Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Улица Ульянова-Ленина: юность Ильича, первый татарский театр и следы деревянной Казани

Улица Ульянова-Ленина: юность Ильича, первый татарский театр и следы деревянной Казани
В преддверии дня рождения Владимира Ленина мы прогулялись по улице, где некогда прошли годы юности и студенчества вождя мирового пролетариата. Улица интересна и другими жителями, которые оставили после себя историю и уютные деревянные домики.

Улица Ульянова-Ленина расположена в центре города, но отличается особой атмосферой тишины и уюта. Здесь сохранились дома XIX века, которые сегодня соседствуют с современными большими зданиями. Об истории улицы с богатым прошлым рассказала краевед, историк, куратор проекта «Казань глазами инженера» Лилия Калимуллина. 

Казань отличается от других российских городов тем, что у нас нет улицы Ленина. Раньше это название носила улица Кремлевская, рассказывает историк. 

«Улица, на которой мы сейчас находимся, раньше носила название «Ульяновых», но когда Казань осталась без улицы Ленина, ее решили переименовать в Ульянова-Ленина», ­— объясняет Лилия. 

Когда Ульяновы здесь поселились, улица называлась Первая Гора. Такое название ей дали из-за особенностей рельефа — на возвышенности, а вдоль тянется глубокий овраг. 

«Вообще в Казани было три улицы с таким названием — Первая, Вторая и Третья Гора. Сейчас это улицы Ульянова-Ленина, Волкова и Калинина», – поясняет краевед. 

Нынешняя Ульянова-Ленина начала застраиваться в начале XVIII века и продолжала зарастать домиками вплоть до начала XIX столетия. План застройки был разработан еще в 1839 году архитектором Фомой Петонди.  



«В городе случился крупный пожар в 1842 году, который разрушил большую часть города. После трагедии местные власти начали реализовывать план Петонди. По его замыслу были реализованы улицы Баумана и Кремлевская», – рассказывает Калимуллина. 

В основном в этих краях селилась интеллигенция и профессура из-за приближенности к Казанскому университету и другим учебным заведениям. 

Шесть поколений семейства Печниковых 

Мы начали свою прогулку с дома № 16, где когда-то жил известный профессор Николай Павлович Печников, завкафедрой дерматовенерологии в Казанском медицинском институте с 1923 по 1929 год. 

Особняк расположился на крутом холме, за которым следует обрыв, а внизу, под возвышенностью, растянулась улица Тихомирова. Когда ее стали ремонтировать к Универсиаде, было решено слегка выровнять холм. Во время работ были найдены каменные плиты с изображением крестов. Возможно, что это обломки от церквей, которые в годы советских репрессий безжалостно разрушали, рассказывает краевед. 

В самом доме живет уже шесть поколений семьи профессора. Он был построен в 1880 году. Хозяева рассказывают, что тщательно следят за своим домом — укрепляют фундамент, латают крышу. На стене мы заметили табличку «Дом обновлен в рамках фестиваля "Том Сойер фест Казань"». 

На крыльце нас встретил хозяин здания Вадим Печников, внук того самого известного врача. Сейчас ему 83 года, но Вадим Николаевич все еще работает — в момент нашей встречи он как раз направлялся в институт.

«Тут соседи у нас были, но их дома снесли. Мы замечательно общались, танцевали, в футбол играли. Весело было. Все было по-свойски, отношения были теплые», – рассказывает он, показывая на новостройку. 

Машин в те годы было мало, и можно было спокойно бегать с мячом по улице без страха угодить под колеса. По этой же причине здесь расхаживали козы и коровы, жившие неподалеку, вспоминает житель улицы.

Вспомнил Вадим Николаевич и про своего деда. «Дедушка был замечательный человек, он купил этот дом. Принимал больных и всяких генералов тайком. Был еще второй врач, но у него была фамилия Печник, говорили, что он незаконный сын (смеется). Дедушка был известной личностью, а тот как бы примазался. Он даже стал профессором, его дом до сих пор стоит в конце улицы», – рассказывает Печников. 

Знаменитой была и бабушка Вадима Николаевича – преподаватель Казанской консерватории Екатерина Ковелькова в свое время даже пела вместе с Шаляпиным 

А вот о том, в чью честь сегодня названа родная улица, Печников говорить не захотел — только махнул рукой: к вождю мирового пролетариат наследник известной казанской фамилии особой симпатии, как оказалось, не питает. «Я знаю только, что он ходил тут огородами играть в шахматы», – заметил лишь он, указав в сторону улицы Тихомирнова. 

Юность вождя 

В паре домов от Печниковых расположился дом № 24, принадлежавший помещице Ростовой. Именно здесь провел три месяца своей юности Владимир Ильич. 



«Когда Владимир Ульянов был зачислен в университет, собственноручно написал в алфавитной книге адрес: Первая Гора, дом Ростовой, квартира госпожи Ульяновой. Семья снимала здесь комнату на первом этаже», – рассказывает Лилия.

Сейчас на двухэтажном срубе с каменным высоким фундаментом красуется мемориальная табличка. Двор дома огражден металлическим забором с калиткой, которая оказалась открыта. По неубранному снегу видно, что сюда давно никто не наведывался. На крыльце дома разбросаны ветки и мусор. За тяжелой железной дверью открывается вид на пустой дом, от которого остались лишь несущие стены. Окна здесь затянуты полиэтиленом, а под ногами скрипят деревянные половицы. Местами пола нет и вовсе — можно рассмотреть погреб и часть фундамента. 

