Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Уфимцы пока еще не ценят ни местного прошлого, ни туристов, копируя строительный ширпотреб»

«Уфимцы пока еще не ценят ни местного прошлого, ни туристов, копируя строительный ширпотреб»
Взгляд из Cтарой Уфы на Францию, или как из Черниковки сделать нормандский квартал Carnot
В последнее время стекло, бетон, пластик, металл вытесняют дерево и простую штукатурку из архитектурного облика Уфы. Есть ли смысл остановить этот процесс и продолжать старую строительную традицию? Уфимский историк архитектуры, кандидат искусствоведения Светлана Семенова в колонке, написанной для «Снега», рассказывает, как во Франции продолжают строительные традиции прошлого и берегут архитектуру древнюю – ветхую и без современного «комфорта». Уфимский краевед сравнивает европейский и башкирский подходы к сохранению уникальных архитектурных особенностей городов.


Что происходит с штукатуркой во Франции?

Известно, задача архитекторов – проектировать так, чтобы города не были похожи друг на друга, то есть стараются каждый наделить какой-то «изюминкой». С этой целью, например, в Европе сегодня продолжают старые региональные методы строительства: фахверк (каркас стены из открытых деревянных брусьев с заполнением каменных промежутков, покрытых светлой штукатуркой), кладку стен из местного камня, а также покрывают стены разными давними видами штукатурки.

В Париже и его окрестностях много веков используется так называемая «масляная» штукатурка, которая, скорее, является покраской, побелкой стены из неровного известкового камня, а не выравнивание ее поверхности.

Там до такой степени любят отечественную старину, туристов, которые приезжают на нее полюбоваться, что на фасадах и старых, и новых домов шутки ради оставляют в штукатурке прорехи, откуда проглядывает каменная кладка. Эту декорацию под руины я бы назвала как «Дырка-Обманка в Художественно Облупившейся Штукатурке».


​​​​​​Город Колумьи 70 км от Парижа

 


Город Розе-ан-Бри. 50 км


В городке Розе-ан-Бри под Парижем в 2000-е годы хозяин средневекового фахверкового дома долго спорил с главным архитектором городка. Последний не хотел давать разрешения на реставрацию фасада, выходящего на главную площадь. Чиновник предлагал его покрыть ровной штукатуркой, чтобы дом не отличался от соседних, но владелец настоял на более трудоемкой очистке от накопившейся грязи и плесени. Когда упрямец своими руками отдраил стены, то все оценили «новое» обиталище, которое стало восхищать потрескавшимися от времени деревянными балками и выступающими консолями.

Фундамент этого средневекового дома из бута как губка тянет влагу из земли. Тогда изоляции фундамента не делали. Можно представить, какой влажный микроклимат имеют помещения, особенно в сезон дождей. Его очень любит плесень и грибки, которыми заражены дома. Избавиться от сырого воздуха в помещении лучше всего помогают энергоемкие приборы – вентилятор и печка. Кто не пользуется, тот периодически убирает плесень со стен, на которых и штукатурка держится плохо, трескаясь и осыпаясь.

Власти дают выгодную или ссуду, или компенсацию на ремонт, чтобы не отбить у людей охоту жить в развалюхах. Данными мерами государство спасает индивидуальный облик метрополий, архитекторам дает задание – применять традиционные в крае виды штукатурки, облицовочный камень (песчаник, известняк серых желтых и других оттенков) и кровельной черепицы.

А в Старой Уфе нет «изюминки» в штукатурке?

Пожалуйста, посмотрите на дома по улицам Пушкина, 70, 80; Гоголя 26; Октябрьской революции, 57/1 и другие. Представьте на минуту, что старую штукатурку этих фасадов заменят на новую, а именно, со слишком ровным слоем, который можно сделать только с помощью машины, а не вручную (результат машинного производства). А если покроют одним из видов современной штукатурки, имитирующей какой-то материал, например, мрамор, скальную породу, ракушечник и т.д.? По-моему, получится нелепо. Ведь вместе с неравномерным штукатурным слоем пропадет шарм старины, тепло рук штукатура (результат ручной работы). Неужели в ушедшие времена строители не умели выравнивать штукатурку? Конечно, могли, но не считали нужным.


Фото: 2gis.ru


Повсюду в мире в современном жилищном строительстве дерево заменяют бетоном, металлом, пластиком, но при этом во Франции часто повторяют старые формы архитектуры. Даже оконные рамы, которые с давних времен мастерили с мелкими переплетами, куда вставлялись стеклышки, в новых жилищах французы копируют, а не вставляют типовые.

Уфимцы пока еще не ценят ни местного прошлого, ни туристов, не повторяют форм архитектуры былого, а копируют строительный ширпотреб с банальными пластиковыми окнами и другой типовой отделкой.

Избегают ли французы использовать дерево в новом строительстве?

При рассмотрении фотоснимков квартала Carnot, возведенного в 2010-е годы на побережье Ла-Манша во французском городке Онфлёр (Нормандия), может показаться, что это не Франция, а квартал старой Черниковки (северная часть Уфы) времен советского классицизма 1940-50 годов.

Да, черниковский квартал нельзя было бы отличить от французского Carnot, если бы первый привели в порядок. Например, отремонтировали бы малоэтажные многоквартирные дома и дощатые бараки с сенями. Почистили и восстановили бы отвалившиеся классические портики и ризалиты с треугольными фронтонами, арочными нишами. Обновили бы на крышах крупные слуховые окна. Французы поставили даже деревянную будку автобусной остановки в духе той эпохи. Какой шарм! Соответствует сегодняшней моде на ретро, винтаж!


