Для крестьянско-фермерского хозяйства Гинсбург В.С., расположенного в селе Именьково, нынешний уборочный сезон – лишь второй с момента его образования. Однако здесь уже научились работать с учетом трудностей, которые преподносят погодные условия.
Немного о самом КФХ Гинсбург В.С.: в прошлом году площадь пахотных земель составляла 800 гектаров, в этом году расширились до 1500 га. Выращивают пшеницу, рожь, рапс. Средний урожай пшеницы – 29-30 центнеров с гектара. С 183 гектаров площадей осенней пшеницы за один оборот получили по 26 центнеров с гектара. Весенняя пшеница идет в среднем 32 центнера с гектара. В этом году на 895 гектарах полей посеяли зерновые культуры, на 238 гектарах – весенний рапс. Работы по уборке практически завершены, осталось убрать 300 гектаров площадей.
По словам агронома КФХ Рафгата Гайнуллина, сейчас при хороших погодных условиях с полей собирают около 1200 тонн хлеба в день. Зерно отправляют в элеваторы в Казань, Рыбно-Слободской район и элеватор в селе Левашово в Алексеевском районе.
В эти дни хлеб КФХ Гинсбург В.С. уходит на «Казанскую мельницу», куда его сдают на хранение на 5 месяцев. С появлением выгодного предложения будут продавать.
«Слава Аллаху, сейчас погода хорошая. А начинали в очень сложных условиях, дожди шли через день. Мокрое зерно элеваторы не принимали. Сейчас влажность снизилась до 15 процентов. А тогда нам приходилось убирать при влажности 25 процентов, больше уже нельзя было ждать. Зерно раскладывали, сушили, чистили, понижали влажность», – рассказывает Рифгат Гайнуллин.
По словам агронома, зерноперерабатывающие предприятия не принимают зерно, в котором превышена установленная базовая влажность. Для ржи она составляет 14,5 процентов. Чтобы убранные в дождливую погоду хлеба высушить до базовой влажности, необходимо 3-4 дня подержать на 25 градусной жаре. Это можно сделать в сушилке, однако такое оборудование стоит дорого – около 14 млн рублей, и покупка таких сушилок маленьким хозяйствам с 500, 200 гектарами площадей не по силам. Они пытаются высушить зерно на солнце, но и солнечной погоды в те дни было очень мало.
«Теперь мы сдаем на «Казанскую мельницу», они каких-то ограничений не ставят. Влажность была немного выше базовой, но принимают даже с такой. «Казанская мельница» производит муку, мы решили, что, в крайнем случае, можно будет перемолоть наше зерно и реализовать в виде муки», – делится планами Рифгат Гайнуллин.
По словам агронома, уборочные работы на полях должны завершиться через 10 дней. К этому сроку должен подсохнуть рапс, его нужно будет намолотить, затем вся техника приступит к вспахиванию земли.
«Рапса в этом году получим меньше запланированного объема, так как условия были сложные, – пояснил Рифгат Гайнуллин. – В начале лета рапс пострадал от засухи. Мы посеяли заграничный рапс, гибрид. Пришлось вносить большое количество удобрений. Потом появилась капустница, с ней боролись. Этот рапс потребовал очень много вложений».
Как известно, в этом году на полях Татарстана произошла массовая гибель пчел, причиной пчеловоды назвали обработку рапсовых полей опасными для пчел ядохимикатами.
«Мы тоже обрабатывали, но перед этим все обговорили с местными пчеловодами, – вспоминает агроном. – Я сам многократно общался с одним из жителей Именьково. Мы опрыскивали поля по ночам. Его пасека стояла недалеко, однако он не жаловался, что пчелы умирают. Возможно, в тех случаях, когда гибли пчелы, поля обрабатывались очень насыщенными ядохимикатами. Мы препараты выбирали по классу безопасности. Надо брать малоопасные для теплокровных животных», – говорит он.
В этом хозяйстве соблюдают расстояние между рапсовыми полями и законно установленными пасеками. Однако, по словам Рафгата Гайнуллина, не все пчеловоды сообщают, где они установили свои пасеки. Уже известно, на каких полях в следующем году хозяйство будет сеять рапс.
«Эти поля будут пяти километрах от Именьково, в трех километрах от Меретяков и 6-7 км от Малой Елги. Туда ни одна пчела не долетит», - уверяет агроном.