Мифы о первом татарском театре и любовь коммуниста 

Напротив дома Ростовой расположился двухэтажный, ничем не отличающийся от своих деревянных соседей старый особнячок. Когда-то в нем жила дворянская семья Сухановых, рассказала Лилия Калимуллина. 

«Этот дом один из старейших на улице, его относят примерно к середине XIX века. Когда-то тут собирались поэты. Все утверждают, что здесь был первый татарский театр, но комнатки внутри дома очень маленькие, и осталось непонятным, где тут могла разместиться сцена», — рассказывает Лилия.  

Проржавевший знак c номером дома, с плафоном от лампочки внутри, — такие вешали в 20-е годы прошлого века. Рядом со старенькой дверью висит такой же старый почтовый ящик. Все в этом доме: газовые трубы, проводка и даже табличка «Осторожно, газ», — говорит о его ветхости. 

Во дворе, забравшись на старенький сарайчик, скидывал снег с крыши хозяин дома. Как выяснилось, его отец, инвалид войны, получил здесь комнату в 1943 году. 

«Насколько я знаю, здесь до революции собирались молодые писатели, даже сам Тукай приходил. Они ставили молодежные пьесы. Тогда еще женщины не играли в татарских театрах, поэтому мужчины исполняли женские роли. Когда мы делали ремонт в большой комнате, заметили следы в стене от когда-то висевшего здесь занавеса», – вспоминает Роман Орлеевский. 

Показывая на соседний участок, Роман Петрович рассказывает, что там когда-то жил революционер Комлев. «Раньше тут рядом даже улица была в его честь. Когда я копался в сарае, нашел ржавый револьвер и листовку», – вспоминает Орлеевский. 

Живя в этом доме, Роман Петрович периодически сталкивался с интересными находками. Как-то раз нашел складень – икону с тремя створками. Находка была изрублена топором — видимо, ее выбросили во времена церковных гонений. 

О жизни здесь хозяин дома вспоминает с особой теплотой. 

«Здесь был как будто санаторий. Представляете, деревья повсюду росли — вишня, яблоня! Мы даже не знали, что такое аллергия! Когда я был мальчишкой, овраг постоянно подтапливало и мы там катались на плотах, устраивали баталии. Ну а сейчас что? Одни кирпичные коробки», – вздыхает наш собеседник. 



Роману Петровичу уже 82 года. Видно, что он очень любит свой дом и переживает за него всей душой. Планирует привлечь администрацию для реставрации, чтобы сохранить здание как память. Ну а пока старается своими силами поддерживать жилище в хорошем состоянии. 

«Абрам Комлев прибыл в Казань в 1905 году и остановился в доме Сухановых, служивший в то время пристанищем и местом ночлега для многих нелегальных партийных товарищей, не имевших квартир. Так революционер познакомился со своей будущей супругой Антониной Сухановой, дочкой владелица дома. В 1918 году в этом двух тажном доме на втором этаже Комлев был арестован белогвардейцами и затем расстрелян», – рассказывает краевед. 

От царских времен до наших дней 

Улица Ульянова-Ленина интересна своим разнообразием. Прогуливаясь от домика к домику,, можно отследить течение времени. Здесь есть дома царских времен, строения времен революции, советские «ленинградки» и современные здания. Некоторые новые дома совсем не вписываются в общий вид, другие, наоборот, гармонично дополняют своих стареньких соседей. 

Одна из жителей современных домов Полина Фатыхова рассказала, что на месте его стояли старые деревянные дома, которые уже невозможно было восстановить. 

Улица сейчас перестраивается, многие дома начали восстанавливать. К сожалению, раньше этому мало придавали значение и часть красивых домов оказалась разрушена. Жалко, что только сейчас этим стали заниматься более активно. Было бы здорово, если бы улица по максимуму у нас была сохранена в том виде, в котором она существовала раньше», – делится Полина.

Девушка рассказала о своем доме, который, по ее мнению, очень удачно вписался в старину улицы. 

«Здесь была не разрешена постройка выше пяти этажей, и, чтобы сохранить общую структуру улицы, архитекторы постарались скрыть третий и четвертый этажи. Получилось, что с этой стороны их практически не видно. Хорошо продумали, и получилось интересное сочетание с деревянными домами, которые находятся рядом», — делится девушка. 

Дом-музей Ленина 

Завершили свою прогулку мы у Музея имени Ленина. Он был открыт в 1937 году 7 ноября. По воспоминаниям местных жителей, раньше здесь находилось несколько жилых домов и казанская школа имени Песталоцци, отметила Калимуллина.

«Только перед войной выяснилось, что здесь жила семья Ульяновых. В советские годы считалось, что эта улица станет центром туризма», – рассказывает Лилия. 

По словам историка, усадьба, где жили Ульяновы после возвращения в Казань, принадлежала советскому асессору Тимофею Федоровичу Орлову и его жене Елизавете Ивановне. Они были дворянами по сословию. 

«Во флигеле дома поселилась семья Ульяновых после возвращения Володи из села Кокушкина. Подлинный облик усадьбы был воссоздан со скрупулезной точностью. Работа специалиста шла не только над внутренними помещениями, были четко выверены границы строений, местоположений ограды и дорожек. Биологами разработан дендраплан усадьбы и высажены растения которые росли здесь в 80-е годы XIX века», – объясняет она.

«Мать Володи переживала, что он опять вступит в революционное движение, поэтому просила переезда в Самарскую губернию, но ей было очень жалко покидать Казань и это место», – рассказывает краевед.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев