Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Ульяна Зинина, Facebook: У малого бизнеса и компании-гиганта уже равные возможности

Ульяна Зинина, Facebook: У малого бизнеса и компании-гиганта уже равные возможности
Равны ли возможности продвижения у малого бизнеса и КАМАЗа, каких предпринимателей ждут не дождутся в Европе и почему сейчас так много бизнес-мотиваторов — рассказала спикер программы Facebook Ульяна Зинина в интервью ИА «Татар-информ».

В Татарстан пришла программа Boost with Facebook, которая вдохновляет на открытие своего бизнеса в России и мотивирует начинающих предпринимателей вырасти до экспортеров.

Ульяна, вы являетесь руководителем по связям с государственными органами России в Facebook. Как тема малого и среднего предпринимательства (МСП) соотносится с тем, что вы делаете в компании? Нет ли в этом диссонанса?

— Объясню, какая есть связь: поддержка МСП является приоритетом, как для Facebook, так и для государственных органов, с которыми я работаю. Если мы посмотрим на цели, которые установлены Правительством РФ, то поддержка и развитие МСП являются приоритетом для экономики страны. Стоит государственная задача улучшить состояние МСП в стране, а самое главное — поднять процентное соотношение МСП в доле ВВП. По статистике этот показатель сейчас в районе 20 — 22%. До конца 2024 года стоит задача повысить эту долю до 40%. Как глобальная компания мы видим, что экономика любой страны наиболее устойчива, мобильна и развита в том случае, когда в стране МСБ занимает большую долю.

Мы обсуждали эти задачи с Талией Ильгизовной (Минуллиной, главой Агентства инвестиционного развития Татарстана — прим. Т-и), которая рассказала, что в Татарстане доля МСП несколько выше, чем в среднем по России, — где-то 25%. Если мы, к примеру, посмотрим на долю МСП в Польше, то это порядка 90%. Большая разница! В Польше нет, к примеру, производств по добыче нефти, но сейчас это одна их самых быстроразвивающихся экономик Европы. Мне кажется, МСП в этом играет значительную роль.

пресс-служба Facebook

Как я себе вижу мою задачу — с помощью нашей программы Boost with Facebook, нашего совместного исследования с Агентством стратегических инициатив и GfK привлечь внимание к проблемам МСП в России. Важно понять, чего не хватает предпринимателям, чтобы развиваться, что мы можем сделать, чтобы помочь им овладеть навыками и ресурсами для развития своего дела, особенно если речь идет о выходе бизнеса в цифровую среду. Надо выявить какие-то общие точки, которые позволили бы сделать этот скачок как минимум до отметки в 40%, определенной в нацпроектах.

Мы считаем крайне важным проводить образовательные программы для МСП. Около 140 миллионов компаний существуют и процветают, ищут клиентов, общаются с ними, повышают уровень продаж на наших платформах. Ценность нашей программы в том, что она дает возможность постоянно повышать уровень знаний в сфере диджитал среди предпринимателей, которые пользуются или собираются пользоваться нашими сервисами.

Вы во второй раз запустили программу Boost with Facebook для российского малого и среднего бизнеса, причем впервые — за пределами Москвы. Почему выбор пал на столицу Татарстана Казань?

— Ваш регион является лидером инновационного развития и одним из самых инвестиционно привлекательных. Здесь же был создан Иннополис и другие проекты для поддержки цифрового бизнеса, поэтому мы пришли в Казань и Татарстан. Мы думаем о том, как вывести нашу программу в большее число городов и регионов. Это глобальная программа, которая уже проводится в 17 городах по всему миру: Нью-Йорк, Лондон, Варшава и др. В ноябре прошлого года была Москва, первый город в России. Теперь Казань, и, мне кажется, это вполне логично: ваша республика одна из самых продвинутых с точки зрения развития технологий, мобильного интернета. Кроме того, здесь высокая доля МСБ, есть платформа для дальнейшего роста.

Как отличаются ваши подходы к обучению предпринимателей в разных странах и регионах?

— Boost With Facebook — это глобальная программа, но в каждом городе и стране мы стараемся учитывать специфику. Чтобы эти различия выявить, в России мы провели исследование с Агентством стратегических инициатив, чтобы понять, какие задачи и сложности видят российские предприниматели в работе с диджитал-инструментами. Исследование показало: больше половины понимают, что нужно развиваться с помощью цифровых каналов типа Facebook и Instagram, но многие не знают, как это делать, им не хватает образования в этой области. Именно поэтому мы приходим в города и регионы и рассказываем об основах работы в диджитал.

пресс-служба Facebook

Плюс мы находим и показываем локальные примеры в бизнесе, которые стали успешными. Конечно, когда тебе говорят: «Знаешь, вот есть бизнес в Латинской Америке, который здорово вырос», а ты не можешь с ним найти точки соприкосновения, то это одна история. А когда к тебе приходят казанские ребята и с горящими глазами на пальцах объясняют и говорят: «Мы такие же, как и вы. Я сделал бизнес, это легко, не бойтесь», то это уже заражающая история. Мы специально находим такие истории, рассказываем о них. Некоторые стали известны за пределами России.

Например, казанский бизнес, который начинался как стартап, — Revealbot. Они сейчас являются сильным игроком на диджитал-рынке с множеством офисов по всему миру, в том числе в Калифорнии. Какое-то время назад они стали нашими партнерами.

Недавно в Казани проходил масштабный форум «Мой бизнес», главной задачей которого была мотивация начинающих предпринимателей вдохновляющими историями бизнесменов. Программа Boost with Facebook ставит для себя такую же цель замотивировать?

