Ставшие спорными конкурсы проведены двумя автотранспортными предприятиями Казани 20 июня 2016 года. Открытый аукцион на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 60 автобусов на сумму 588,9 млн рублей для ПАТП № 2 и лизинг 40 автобусов на сумму 393,6 млн для ПАТП № 4. Единственной участницей обоих аукционов стала компания «Лизинг-Трейд», которая и получила оба контракта. Согласно информации с портала государственных закупок, сумма заключенных контрактов осталась максимальной, составив 0,98 млрд рублей.
В УФАС по РТ ИА «Татар-информ» объяснили, что поводом для возбуждения антимонопольного дела стали признаки нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий при заключении и исполнении муниципальных контрактов на закупку автобусов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. В антимонопольной службе отметили, что между всеми участниками закупки имеется связь: оба ПАТП являются муниципальными унитарными предприятиями, а «Лизинг-Трейд» связан с исполкомом Казани через «Банк Казани», что собственно и вызвало претензии УФАС по РТ.
В настоящее время, согласно данным Банка России, 49,1 процента акций «Банка Казани» принадлежат казанскому исполкому (через комитет земельных и имущественных отношений), оставшаяся доля принадлежит ООО «Лизинг-трейд», которой в свою очередь владеет (доля 99,86 процента) Оскар Прокопьев, председатель правления ООО КБЭР «Банк Казани». Отметим, что в 2005 году Прокопьев занимал должность начальника финуправления исполкома Казани, а с 2006 по 2014 годы был заместителем главы Казани по бюджетно-финансовым вопросам.
Заседание 5 июля было перенесено в виду того, что ответчики в ходе заседания не смогли дать исчерпывающих ответов на поставленные вопросы.
Представители ПАТП № 4 и ПАТП № 2 предоставили объяснения, которые, по их мнению, обосновывают стартовую цену их заявки. Однако при рассмотрении этих документов выяснилось, что расчет и согласование цен в автотранспортных предприятиях проводились устно, «по телефону», а значит, и подтверждающие бумаги отсутствуют. В свою очередь, представитель компании «Лизинг-Трейд» на комиссии 5 июля не смог ответить на вопрос Татарстанского УФАС о том, как формируется стоимость лизинговых платежей.
Генеральный директор компании Алексей Долгих, сегодня прокомментировал ИА «Татар-информ» обоснованность стоимости заключенных контрактов.
«Если вы сейчас возьмете стоимость автобусов, среднерыночное удорожание, сравните с удорожанием, которое прошло по той сделке, вы увидите, что там очень низкая цена продажи. Для нас, как для „Лизинг-Трейда“, эта сделка была на грани доходности. Почему ПАТП сделали эту цену максимальной, я не знаю. Мне кажется поэтому никто и не заявился, потому что слишком низкая цена и очень дешево. Изначально в этом конкурсе планка цены была очень низкой, сделать ещё ниже я не знаю кто бы смог», — рассказал Долгих.
«Банк Казани», в свою очередь, также прокомментировал ситуацию, сообщив, что в 2016 году не осуществлял кредитование ООО «Лизинг-Трейд» на закупку автобусов для ПАТП № 2, ПАТП № 4. Представители «Банка Казани» принимали участие в заседаниях УФАС 27 апреля 2017 и 22 мая 2017. На 5 июля 2017 года определение об отложении дела в Банк не поступало, представители Банка не были приглашены, и, соответственно, на заседании не присутствовали, — рассказали в кредитном учреждении.«Давайте разъясним. Во-первых, все необходимые документы мы предоставили в срок и в полном объеме, и на это есть все письменные подтверждения от УФАС. Во-вторых, да, „Лизинг-Трейд“ владеет долей „Банка Казани“. Второй частью „Банка Казани“ владеет исполком Казани. То, что мы владеем одним и тем же предприятием, не делает нас с исполкомом одной группой, и не говорит о том, что действуем в одной цепочке, в одних интересах», — рассказал ИА «Татар-информ» генеральный директор «Лизинг-Трейд» Алексей Долгих.
Также Долгих рассказал и почему на заседании не было представителей «Банка Казани»: «Было несколько заседаний и на одном из них поняли, что финансирующим банком был не „Банк Казани“, а другой, вопросы к „Банку Казани“ были сняты. То есть, сделку „Банк Казани“ не финансировал», — рассказал гендиректор «Лизинг-трейд».
«Есть тонкая грань, если выявили и устранили ошибку до заключения госконтракта, то она считается ошибкой. А если на эту сумму провели контракт, то это уже преступление», — рассказал ИА «Татар-информ» сотрудник исполкома ОНФ в РТ Георгий Дикопольский.
«За мою практику мало было преднамеренных нарушений в Татарстане, в других регионах, судя по общению с коллегами, грубых нарушений намного больше, много нерадивых подрядчиков и коррупционный фактор присутствует», — подчеркнул Дикопольский.Георгий Дикопольский отметил, что в случаях, когда аффилированность заказчика с подрядчиком доказывается, делом могут заняться и следственные органы.
«Что касается аффилированности муниципалитета с подрядчиком, то такие прецеденты бывают, но они выявляются больше следственными органами, и по многим из них есть уже уголовные дела. Я не могу сказать, что у нас часто бывает такое, если и есть, то силовые органы работают достаточно хорошо. Не было такого, чтобы мы нашли нарушение, передали в органы и кого-то по этому делу привлекли. Да, мы указывали на ошибку, но, чтобы довели грубые нарушения до уголовного дела — такого не было», — рассказал Дикопольский.
Нет комментариев-