Проверка от «Россельхозцентра»
В день нашего посещения в КФХ Гинсбург В.С. приехала проверка. Наши корреспонденты пообщались с представителем «Россельхозцентра».
«Мы смотрим, нет ли болезней у растений, проверяем их на наличие вредителей, сорняков. Сейчас вместе с представителями хозяйства ходим на уборочные, осенние посевные работы. Какими ядохимикатами обрабатывают семена, даем рекомендации. В лаборатории исследуем образцы, делаем анализ на поражающие растения болезни и вредителей. Смотрим, правильно ли сделана обработка», – рассказывает Марс Валеев.
- А бывают случаи, когда обрабатывают неправильно?
– Здесь, как видите, с этим порядок. Бывает, делают неправильно. Мы их всему обучаем, рекомендуем уничтожать испорченное, и в дальнейшем соблюдать все технологии и правила.
Зерно постоянно проверяется, но эта работа платная. Платить хотят не все. Но без проверки могут быть опасные ситуации – например, в этом же селе Именьково еще советские времена был случай: обработали поля пестицидом «аминная соль», потом на поле заходил скот, и в молоке у коров появилась эта соль. Хозяйству пришлось выливать молоко тоннами. Поэтому надо постоянно проверять.
- А если не соглашаются платить?
- Все равно проводим проверку, выставляем счета, если не оплачивают – подаем в суд. Мы тоже не можем делать эту работу бесплатно, есть расходы на препараты, заработную плату сотрудникам. Зимой мы проводим проверку складов, выявляем наличие грызунов, клещей, амбарных жучков, – рассказывает представитель “Россельхозцентра”.
КФХ Гинсбург С.В. постоянно пользуется услугами этой организации. По словам агронома, без заключения лаборатории они не приступают к обработке зерна – ядохимикаты выбирают только после анализов.
Тут же нам удалось понаблюдать за процессом обработки семян, предназначенных для осеннего посева. Об особенностях такой работы нам рассказала Насима Хасанова.
«Обрабатываем зерно для следующего посева. Работу не считаю сложной, мне очень нравится, и зарплату дают вовремя. Размер зависит от объема работы. Задержек нет. Здесь и на зиму остаются семена, мы их заново чистим. Зимой тоже на работу вызывают, не постоянно, а время от времени. Руководители к нам хорошо относятся, если надо – вежливо просят, без грубости, это ведь тоже очень важно. И коллектив дружный», – рассказывает она.
С «умными» комбайнами помощники не нужны
Агроном хозяйства представил нам еще одного работника. Рустам Хасанов, водитель погрузчика. «В две смены выходит, работает и днем, и ночью. Молодец», – говорит Рафгат Гайнуллин.
«Всего у нас 3 механизатора, 2 комбайнера, 3 тракториста, я, два шофера, три работницы и два машиниста. Вот такой у нас небольшой коллектив, а земли 1500 гектаров», – отмечает он.
По словам агронома, в хозяйстве два комбайна – «Полесье» и «Акрос». До этого дня работали оба, сейчас один на ремонте. Еще у хозяйства два грузовика КамАЗ. На уборке оставили один комбайн и один КамАЗ, другой занят на посевной, возит семена. Всего намолотили 1700 тонн. Работают до наступления темноты. С высыханием росы приступают к уборке хлеба, с появлением первой росы прекращают работу.
«Сейчас у комбайнеров помощников нет, эти времена прошли, – рассказывает агроном. – Эти помощники теперь даже не нужны. Комбайн компьютеризирован. Показывает и аварийные ситуации, и потери. Сейчас комбайны хорошие. Раньше барабаны забивались, их приходилось чистить, а сейчас у комбайна есть специальный стартер – нажимаешь на кнопку, он сам устраняет затор», – говорит он.
- Раньше, если колхоз не успевал с уборкой, на помощь приходили другие колхозы. Сейчас как?
– Сейчас так же. Такая помощь оплачивается. В прошлом сезоне я сам вот с этими ребятами помогли одному хозяйству. Обработали 250 гектаров земли, посеяли на 100 гектарах. Заработали 300 тысяч рублей. Потом осенью ездили на уборку, намолотили на 200 гектарах, привезли себе оттуда 65 тонн семян. Сейчас на осенний посев используем их зерно, покупать не пришлось.
- Вы сказали, что приобрели «элитные» семена. Откуда привезли?