— С помощью программы мы и вдохновляем, и показываем конкретные инструменты, которые есть на платформе, чтобы на практике объяснить, как действовать. Мы делимся глобальным опытом, теми историями, которые найдут отклик среди предпринимателей; объясняем, что работает, а что нет.

пресс-служба Facebook

Наше исследование показало, что около 90% опрошенных российских МСП сфокусированы только на отечественном рынке. При этом половина хотела бы выходить на экспорт, но многие просто не знают, как. Кажется, что начать очень сложно: «Ой, я же такой маленький бизнес. А как там за рубежом? У меня нет ни инструментов, ни денег». Мы рассказываем, что построить экспортный бизнес с помощью Instagram и Facebook — возможно. У нас есть бесплатные образовательные ресурсы, которые помогут разобраться в инструментах для поиска релевантной аудитории на зарубежных рынках.

Одна из ключевых мыслей, которые мы хотим донести с помощью программы: сейчас, даже если ты маленькая фабрика в пригороде Казани, благодаря диджитал-технологиям для продвижения онлайн ты имеешь те же возможности, что и КАМАЗ, Ак Барс Банк или Татнефть. Любая большая компания имеет те же самые возможности. Уровень доступности технологий — это то, о чем мы рассказываем на своих тренингах. Мы показываем, что каждый имеет шанс расти, даже работать на международном рынке.

На какой практический и реальный выхлоп вы рассчитываете, проводя эту программу? Будете отслеживать, выросло ли число представителей МСП?

— Мы следим за тем, насколько эффективными люди находят наши тренинги, всегда общаемся с представителями бизнеса, собираем обратную связь, проводим опросы после встречи, чтобы узнать, что понравилось, чего не хватило. Наша глобальная задача — это помочь увеличить долю МСБ в стране, в экономике, с одной стороны. А с другой, показать, что быть предпринимателем сейчас — это интересно и возможно. Мы делимся своего рода видением предпринимателя будущего, когда ты можешь просто начать свой бизнес в мобильном телефоне. Тебе ничего не надо, кроме своей креативности. У тебя есть все инструменты по доступной цене. Такая у нас глобальная задача. Если мы к 2024 году внесем вклад в то, чтобы доля МСБ выросла в России, то это будет великолепным результатом.

пресс-служба Facebook

Вы сказали, что открывать свой бизнес сейчас — это круто. Почему?

— Мне кажется, в России у предпринимателей, да и многих людей в принципе есть уникальный творческий дух. Но иногда его негде проявить. А когда ты открываешь свой бизнес и продвигаешь его онлайн, у тебя появляется возможность поделиться с миром историей о том, что ты хорошо умеешь делать.

Мне кажется, что у нас очень богатый культурный код, и бизнес, который вдохновлен этим, зачастую становится востребован во всем мире.

Я лично с большим интересом наблюдаю за бизнесом Varvara Zenina — это российский бренд по производству одежды с национальными элементами. Или, например, проект «Наличники», который продает сувениры с фотографиями национальных наличников России по всему миру. Эти примеры показывают, насколько бизнес, вдохновленный нашими традициями, находит интерес по всему миру.

Недавно Путин одобрил распространение налога для самозанятых на всю Россию. Пока включились только четыре пилотных региона, один из которых — Татарстан. Самозанятые — это ваша потенциальная аудитория?

— Самозанятые — это, по сути, часто тот же малый бизнес, когда ты с минимальными вложениями придумал идею, реализовал ее и стал небольшим бизнесом. Конечно, самозанятые являются частью нашей программы. Одна из задач программы— повысить имидж предпринимателя или «самозанятого». Ведь почему у нас пока маленькая доля МСП? Одна из причин — быть предпринимателем не очень модно.

Расих Фасхутдинов

Почему?

— Люди просто боятся и думают: «А вдруг у меня не получится?», «А вдруг у меня чего-то не хватит?», «А вдруг это никому не надо?». Быть предпринимателем — это очень рискованно, особенно в начале. Конечно, нужно побороть свой страх, и здесь очень помогает сторонний пример. Например, Роберт из Need4Speak рассказывал на тренинге в Казани, как он начинал вместе со своей женой продвигать языковую школу в Instagram аккаунте. Другой пример — Ольга Зиновьева, гендиректор Elementaree. Она начинала свой бизнес одна, а сейчас это крупнейшая сеть поставки боксов с готовой едой. Один из моих самых любимых кейсов — это Bambinizon. Девушка в декрете сидела дома и не могла найти для своего ребенка нормальный комбинезон, который бы хорошо сидел. Она вместе с другими мамами в декрете решила открыть бизнес по пошиву комбинезонов на заказ... Сейчас у них целая сеть магазинов по всей России. Конечно, ей поначалу было страшно, но она сделала первый шаг — и все получилось.

После этого стоит задача, о которой я сказала в начале нашего разговора. Почему для Facebook важна работа над этой программой совместно с партнерами и региональным правительством? Именно партнеры знают о том, с какими препятствиями приходится сталкиваться местному предпринимателю, какие есть административные условия и требования. Государство, с нашей помощью в том числе, помогает определить круг задач и проблем, совместными усилиями мы можем искать решения.

Расскажите о дальнейших планах программы — планируете ли выводить ее в другие регионы России, небольшие города?

— Планов много, так что, я рассчитываю, будем продолжать в разных регионах.

Удачи в ваших начинаниях, благодарим за интервью.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев