Мэр Казани Ильсур Метшин принял участие в осмотре исторических зданий центра города, реставрационные работы на которых подходят к завершению.
«Моего полета мысли не хватало представить, насколько из объекта культурного наследия, который стоял сараем, сделать такой шедевр Казани. В нашей памяти “Спутник” [кинотеатр] – это такая коробка, завешанная не всегда свежими афишами. Мы начали работать с этим объектом в 2012 году и были тогда рады любому предложению, любому инвестору. Ходили уговаривать их взять этот объект. А эта компания («Восток-С». – Ред.) нашла силы, средства, чтобы восстановить здание в таком виде. Объект сделан с любовью и гордостью и с лучшими экспертами. Это редкий случай истинного патриотизма к городу», – поделился градоначальник впечатлениями о реставрации по исходному проекту 1872 года лавок купца Андрея Александровича Курманаева.
В кинотеатр здание (пересечение улиц Профсоюзной и Чернышевского) было перестроено в 1961 году. К концу 90-х годов прошлого столетия полностью перестало как-либо функционировать и долгие годы стояло сначала заброшенным, а потом и полуобрушенным. После нескольких лет поисков инвестора реставрационно-восстановительные работы были здесь, наконец, начаты в 2016 году. Правда, от постройки середины XIX века из-за множественных невозвратимых утрат подлинной удалось сохранить лишь одну стену со стороны улицы Профсоюзной. Она была по кирпичику перебрана и собрана заново со второго по третий этаж. Кладка первого этажа сохранилась аутентичной.
«Укрепили фундаменты и углубились внутрь. Сделали крутую подпорную стенку. Нам повезло, что здесь перепад рельефа, за счет этого мы опустились еще на один этаж вниз и смогли организовать парковку, без которой в наше время никуда. Планировочное решение здания не сохранилось, потому что “Спутник” при эксплуатации все разрушил. Но это и не предмет охраны в данном случае. Все остальное мы воссоздали по чертежам в габаритах здания», – рассказала архитектор-реставратор высшей категории, автор проекта реставрации и приспособления здания Светлана Мамлеева.
При этом она отметила, что в свое время купец надстроил и перестроил свои лавки из каменного одноэтажного домика, который существовал на этом месте еще раньше.
«Так что это у Курманаева тоже реконструкция, он расширил его. И когда мы разбирали штукатурку, это было видно. Но мы докомпоновывали стену кирпичами и отразить это не уже смогли», – пояснила Мамалеева.
Сохранившуюся историческую стену легко можно отличить с фасада по улице Профсоюзной. Старый кирпич существенно разнится по виду с новым реставрационным, который специально по аутентичным размерам заказывали из Бельгии. Все остальное – дубовые двери, ковка декора, оконные рамы и т.д. – местного производства.
К настоящему моменту работы по реставрации здания, как заверяет собственник, на 90 процентов завершены. Скоро в выявленном объекте культурного наследия РТ откроется ресторан и появятся офисы. Через дворовую территорию будет организован дополнительный проход от улицы Кремлевской к Профсоюзной.
Рассматривая эскизы и старые фотографии лавок купца Курманаева, мэр Казани иронично заметил:
Следующим объектом пресс-тура стали торговые ряды Хлебного базара. Несколько соседних зданий (Профсоюзная, 10/14, 12, 14 и 16) конца XVIII – начала XIX века признаны объектами культурного наследия муниципального (городского) значения.
Реставрация здесь ведется постепенно с 2005 года. К Универсиаде 2013 года уже были приведены в порядок фасады. Сейчас в помещениях располагаются два ресторанчика и цветочный магазин.
В интерьерах максимально сохранен акцент на становящуюся все более модной в наше время историческую кирпичную кладку, оригинальные своды и даже перекрытия. Поскольку изначально в здании был так называемый холодный чердак, сохранились до наших дней огромные старинные деревянные балки, которые около 200 лет удерживали каркас построек.
Приспосабливая помещения под современные нужды, как рассказала «Татар-информу» архитектор-реставратор проекта Ирина Карпова, сначала планировали создать мансардный этаж, потом решили сохранить холодный чердак, но в итоге колоритные деревянные балки интегрировали в актуальный интерьер, усилив их дополнительными металлическими стяжками.
В здании на Профсоюзной, 12 сохранились два старинных камина. Реставрационные работы в комплексе Хлебного базара еще не закончены. Главная проблема всего квартала – теплотрасса, которая в советское время была проложена сквозь нижние, подвальные помещения. Там же находятся подлинные своды. Из-за проходящих коммуникаций использовать эти площади сейчас невозможно, а перенос теплотрассы очень трудоемок и затратен. Сводчатые подвалы пока лишь приоткрыли под напольным стеклом, чтобы посетители могли оценить их массивную эстетику.
«Мы не в состоянии решить эту задачу одни, без участия города. Проектная документация на сводчатое подвальное помещение у нас уже готова, она на рассмотрении. Но сложность в том, что речь идет обо всем квартале», – сказал Эдуард Колтун, руководитель компании «Основа», в чьей собственности находится исторический объект.
Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева пообещала инвестору помощь исполкома в разрешении этого коллапса. И поддержала идею создания во дворе зданий общественного пространства и дополнительной пешеходной связи через него от улицы Баумана к Профсоюзной.
Есть возможность освободить некогда существовавшую здесь Хлебную площадь и сделать на ее месте обновленное пространство с лавками и кофейнями», – поделилась планами Ирина Карпова.
Завершающим в экскурсии по отреставрированным объектам центра Казани стал дом Лисицина – Емелина (Пушкина, 10). В его флигеле родился известный на весь мир оперный певец Федор Шаляпин. Сам флигель, правда, не сохранился, но дом внесен в список региональных памятников.
«Здание нам досталось с разрушенным фундаментом. Осадки почти полностью разрушили и стены, поскольку крыши не было. Так что в первую очередь мы проработали здесь противоаварийные мероприятия, чтобы остановить разрушение. Но самая главная трудность – это финансирование. В восстановлении здания принимали участие пять инвесторов», – сказал генеральный директор УК «Капитал» Глеб Головин.
Памятник сохранил свой контур и частично внутренние решения (своды, стены из старинного кирпича), все остальное подлежало преображению, преимущественно усилением. Кровлю установили полностью новую, поскольку прежняя к старту работ отсутствовала.
Самое удачное решение дома Лисицина – Емелина – деревянная фальшстена с имитацией окон жилых комнат. Ее создали во дворе, за аркой, через которую, как обещает инвестор, после открытия объекта войти сюда и полюбоваться результатом сможет любой желающий. Доски для этой натуральной декорации использовали, к слову, не новые, а специально привезли с разборов деревянных домов в Вологодской области.
«Огромную поддержку в завершении работ мы получили с образованием нового комитета (по охране наследия. – Ред.). Они помогли нам с оформлением документов, оперативно подхватили наш объект и мы получили свидетельство о вводе в эксплуатацию», – пояснил Глеб Головин.
Как со своей стороны резюмировала Татьяна Прокофьева, еще 10-15 лет назад в Казани мало кто понимал ценность исторических зданий. Самым сложным, по ее словам, было «сломать стереотип, потому что все хотели быстрых денег».
«Время доказало, что можно идти и по другому пути», – подытожила главный архитектор столицы Татарстана.