- Из Мензелинска. Вот и кепку подарили “ООО Заиковский”. Хорошее хозяйство. Этот сорт называется «Звезда». Очень хотел его, все силы бросил на поиски. К весеннему посеву не успел. Нашли поздно, лишь 15-20 мая. Привезли нам из Мензелинского района. Поздно посеяли, до 19 июля стояла засуха, поэтому в этом году урожай получился вдвое меньше, чем ожидалось. Это очень перспективный сорт, – говорит Рифгат абый.
По словам агронома хозяйства, земли в Лаишевском районе плодородные.
- У нас земли ровные, через каждые 600 метров посажены деревья, они сдерживают снег. Сейчас задержка снега не проводится, солярка дорогая, это уже невыгодно. Будет снег – зависит только от погоды. Здесь одно из полей на южном склоне возвышенности, открывается рано, в этом году озимые успели пойти в рост, и погибли от заморозков, – рассказывает он.
Особенность коллектива КФХ Гинсберг в том, что работники здесь универсальной специальности – могут и на тракторе поработать, а при необходимости сесть за штурвал комбайна. На момент нашего посещения хозяйства на поле работали 6 человек, включая самого агронома.
Салават Шарапов встретил нас за рулем трактора, он сейчас на посевных работах. А всего несколько дней назад он получил премию главы района за высокие результаты в уборке урожая.
«На 1500 гектарах на весенних, осенних посевах задействован он, и к настоящему моменту намолотил 600 тонн зерна. Водителям грузовиков выплачивается зарплата в зависимости от времени, проведенной в посевном комплексе. 65-75 процентов выплачивается, например, если тракторист зарабатывает 1000 рублей, то 750 из них – шоферу. Поэтому, все тут привязаны к трактористу Салавату», – говорит агроном.
«В 1993 году вернулся из армии, с тех пор работаю на тракторе. Когда привыкаешь к технике, переходить с трактора на комбайн несложно. Мне интересно убирать урожай с полей, которые я сам же и засеял», – говорит Салават Шарапов.
- Ваш комбайн компьютеризирован. Сложно было освоить?
– Мы ведь привыкшие по старинке, сначала было немного сложно, сейчас всему научились, удобно, легко, – улыбается тракторист.
- Довольны своей зарплатой?
- Платят хорошо. Работа на селе тяжелая, тут ничего не поделаешь, главное здоровье.
Второй комбайнер, по словам агронома, «идет на рекорд» – на днях его результат должен перевалить за 1000 тонн. Поговорили с Ринатом Хасановым.
- Сколько лет на комбайне?
- В 1984 году окончил школу, с того же года работаю, вот уже 35 лет скоро.
- Нравится ваша работа?
- Нравится, иначе и работать не получится. С молодых лет знаю цену хлебу.
– Зимой чем обычно заняты?
– Зимой работаем в этом же хозяйстве, вывозим зерно… Снег чистим – работа есть.
– Как вам нынешний урожай?
– Слава Аллаху, дожди были. Мне кажется, урожая в этом году должно быть больше.
– Из-за дождей уборка задержалась. Сильно, на сколько дней?
– Примерно на неделю, десять дней. Начнутся опять дожди – не боимся, больше половины уже убрали.
– А бывает так, что урожай не удается собрать?
– Раньше случалось, целые поля оставались неубранными, просто заехать не могли из-за дождей.
– Наверное, было очень жалко?
– Нет, урожай не пропадал совсем, мы его весной собирали на фураж.
По словам Рината Хасанова, его цель – не рекорды и лидерство, а выполнять работу качественно.
– Я рад, что у меня семья, дети рядом, далеко не стали уезжать от нас, в деревне все удобства. Премии и раньше были, они давали стимул, я знаю, что о нас не забывают, – говорит он.
В этот день в КФХ Гинсбург В.С. побывал заместитель главы управления сельского хозяйства Лаишевского района Линар Сабиров.
– С главой сельхоуправления часто выезжаем на проверки. С начала уборочного сезона трижды выезжали на поля для награждения передовиков. Здесь тоже были, с главой района Михаилом Афанасьевым и главой управления сельского хозяйства Виталием Германовым. От района вручили Почетную грамоту и 3 тысячи рублей премии. Комбайнеры работают хорошо. Из-за дождливого лета уборочные работы задержались на 14 дней, в прошлом году к 4 сентября они уже были завершены, – отметил Линар Сабиров.
Нет комментариев-