«Только на проект ушло 30 миллионов рублей, сама реставрация в 2015 году была оценена в 300 миллионов», – сообщила корреспонденту ИА «Татар-информ» директор Казанского художественного училища имени Фешина Ольга Гильмутдинова.
Напомним, расположенное по красной линии одной из главных улиц центра Казани (Карла Маркса, 70) здание изначально строилось Карлом Мюфке для художественной школы. Отсюда не только эстетически привлекательный внешний вид и характерные элементы интерьера (колоритные лестницы, арки, ниши, лепнина), но и заведомо продуманные огромные помещения для мастерских, и естественное освещение. Так, на верхнем, третьем этаже, окна значительно большего размера, чем обычно, расположены под уклоном, захватывая часть покатой крыши. Это делает помещение и более светлым, и обеспечивает более длительное и особенное в зависимости от времени дня освещение.
Здание является примером постройки периода стилизаторства, навеянной Новыми торговыми рядами на Красной площади (ныне ГУМ) архитектора Александра Померанцева. Здесь в свое время учились Николай Фешин, Александр Родченко, Баки Урманче, Давид Бурлюк и другие знаменитые художники.
Однако после революции, в 1926 и по 1929 в здании расположился индустриальный техникум повышенного типа, в 1929 – 1930 годах его сменил политехнический институт, затем в 1930 – 1941 годах – институт инженеров коммунального строительства. После чего шесть десятилетий с 1941 по 2003 годы здание было отдано под второй корпус КАИ и лишь в 2004, почти 80 лет спустя, возвращено Казанскому художественному училищу. С 2008 года на правах безвозмездной аренды с училищем соседствует Казанский филиал Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова.
Статус объекта культурного наследия федерального значения зданию присвоено в 1995 году.
Тем не менее, до наших дней, за десятилетия эксплуатации и не по назначению, и с потребительским отношением временных «поселенцев», памятник архитектуры с огромной площадью в 5232,2 м² хоть и сохранился, но пришел в упадок.
Так, например, П-образное по форме здание, как объяснила завуч училища и заместитель директора Казанского филиала МГАХИ по научной работе Елена Даричева, согласно авторскому проекту, было разделено условно на преподавательскую и ученическую части.
Преподавательскую, ту, что казанцы и гости столицы привыкли видеть с фронтально-фасадной стороны по улице Карла Маркса, от второго этажа насквозь до купола на крыше пронизывал и освещал так называемый световой фонарь. Сохранившийся сейчас на крыше посередине фасада купол был изначально выполнен из стекла, потолочно-напольные покрытия второго-третьего этажей в соответствии с его радиусом были также прозрачны, что позволяло лучам света проходить насквозь. Сейчас о световом фонаре напоминают лишь круглые «заплатки» на потолке и полу «пронзаемых» когда-то светом этажей.
На втором этаже преподавательской части здания, рядом с холлом, куда в прежние времена как раз проникал свет уникального фонаря, находится актовый зал. Правда, со времен КАИ он был отведен уже для занятий физкультурой. Из арки исчез портрет Николая II, вместо него в зале за порядком до сих пор «наблюдает» скульптура Ленина. Роспись стен тоже была замазана краской в соответствии с аскетичными вкусами советской эпохи. Однако и здесь, и на первом этаже в холле, к счастью, сохранились элементы лепнины с вензелем-эмблемой «КХШ» – Казанская художественная школа.
Если на первом и втором этажах этой части здания затронутые временем изменения, кажется, лишь украшают его, то на третьем все отчетливее становится понятно, что памятник архитектуры не регионального, российского масштаба, буквально трещит по швам.
Под крышей лестничного пролета огромное пятно от протекающей крыши, ветхие перегородки и двери более позднего периода. Снова выкрашенные краской теперь уже перегородки помещений, которые в бытность авиационного вуза дробили огромные пространства мастерских, приспосабливая их под помещения для занятий инженеров.
В одном из кабинетов четко видны следы заложенного выхода в хоры актового зала. Снова протекающая крыша и осыпающаяся штукатурка.
При всем этом фасадная часть здания и первый этаж перехода во вторую активно используется художественным училищем и филиалом института Сурикова. А вот вторая половина, исторически проектировавшаяся как ученическая, с момента передачи от КАИ простаивает в откровенно аварийном состоянии.
Декор лестниц, хоть и более скромных здесь, пожалуй, единственное, что напоминает о величии и красоте здания в прошлом. Покинутые помещения второй десяток лет пустуют в хаосе мусора, осыпающихся стен, гуляющего по комнатам ветра. В наиболее удаленной части здания наскоро заложено утеплителем выходящее на улицу отверстие, вероятно, от какой-то трубы; видно, что начаты, но заброшены работы по установке пластиковых окон, установлены растяжки, призванные сдерживать хоть как-то стены от обрушения.
«Сейчас у нас контракт с училищем на безвозмездное пользование зданием, после оно полностью будет принадлежать училищу (напомним, накануне стало известно о том, что МГАКИ официальным письмом уведомил Министерство культуры РТ о ликвидации филиала в Казани – прим. Т-и). Правда, оно в аварийном состоянии, придется им его ремонтировать», – прокомментировали в приемной директора Казанского филиала института Сурикова. – «Планы на ремонт были и в самом начале создания нашего филиала. В 2010 году даже было выделено 12 миллионов на ремонт, но потом эту сумму Министерство культуры Республики Татарстан без объяснений заморозило, не дав расходовать».Как подтвердили ИА «Татар-информ» в Министерстве культуры РТ проект реставрации здания (выполнен проектным институтом «Татинвестгражданпроект» на основе наработок архитектора-реставратора Татарского специального научно-реставрационного управления Рании Раимовой – прим. Т-и) действительно был разработан и согласован. Однако дальнейшие перспективы его реализации в настоящее время неясны. В то же время, как сообщили в пресс-службе ведомства, несмотря на трехстороннее соглашение о создании филиала в 2008 году (между РТ, МГАХИ имени Сурикова и Российской академией художеств), за все эти годы из федерального бюджета денег на его содержание не поступало ни разу. Республика Татарстан, со своей стороны, в том числе на личную просьбу Зураба Церетели «пока» финансировать учреждение за счет республиканского бюджета, в течение 9 лет существования Казанского филиала института Сурикова направила на его нужды 124,1 млн рублей.
От предметного диалога о планах реставрации здания Казанского художественного училища имени Фешина директор учреждения Ольга Гильмутдинова отказалась, сообщив только, что работа над задачей по ремонту памятника архитектуры планомерно продолжается.
Подробный фоторепортаж о состоянии здания Казанского художественного училища смотрите по ссылке.
Нет комментариев-