше при некрозе тканей, или, проще говоря, при гангрене ноги был один выход – ампутация конечности на уровне бедра. А это, отмечают специалисты, чаще всего приводило к летальному исходу. Кроме того, после полной ампутации пациенты были прикованы к постели – крепить протез возможности не было.
«Часть мышц у Мансура Сибгатуллина была недееспособна. Мы провели интенсивную консервативную медикаментозную подготовку-поддержку, провели более тонкую детализацию проходимости определенных веточек артерий и шунта. После этого решили провести данную операцию. Во время операции мы убрали мертвые ткани и выделили шунт, на основании этого нашли жизнеспособные ткани и их максимально сохранили. И сейчас мы имеем вот что: у больного с субтотальным поражением стопы и голени мы удалили только стопу. Через месяц или полтора он уже встанет на протез и будет адекватно передвигаться», – рассказал доцент кафедры хирургических болезней №2 КГМУ, заведующий центром для больных диабетической стопой Казани Константин Корейба.
Во время операции, которая, к слову, длилась менее часа, пациент находился в сознании. По словам хирурга, Мансуру специально выбрали спинальный наркоз, чтобы в случае осложнений мужчина смог сам принять решение об ампутации ему ноги на уровне бедра.
«До нас этого пока никто еще не делал. В Москве разработали операционный подход в таких случаях ампутации, который мы взяли за основу и доработали. Еще в Краснодаре нечто похожее делают. Но наша операция – другая. Модифицирование московской технологии позволило нам снизить риск возникновения осложнений во время операции и после нее, сократить время операции и упростить ее техническо-хирургическое выполнение», – отметил Корейба.
К слову, в эту пятницу Мансура уже выпишут домой. Мужчина, по собственному признанию, торопится вернуться к жене и хозяйству. Уникальный метод позволил врачам вернуть пациента к привычной жизни за 10 дней.
«В будущем эта технология даст нам возможность при соблюдении определенных аспектов убрать вообще операцию по ампутации на уровне бедра. Больные диабетом не встают после ампутации ноги на уровне бедра, а при удалении стопы встают. 25 процентов всех больных диабетом людей имеют диабет стопы с язвенными поражениями. 80 процентов язв заканчиваются ампутацией различного уровня. По России пациентам с диабетом проводят ампутацию в 25-35 процентах случаев. Стране нужна государственная программа для диабетиков, как в свое время ввели по онкологии, так надо и по диабету вводить, иначе мы потеряем население», – заметил врач.
По словам Константина Корейба, сегодня уровень развития российской медицины по лечению больных диабетом практически равняется мировому. Между тем, есть одно существенные отличие:
«Если на западе все стараются протезировать, то наша медицина направлена на сохранение тканей и органов. Мы нашу методику запатентуем и будем показывать другим врачам, чтобы они приезжали и учились», – подчеркнул Константин Корейба.
Нет комментариев-