Фото: 2gis.ru


Выше названному кварталу Carnot , который можно назвать «фонтаном Черниковки на берегу Ла-Манша», возвели по проекту местного архитектора Станисласа Хенига (Или Станислас Эниг, Stanislas Hennig).

Известно, выверенные, приятные глазу, пропорции классицизма использовали в предвоенном и послевоенном Советском Союзе. Так, по приказу из столицы были присланы в Уфу типовые проекты домов, чтобы облагородить и саму Уфу, и ее пригородные рабочие поселки, какой и была тогда Черниковка: части сегодняшних улиц Пекинской, Черниковской, Кремлевской, Калинина, Репина, Боткина и др.

В 1944 году Черниковка получила статус города, в 1956 году присоединена к Уфе. Старожилы и фото тех лет подтвердят, что до 1980-х годов там были уютные дворики с клумбами, красили белым мелом стволы деревьев и бордюры вдоль дорог и пешеходных тротуаров, которые окаймлялись полосами стриженного кустарника. В сквериках стояли скамейки, урны, бетонные скульптуры.


​​​​​​Фото: prawdom.ru


В Уфе архитектура классицизма присутствует с XIX века, а приморский Онфлёр его не знал до появления квартала Carnot.

Строгая архитектура Carnot отличается от соседних старых и новых кварталов, которые веками строились в региональном «нормандском» стиле, который отличается неправильным формами и живописностью. Его особенность состоит в оформлении деревом фасадов домов, в основном фахверком. И сегодня у каждого домика есть свой окрас, что делает улицы разноцветными. Данная традиция продолжается в Нормандии в новом строительстве. И никому в голову не приходит уничтожать старинные постройки из дерева – это места притяжения туристов.

Архитектура домов квартала Carnot хоть и отличается от исторического средневекового центра Онфлёра, но она с ним не спорит, так как Carnot находился на восточном въезде в город. А старый город с гаванью и узкими кривыми улочками в «нормадском» стиле отсюда не виден.

Удалось спасти старый Онфлёр от уничтожения прежде всего потому, что ветхие и милые, иногда с деревянной резьбой, лепящиеся друг на друга домики покупала творческая интеллигенция, к примеру, самые известные представители французской богемы: мать поэта Шарля Бодлера, у которой он часто гостил, композитор Эрик Сати, художник Эжен Буден, писательница Франсуаза Саган и другие, в том числе и уже покойный архитектор Станислас Хениг. В Онфлёре подолгу жили великие художники импрессионисты Ренуар, Сезанн. Со второй половины ХХ века владельцам этого ветхого жилья государство помогает поддерживать в хорошем виде средневековые фасады.

Здесь проживают 7,5 тысяч жителей и работают 4 музея. Музей истории старого Онфлёра расположен в двух древних постройках: бывшей церкви и здании XVI века. В церкви расположена выставка по истории местного флота, а в соседнем трехэтажном фахверковом доме – экспозиции с предметами быта и одежды XIX века, а также интерьеры комнат разных слоев населения древнего морского порта и мастерских по делу столярному, гончарному, сапожному, печатному. В музее нет ни современных витрин, ни компьютерного оборудования, ни пластиковых окон, даже коридор и лестница, по которым перемещаются посетители из зала в зал, остались с давних времен и помогают поддерживать дух прошлого.

Сам квартал, где находится вышеназванный музей, как и древние улочки Онфлёра, является музеем под открытым небом. Все старые детали строительных конструкций и декора, особенно из дерева (даже трухлявого) бережно сохраняются. Понятно, нижние этажи домиков заняты лавочками, ресторанчиками, мастерскими и галереями художников и др.

Сейчас Черниковка советской эпохи уничтожается, а это означает, что ее архитектурный облик исчезнет и из памяти уфимцев. Очевидно, останется ее «фронтом на берегу Ламанша».

На мой взгляд, на быстро надоедающем фоне современной архитектуры становится более привлекательнее «изюминка» в старой штукатурке и дереве, что пока еще кое-где держится в Старой Уфе и Черниковке.


​​​​​​Фото: prawdom.ru


Послесловие

Известно, архитектурный облик Уфы омолаживается с каждым днем, что приветствуют уфимцы, но возникают проблемы с экскурсионным делом, которое началось еще 1960-е годы в Уфимском бюро путешествий и экскурсий. Некоторые старые улицы в исторической части уже тогда были включены в так называемый гостевой маршрут, которым до сих пор пользуются турфирмы.

Значительная часть старых домов, которые являлись объектом показа, в последнее время снесены, и планируется дальнейший снос. К сожалению, многие из них пока не попали в список памятников культурного наследия, так как выявление новых памятников не закончилось.

Судя по тому, как ускорилось уничтожение старого облика Уфы, у меня сложилось впечатление, что власти не пытаются остановить этот процесс. Вероятно, не видят, какую большую роль для патриотического воспитания граждан играют пешеходные прогулки и автобусные экскурсии, где рассказывается об истории уникальной застройки и планировки улиц XIX и начала XX веков. Не говоря о том, что предметом гордости Старая Уфа является для многих уфимцев, когда гостям столицы Башкортостана показывают деревянное кружево и виртуозную кирпичную кладку. Особенно, когда гиды предлагают экскурсии по разным темам, то экскурсии являются хорошим способом проведения досуга и расширения кругозора, а именно в области развития архитектурной мысли в ушедшей эпохе.

Светлана Семенова

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям