«Скажите, что в платке она выглядит, как бабушка»
Как рассказала агентству студентка Омского медицинского колледжа Алина Наврузова, она родилась в смешанной семье: ее мама православная, отец — мусульманин. Родители развелись, когда она была подростком.
«Моя мама вышла второй раз замуж. У нас классическая в российском понимании семья — с европейскими традициями. Но во мне всегда присутствовала тяга к мусульманскому образу жизни. Я еще в школе начала самостоятельно изучать ислам, искать ответы на какие-то свои вопросы... И когда наступила пора выбирать стиль в одежде, стала искать, что же мне больше всего подходит. Поняла, что мусульманская одежда отвечает моим внутренним потребностям. Кстати, родители никогда не препятствовали моим намерениям. Они уважают мой выбор, и я им за это благодарна», — рассказала Алина.
По словам Алины, элементы мусульманской одежды она начала носить после девятого класса. Тогда же поступила в медицинский колледж. «На первом курсе я только покрывала голову платком, причем носила, как косынку — шея была открыта, а лоб прикрыт. Не всегда надевала платок, время от времени, сама привыкала к новому образу и следила за реакцией окружающих. Потом хиджаб стал неотъемлемой частью моего гардероба», — пояснила девушка.
По ее словам, в начале со стороны преподавателей и студентов никаких вопросов не возникало. Единственным условием от администрации было носить белые платки, а не цветные. Студенты вели себя доброжелательно, хотя встречались и такие, кто утверждал, что «Алину заставляют так одеваться». У Наврузовой эти утверждения, по ее словам, вызывали улыбку.
Но скоро ей стало не до смеха. Как-то в колледже студентку вызвали на заседание комиссии по профилактике правонарушений, где в категоричной форме потребовали снять платок. Затем с Наврузовой проводили беседы в правоохранительных органах. Говорили, что она выделяется своим видом и может спровоцировать реакцию неадекватных людей. Прозвучала фраза: «Могут и ножом пырнуть». Внимание людей в погонах напугало девушку. Какое-то время она не носила платок в учебное время. Но затем вернулась к нему. И, по ее словам, давление возобновилось.
Алина узнала, что куратор группы попросила студентов поговорить с ней. «Скажите, что в платке она выглядит как бабушка, а ведь у нее такие красивые волосы…» — передали ее высказывание ребята. Был случай, когда Наврузову не пустили в колледж под предлогом, что «ее внешний вид не соответствует облику медицинского работника». По уверению Алины, в течение трех лет учебы ее не оставляли в покое. И она решила дать отпор — подала в суд на администрацию медицинского колледжа.
Первая судебная попытка оказалась неудачной. Я хотела защитить свое право на ношение платка в стенах учебного и любого другого заведения. А юрист в иске сделал акцент на компенсации морального ущерба и проиграл суд. Потом меня одногруппники пытались уколоть: «Если бы тебе выплатили компенсацию, то сняла бы платок?» Неприятно от того, что мои намерения были искажены. Тем более, что я борюсь не только за свои права. Знаю, что в нашем колледже и другим мусульманкам запрещают носить хиджабы.Алина Наврузова
Второй раз ее защищать взялся казанский адвокат Руслан Нагиев. Суд первой инстанции отклонил требования Алины. Но девушка не считает себя проигравшей. «После того, как о моем деле написали в Интернете, стали поступать сообщения от девушек-мусульманок из других городов России. Они жаловались на то, что в их учебных заведениях тоже действуют запреты на ношение платков. Одно обращение поступило даже от будущего юриста!» — заметила Наврузова.
Алина не собирается отступать. «Я представила, как моих будущих детей преследуют за то, что они одеваются „не так, как все“. Не могу этого допустить», — заявила студентка.
Кстати, в медколледже она встретила своего избранника и вышла за него замуж.
«Вызывает эстетическое раздражение»
Казанский адвокат Руслан Нагиев рассказал корреспонденту «Татар-информ», что взялся за это дело «по порыву души». «У меня четверо детей. Старший примерно в таком же возрасте, что и Алина. Захотелось ее защитить», — заметил юрист.
По словам Нагиева, в данном случае нарушается конституционное право на вероисповедание. По его мнению, нарушено не только основополагающее право гражданина РФ, но и другие. «Алине было 17 лет, когда ее начали вызывать на различные комиссии, собеседования. Все это незаконно без присутствия родителей», — отмечает юрист.
«В Омске не так уж мало мусульман. Здесь несколько мечетей. Есть мусульманская община, в которую входят коренные жители города, поэтому поднятая проблема касается не только Наврузову», — считает Нагиев.
Запрет же на ношение платка закреплен исключительно правилами внутреннего распорядка местного медколледжа. «Никаких предписаний министерства образования, министерства здравоохранения на этот счет не имеется», — подчеркивает юрист. В своде правил же сказано, что внешний облик медицинского работника не должен вызывать эстетического раздражения. По мнению администрации колледжа, неприемлемым считается неопрятная прическа, яркий цвет волос. Ничего подобного в случае с Алиной не наблюдается.
Более того, медицинская косынка внесена в перечень головных уборов медработников.
Белая косынка или платок, покрывающий голову и шею, стал элементом облика сестер милосердия, движение которых было основано еще в 1867 году в царской России. Оно до сих пор существует. Одной из представительниц движения даже присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». То есть ношение платка медработниками имеет исторические корни.Руслан Нагиев
Что же касается международного опыта разрешения подобных споров, то Нагиев на суде привел пример из практики Европейского суда по правам человека. По делу «Эвейда и другие против Соединенного Королевства Великобритании» суд признал незаконным запрет работодателя носить предметы религиозной одежды или религиозные аксессуары во время работы.
Более того, по мнению Нагиева, во время распространения коронавирусной инфекции ношение платка становится более актуальным. «Платок, закрывающий волосы и шею, обеспечивает большую защиту медицинского работника от вируса, тем более он передается не только воздушно-капельным путем, но и через потожировые выделения», — заметил представитель истицы.
Разумеется, платок, как и другая форменная одежда медработника, должен быть чистым, считают юрист и его подопечная.
На личной странице в Instagram муфтий Татарстана Камиль Самигуллин рассказал про студентку из Екатеринбурга, которая также борется за право носить платок. Он отметил, что «подобный запрет мы наблюдаем даже после внесения в Конституцию России упоминания Бога. Несмотря на то, что в тексте закона „четко отражена традиция веры в многонациональном российском обществе“, однако нарушения все равно происходят». Пост вызвал живой отклик у подписчиков. Они попросили ДУМ РТ не оставлять подобное без внимания.
Нет комментариев-