Рисунки: Екатерина Семенова
В понедельник по России прошло несколько цифровых протестов. Они охватили Ростов-на-Дону, Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Пользователи онлайн-площадок «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» оставляли в сети комментарии против режима самоизоляции, жаловались на потерю рабочих мест и просили ввести режим ЧС.
«Виртуальные митинги — сгусток общественного мнения, выраженного в слове»
Мир изменился. То, что было вчера на улице, сегодня может вполне происходить в сети. Причем цифровые протесты даже более эффективные, чем привычные на улице, уверен Михайлов.
«Люди, которые выходят на улицы, не всегда понимают, что делают, половину не слушают и демонстрируют свой протест ногами. Другое дело, когда мы имеем дело с сетями. Это очень серьезная проблема. Сети — форма выражения собственного мировоззрения, гражданской позиции. Я думаю, все, что сейчас происходит в сетях, имеет очень долгоиграющую основу», — рассказал собеседник агентства.
По его словам, онлайн-демонстрации показывают количество людей, не согласных с мнением политического руководства, и являются сгустком общественного мнения, выраженного в слове. Причем ситуация абсолютно неконтролируемая, и протесты могут возникнуть на любой онлайн-площадке, не только на платформах «Яндекса».
«С точки зрения противодействия подобного рода публичным протестам, я пока не вижу каких-либо антидотов. Мы вышли на новую форму общения людей по политическим вопросам»Александр Михайлов
Кроме того, виртуальные митинги могут стать реальной угрозой и уже сейчас являются «серьезным звоночком» для власти. Причем привязать подобную форму протеста к экстремизму не получится, отметил Михайлов.
«Сейчас это будет обкатано в условиях коронавируса, а завтра в других политических условиях. Будь то голосование за поправки в Конституцию или выборы», — заявил ветеран ФСБ.
«Взаимодействие государства и общества не должно выстраиваться через полицейские дубинки»
Эксперт подчеркнул, что любой протест — это вторичное явление. Первичными являются экономика, благосостояние, права человека и его свободы. В условиях сложившейся экономической ситуации, пандемии коронавируса и режима самоизоляции власти должны решать эти ключевые вопросы эффективно и быстро.
«Я думаю, надо серьезно задуматься, как взаимодействовать с обществом. Взаимодействие не должно выстраиваться через полицейские дубинки. Должен быть нормальный открытый диалог с разъяснением позиций и мер, которые принимает государство»генерал-майор ФСБ
Однако сегодня этот диалог очень серьезно затруднен, потому что у людей слишком высокая «мировоззренческая турбулентность», считает Михайлов.
«У людей, которые на протяжении длительного времени находятся в условиях самоизоляции, накапливается отрицательная энергетика. Она выплескивается в самых разных формах: от домашнего насилия до разбоя на улицах и отбирания продуктов у стариков», — сообщил генерал-майор.
По его словам, сегодня появляется большое количество провокаторов, которые могут использовать протест в личных интересах. Они не думают о том, как выжить в сложившихся условиях, а лишь о том, как использовать эту ситуацию для решения своих идеологических или политических вопросов.
«Мы живем в долине гейзеров — непонятно, когда нас ошпарит очередной кипяток протеста»
Несмотря на пандемию, во Владикавказе прошел реальный митинг — протестующие против режима самоизоляции вышли на улицы города.
«Мы говорим о дотационной республике, где сосредоточено много проблем. Многие жители региона заняты в частном предпринимательском секторе, который сейчас обрушен, а им надо выживать, зарабатывать деньги, кормить детей. На Кавказе эти проблемы особенно остры», — считает Михайлов.
Кроме того, у митингующих накопилось немало вопросов и претензий к руководству республики, добавил он.
«Мы живем как на вулкане, не знаем, где рванет. Есть долина гейзеров, где столб воды периодически выбрасывается из самого непредсказуемого места. Мы сейчас живем в этой долине гейзеров, и непонятно, когда нас ошпарит очередной кипяток протеста или негодования»Александр Михайлов
Будет ли ситуация во Владикавказе обостряться, напрямую зависит от тех мер, которые предпримет власть, и от того, как она будет выстраивать диалог с обществом. Они могут потушить проблему или взорвать ее.
«Разговаривать с толпой практически невозможно. Как правило, толпа не слушает и не собирается слушать. Она не для этого вышла, чтобы им объяснили, что у нас происходит и как мы будем жить дальше. Толпа выходит, чтобы выплеснуть свои эмоции, и для этого выбирает определенный объект, на который она будет их выплескивать. Это может быть власть, чиновник или объект, который вызывает всеобщую злость», — поделился Михайлов.
Сейчас самое главное не в том, как усмирить протестующих, а сделать всё для того, чтобы этих волнений больше не было, — погасить идеи протестов еще на стадии зарождения идеи. Власть должна использовать все ресурсы, которые в ее руках, для того, чтобы этот кипяток не ошпарил не только всю республику, но и всю страну, добавил эксперт.
«Татарстан — более мудрая республика»
По мнению Михайлова, Республика Татарстан в меньшей степени подвержена протестному движению.
«Татарстан более мудрая республика. В Татарстане мудрый народ. Мы видим, как разительно изменился регион в последние годы. То есть если кому-то и протестовать, то в меньшей степени татарстанцам»генерал-майор ФСБ
Однако провокаторы и подстрекатели могут найтись везде. Поэтому многое зависит также от «таланта» организаторов подобного рода акций, объяснил ветеран ФСБ.
«Мне кажется, на сегодняшний день в Татарстане другая ситуация, менее взрывная», — заключил он.
Нет комментариев-